Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3
ОБЩАЯ ЧАСТЬ..........................................................................................................6
1.ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ………………………………..………...…………………………………6
2.ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ……..……………….……………….14
3.ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ………………………………………………………...………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………………………….…...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....30
……………………………………………..…

Файлы: 1 файл

2.Пояснительная записка.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                         2

[Введите текст]

 

Министерство образования  и науки РФ

Комитет по образованию  Администрации Волгоградской области

Государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования

«Волгоградский социально-педагогический колледж»

 

 

 

 

Курсовая  работа по финансовому праву

 

Внебюджетные  фонды

 

 

 

 

 

 

 

                                              Исполнитель: Иванова Мария Петровна

                                                                                          

                                        студентка 5 курса заочной формы обучения

                                                             специальность «Правоведение» 

                                                                   

                                                             Руководитель: Быкадорова А.С

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград,2011

 

 

                

СОДЕРЖАНИЕ

 

  

  ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3

   общая часть..........................................................................................................6

      1.ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА  ВНЕБЮДЖЕТНЫХ     

     ФОНДОВ………………………………..………...…………………………………6

   2.вИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ……..……………….……………….14

      3.ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ  

     ФОНДОВ………………………………………………………...………………....24

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………………………….…...27

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....30

   ПРИЛОЖЕНИЕ 1…..…………………………………………………………..… 32

 

Введение

 

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего  ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку изменил  содержание хозяйственного механизма  в стране, организационные структуры  отдельных его частей, в т. ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования. На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых  основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования  Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации

(С 2000 года Государственный  фонд занятости населения не  формируется).

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных  внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды и их роль в решении социальных задач.

 

 

 

Общая часть

1. Понятие и характеристика внебюджетных фондов

Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

        • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";
    • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Впервые целевые  бюджетные фонды стали создаваться  в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические  отношения на основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача "разгрузить" бюджет от существенной доли социальных расходов, которые  в рамках бюджета финансировались  с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних  связях денежные средства идут в одном  направлении: от финансовых звеньев  к внебюджетному фонду. Такая  связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между  внебюджетными фондами и другими  звеньями финансовой системы

В двух направлениях. Так фонды социального страхования  образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие  важные социальные задачи:

    • социальная защита населения;
    • повышение жизненного уровня населения;
    • сохранение и улучшение здоровья населения;
    • социальная ориентация безработного населения;
    • оказание социальных услуг населению.

Государственные внебюджетные фонды относятся к  федеральной собственности, имеют  социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Итак, государственный  внебюджетный фонд- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:

    • Пенсионный фонд РФ;
    • Фонд социального страхования;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете. (1)

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет(2):

      • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

___________________

  Бюджетный кодекс Российской Федерации: (От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 26.04.2007 -Ст. 145).

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: (От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 26.04.2007 -Ст. 146).

 

      • добровольных взносов физических и юридических лиц;
      • других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Информация о работе Внебюджетные фонды