Внебюджетные фонды, их структура и источники формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить экономическое содержание и значение внебюджетных фондов
2) изучить особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ и определить перспективы их развития.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 440.74 Кб (Скачать файл)

Одновременно с социальными  были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую  автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые  бюджетные фонды. Социальные фонды  сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами [20].

В состав бюджетов государственных  внебюджетных фондов входят бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов.

       Бюджетами государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации являются:

1) бюджет  Пенсионного фонда Российской  Федерации;

2) бюджет  Фонда социального страхования  Российской Федерации;

3) бюджет  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования.1

Пенсионный  фонд РФ (ПФР) - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992г.[21]. Как самостоятельное финансово - кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1. []

Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств  внебюджетных социальных фондов. Общий  бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ [21].

 В  бюджет Пенсионного фонда Российской  Федерации подлежат зачислению  следующие доходы:

Неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисленные в ПФ РФ;
  • взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

прочие  поступления2

Закон «О государственных  пенсиях в РСФСР» [] заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения. При этом решались две принципиальные задачи:

1. Средства пенсионной системы  выводились из государственного  бюджета и становились сферой  самостоятельного бюджетного процесса, а ПФ приобретал статус самостоятельного  государственного внебюджетного  фонда.

2. Основным источником финансирования пенсионных выплат становились страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами становился не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФ сохраняли статус федеральных средств, в то же время, по своей природе, они являлись средствами обязательного пенсионного страхования.

Источники средств ПФР представлены на  рис.2.

Источники средств ПФР


Добровольные взносы юридических  лиц

Другие источники

Страховые взносы работодателей

Страховые взносы работающих

Ассигнования из Федерального бюджета


 

 

 

 

 

Рис.2 Источники средств Пенсионного фонда РФ

 

Страховые взносы являются преобладающими доходами ПФР, их плательщиками являются: работодатели (российские и иностранные юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.

Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия.

За счет средств Пенсионного  Фонда осуществляются:

1) выплата трудовых  пенсий, в том числе гражданам,  выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных  пенсий и пособий. Социальные  пенсии - это пенсии людям, не  имеющим заработка (например, инвалиды  с детства), трудовой книжки; пенсии  при потере кормильца. Пособия  на детей военнослужащих срочной  службы; пособия на детей в  возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия  на детей одиноким матерям;  пособия на детей, инфицированных  ВИЧ; а также компенсационные  выплаты гражданам, пострадавшим  на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим  и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются  из госбюджета;

4) содержание аппарата  Пенсионного Фонда;

5) расходы по доставке  пенсий;

6) выплата пособий на  погребение.

Пенсионный Фонд финансирует  различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров  и детей.

Фонд  социального страхования РФ (ФСС  РФ) - второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии  с Указом Президента РФ от 7.08.1992г. [14] Является автономным и строго целевым.

Фонд социального страхования  Российской Федерации – это организация, основными задачами которой являются:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

В бюджет Фонда  социального страхования Российской Федерации подлежат зачислению следующие  доходы:

Неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;   
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

Безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;
  • прочие поступления;3

 

    Источники образования ФСС РФ представлены на рис.3. 

 

 

 

 

Источники образования  ФСС РФ


Страховые взносы предприятий  и других хозяйственных субъектов  независимо от форм собственности

Доходы от инвестирования временно свободных средств фонда

Добровольные взносы граждан  и юридических лиц

Ассигнования из Федерального бюджета

  


 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Рис.3 Источники образования Фонда социального страхования РФ

 

Средства Фонда  социального страхования направляются на:  
- выплату пособий по временной нетрудоспособности;  
- выплату пособий по беременности и родам, пособий на ребенка до полутора лет;  
- выплату пособий на погребение;  
- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;  
- частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;  
- частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей;  
- оплату проезда нуждающимся к месту лечения и отдыха и обратно;  
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда.

Уплата страховых взносов в  Фонд производится в соответствии с  тарифом, утвержденным законодательством  – 2,9 % на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов осуществляется Фондом непосредственно, а также – в рамках своей компетенции – Государственной налоговой службой, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях – также Фондом, но уже с участием профсоюзов. Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях – аппараты органов Фонда социального страхования. При Фонде образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях – координационные советы. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28.06.1991г. []

Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет средств  ОМС. С этой целью создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

В настоящее время медицинское  страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.

В качестве участников медицинского страхования выступают:

1) застрахованные - все граждане  РФ как потребители медицинских  услуг;

2) страхователи - юридические и  физические лица; для работающих - предприятия, учреждения, организации, для неработающих - органы исполнительной власти;

3) страховая медицинская организация  (СМО), которая обязана заключать  договора с медицинскими учреждениями  на оказание медицинской помощи  застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

4) медицинское учреждение, которое  лечит застрахованного и получает  денежные средства от СМО;

5) Федеральный и территориальный  фонды ОМС [23].

 

В бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования подлежат зачислению следующие доходы :

 Неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

         Безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

 прочие поступления;4

Источники финансирования средств Федерального фонда ОМС представлены на рис.4.

 

Рис.4 Источники финансирования Федерального фонда ОМС

Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субъектов федерации. По состоянию на 1 января 2011 года  в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Страхователями при  ОМС являются: для неработающего  населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) - органы государственной власти всех уровней; для работающего населения - работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. ДМС осуществляется разнообразными страховыми организациями, имеющими на это лицензию.

Информация о работе Внебюджетные фонды, их структура и источники формирования