Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

В настоящее время перед экономикой нашего государства стоят задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений. Мы выяснили, что в решении этих проблем помогают внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Можно сказать, что внебюджетные фонды – это один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Мы считаем, что они решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ  ФОНДЫ

Е.К. Киселева

Лечебный факультет ГБОУ ВПО ЧелГМА Миздравсоцразвития России

 

В настоящее  время перед экономикой нашего государства стоят задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений. Мы выяснили, что в решении этих проблем помогают внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Можно сказать, что внебюджетные фонды – это один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Мы считаем, что они решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды выступают  одним из звеньев общегосударственных  финансов. В нашей стране уже действуют  фонд государственного социального  страхования, пенсионной фонд, фонд здравоохранения Российской Федерации и др. С переходом к рыночным отношениям базовые отрасли народного хозяйства требуют замены изношенного оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов; легкая и пищевая промышленности фактически нуждаются в своем возрождении; существует огромная потребность в поддержке и развития сельского хозяйства и связанной с ним перерабатывающей промышленности и т.д. Все это сопровождается нарастанием кризиса в финансовой области: растут темпы инфляции, увеличивается дефицит бюджетов, огромных размеров достиг внутренний и внешний долг страны. В этих условиях стремительно падает жизненный уровень народа, особенно незащищенных слоев населения. Таким образом, существует реальная потребность в значительных объемах финансовых ресурсов и целесообразность их концентрации на государственном (территориальном) уровне [3, C. 197]

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в  общегосударственном (территориальном) масштабе мы можем выделить государственные и местные бюджеты. Но ряд факторов обуславливает целесообразность параллельного использования и другой формы – внебюджетных фондов. Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств. Динамическое изменение экономической обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе, и в области перераспределения финансовых ресурсов. Между тем, использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов – исполнительными органами. Следовательно, существует реальная возможность расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе, в части соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку. Немаловажным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает и дефицит бюджета. Превышение расходов над доходами требует не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения в покрытие определенных видов расходов. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе предпринятой оперативной самостоятельности. В западных же странах число таких фондов колеблется от 30 до 80. У нас в зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные (рис. 1).

 

Рис. 1 Классификация внебюджетных фондов

Из всех внебюджетных фондов, мы выделили несколько, на наш взгляд, самых важных, в первую очередь это пенсионный фонд Российской Федерации. Он образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ [1, C. 50].

Финансирование  пенсий по государственному обеспечению  производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Во-вторых, фонд социального страхования Российской Федерации. Он является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение [1, C. 38].

Фонд социального  страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной  нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о  ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Также, мы не можем оставить без внимания Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), который образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991г. № 499-1 [1, C. 52]. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается  на республиканском и территориальном  уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих  лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда  используются на оплату медицинских  услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется  за счет страховых взносов и бюджетных  ассигнований. Плательщиками выступают  предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и  организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых  взносов определяется верховной  законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам  России по месту жительства или по месту работы вручается страховой  полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Ещё один немаловажный фонд – это фонд занятости населения. Он образован в соответствии с законом РСФСР от 19 апреля 1991г. Созданный для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости от 6 июня 1993г. [1, C. 48]. Этот Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации.

Страховой тариф взносов в Фонд для юридических лиц установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Освобождены - инвалиды, религиозные объединения и т.д.

Таким образом, мы можем выделить следующие возможности внебюджетных фондов:

а) влияние на процесс производства путем финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;

б) обеспечение  природоохранных мероприятий, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

в) оказание социальных услуг населению путем выплаты пособий, пенсий и т.д.;

г) предоставление займов, в том числе, и зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти – центральных, республиканских и местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Таким образом, мы можем сказать, что источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительную деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

В ходе работы мы узнали, что правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части, передаваемой в распоряжение территориальных властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования и другие. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды. А также мы выяснили, что целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется различным, в том числе, специально созданным административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом [1, C. 96].

 

Литература:

  1. Конституция России – М.: Литера, 2012. – 64 с.
  2. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации / А. С. Нешитой. - М.: Дашков и Ко, 2005. – 336 с.
  3. Поляк, Г. Б. Государственные и муниципальные финансы / Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 319 с.

Информация о работе Внебюджетные фонды