Внебюджетные фонды, их структура и источники формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить экономическое содержание и значение внебюджетных фондов
2) изучить особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ и определить перспективы их развития.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 440.74 Кб (Скачать файл)

Введение

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости  социальной защиты людей. Для этих целей  за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения.

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального  производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются  мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный  трудоспособными гражданами и прошедший  затем перераспределение через  бюджеты и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые  в бюджеты и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику. Главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Актуальность темы курсовой работы: В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Целью данной курсовой является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1)    изучить экономическое  содержание и значение внебюджетных  фондов

2) изучить особенности  функционирования внебюджетных  фондов в Российской Федерации

3) дать обзор современного  состояния социальных внебюджетных  фондов РФ и определить перспективы  их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов.

 

    1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

 

Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении или региональных местных  органов самоуправления и имеющих  целевое назначение. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть с  расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением  централизованного государства  начинается период унификации специальных  фондов. На основе объединения различных  фондов был создан государственный  бюджет.

В современных  условиях наряду с бюджетом вновь  повышается значение внебюджетных фондов.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. [] средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти:

    1. усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;
    2. передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
    3. создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
    4. снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения[24].

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению  Правительства Российской Федерации  принимаются в форме федеральных  законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период.

В случае внесения проекта бюджета  государственного внебюджетного фонда  Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

1)   запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

2) денежные  средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

3)   формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

4)  страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

5) на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды,  распространено большинство норм  и положений Закона РФ “Об  основах налоговой системы РФ”;

6) денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

7) расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых  общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной  самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

 

 

1.2. Классификация внебюджетных  фондов

 

Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных  или местных органов власти и  имеющих целевое назначение. Они  являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

По разным оценкам, количество формируемых  в РФ внебюджетных фондов достигает  нескольких десятков. В связи с  этим актуальным представляется вопрос об их классификации. Существует несколько критериев классификации внебюджетных фондов, в частности:

1) в зависимости от субъектов,  которые определяют порядок формирования и использования фондов, все они делятся на государственные (федеральные) и фонды субъектов РФ;

2) по социально - экономическому содержанию (в зависимости от целевого назначения) выделяют фонды экономические и социальные;

3) по способу образования фонды  подразделяются на фонды, выделенные в составе бюджетов, и фонды, имеющие автономное управление;

4) по характеру использования  в материальных отраслях народного  хозяйства существуют фонды технологического  развития и фонды поддержки отраслей;

5) по источникам и механизму  формирования ресурсов различаются  внебюджетные фонды, формирующиеся  за счет отчислений от фонда  оплаты труда и имеющие налоговый  характер, за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников [20].

Несмотря  на то, что классификаций внебюджетных фондов существует достаточное количество, хотелось бы более подробно остановиться на их классификации в зависимости от источников формирования, назначения и масштабов  использования.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особо  важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей (Рис.1).

 

Способы создания внебюджетных фондов


Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение

Формирование целевых  фондов с собственными источниками  доходов

 


 

 

  

 

 

 

Рис.1 Способы создания внебюджетных фондов

 

Целевые внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Источниками  формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные  платежи, установленные законодательством  РФ, субъектов РФ, решениями местных  органов власти; 2) добровольные взносы  юридических и физических лиц; 3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими  лицами; 4) другие доходы, предусмотренные  соответствующими законодательными  актами.

В зависимости  от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач[24].

В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

    1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
    2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
    3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

Средства  большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией  конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни неблагоприятного социального  и экономического положения некоторых  групп населения.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме  федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

- по  решению региональных и муниципальных  органов власти для решения  региональных и местных задач;

- для  решения отраслевых задач.

Проекты бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение представительных органов  субъектов Российской Федерации  одновременно с проектами законов  субъектов РФ о бюджете на очередной  финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов  Российской Федерации о бюджете  на очередной финансовый год.

 

 

 

 

II. Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации

 

2.1 Социальные фонды

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации в  Российской Федерации функционирует  ряд внебюджетных социальных фондов.  При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета  финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов - Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом.

Информация о работе Внебюджетные фонды, их структура и источники формирования