Повышений конкрентоспособности турфирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению конкурентоспособности Тверского филиала туристской фирмы ООО «1001 тур».
Объектом исследования является Тверской филиал туристской фирмы ООО «1001 тур».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРФИРМЫ 5
1.1 Конкурентоспособность туристской фирмы: сущность и основные понятия 5
1.2 Уровни конкурентоспособности туристской фирмы и методы их оценки 7
1.3 Направления повышения конкурентоспособности туристской фирмы 14
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРФИРМЫ ООО «1001 ТУР» И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ 16
2.1 Краткое описание турфирмы и анализ основных результатов её деятельности за период 2009-2011 гг. 16
2.2 Анализ конкурентоспособности турфирмы ООО «1001 Тур» 24
2.3. Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «1001 Тур» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Страт планир_09_12_12 СП.docx

— 208.70 Кб (Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности турфирмы 5

1.1 Конкурентоспособность туристской фирмы: сущность и основные понятия 5

1.2 Уровни конкурентоспособности туристской фирмы и методы их     оценки 7

1.3 Направления повышения конкурентоспособности туристской фирмы 14

2. АНАЛИЗ конкурентоспособности  ТУРФИРМЫ ООО «1001 ТУР» и предложения по ее повышению 16

2.1 Краткое описание турфирмы и анализ основных результатов её деятельности за период 2009-2011 гг. 16

2.2 Анализ конкурентоспособности турфирмы ООО «1001 Тур» 24

2.3. Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «1001    Тур» 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм меняется вместе с  миром и в начале XXI века он стал одним из ведущих направлений  социально-экономической и культурной жизни большинства государств и  регионов мира, а туристская индустрия - неотъемлемым элементом потребительских  моделей и социального поведения  значительной части населения. По статистике Всемирной туристской организации (ВТО) к 2013 году число туристов в мире достигнет 1 млрд. человек, а к 2020г. - 1 млрд. 600 млн. (для примера, в 2000 году - 698 млн. человек) [7]. Однако на мировом туристском рынке Россия занимает весьма скромное место - менее 1,5% мирового туристского потока. Аналогично низка и доля национального туризма в валовом внутреннем продукте страны - менее 2,5%. Но в первое десятилетие этого века развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами [15]. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. В настоящее время в связи с изменчивостью макроэкономических условий внешней среды, усилением конкурентной борьбы и глобализацией бизнеса многие организации приходят к выводу, что выжить в складывающихся условиях они могут при наличии у них четкой обоснованной стратегии своего развития на долговременную перспективу. Это в равной мере относится и к организациям отрасли туризму. Практика показывает, что те туристские предприятия, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли [1, 3]. Стратегическое планирование является необходимой составляющей деятельности турфирмы в современных условиях и базируется на общих концепциях и положениях, имеющих место и в других отраслях экономики, хотя и отличается рядом особенностей в реализации отдельных стратегий [5].

В современных условиях каждому  предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны - особенностям конкретного производства.

Наиболее сложными этапами  этой работы являются осмысление путей  достижения конкурентных преимуществ  и разработка на этой основе мероприятий  по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это и делает актуальной тему данной курсовой работы [8].

Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению  конкурентоспособности Тверского филиала туристской фирмы ООО «1001 тур».

Объектом исследования является Тверской филиал туристской фирмы ООО «1001 тур».

Предметом исследования является стратегическое развитие турфирмы в  условиях современного рынка туристских услуг.

Реализация представленной цели осуществляется посредством решения  следующих основных задач:

- рассмотрение теоретических аспектов повышения конкурентоспособности турфирмы;

- проведение анализа деятельности Тверского филиала туристской фирмы ООО «1001 тур»;

- обоснование предложений по повышению конкурентоспособности анализируемой туристской фирмы.

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности турфирмы

 

1.1 Конкурентоспособность туристской фирмы: сущность и основные понятия

 

Одним из сильнейших факторов, влияющих на динамичное развитие туристической  отрасли, является конкуренция между  турфирмами за лучший продукт, за привлечение  клиентов и т.д. Конкуренция −  соперничество, соревнование между  товаропроизводителями на рынке  за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения  на этой основе максимально возможной  прибыли [6]. Также под конкуренцией (от лат. concurrentia - сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [16]. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей. Недаром говорят, что конкуренция − самый эффективный механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства, поскольку систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства производителя экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Причины (факторы), которые обуславливают  превосходство одной организации  туристской сферы над другой, могут  быть самыми разнообразными. Но в качестве основных принято выделять ценовые  и неценовые факторы, а также  соответствующие им виды конкуренции  туристского продукта или гостиничной  услуги [20].

Ценовая конкуренция − форма конкуренции, основанная на более низкой цене (себестоимости) предлагаемого туристского продукта услуги. При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая цену. Это достаточно гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменять, учитывая факторы спроса, издержек и конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентам легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования и даже к ценовой войне. Различают прямую ценовую конкуренцию, когда широко проводится открытая реклама снижения цен на выпускающиеся и имеющиеся на рынке турпродукты (услуги), a также скрытую ценовую конкуренцию, при которой на рынок туристского бизнеса выводится новый турпродукт (услуга) с существенно улучшенными потребительскими свойствами цена при этом повышается [20].

Здесь можно назвать такие методы, как «ценовой лидер», «следование  в фарватере», «атака», «снятие сливок», «внедрение» [14].

При этом следует учесть опасность  применения некоторых из перечисленных  методов ценовой конкуренции  именно на туристском рынке по ряду важных и объективных причин [3]:

  • цена в туристском бизнесе во многих случаях является одним из факторов оценки при покупке (в силу территориальной разобщенности потребителя и производителя и отсутствия большинства других параметров продукта);
  • в туризме наблюдается особая приверженность потребителя туристского продукта к известным маркам, когда цена уже не играет основной роли при покупке;
  • трудноизменяемые цены в турагентствах по причине невозможности влиять на себестоимость тура (цены поставщиков услуг);
  • для туристского рынка характерна общая неэластичность спроса, на что влияют некоторые из выше названных причин.

Неценовая конкуренция − форма конкуренции, которая основана на факторах, косвенно связанных или вовсе не зависящих от цены. Решающую роль при этом играет качество турпродукции, ее новизна, дизайн, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя. При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позвонит фирмам увеличивать сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой цене. На туристском рынке основная конкуренция в настоящее время ведется именно в неценовом плане на уровне конкуренции качества обслуживания туристов.

Основные направления неценовой  конкуренции [6]:

  • дифференциация и сегментация туристского рынка;
  • специализация туристских предприятий и программ;
  • четкое соблюдение стандартов обслуживания;
  • повышение норм в обслуживании;
  • разнообразие туруслуг;
  • неповторимость предложения;
  • учет психологических особенностей потребителей при обслуживании.

Сложившуюся на сегодня ситуацию в  конкурентной политике турорганизаций характеризует такая крылатая фраза: «Туристское обслуживание все состоит  из очень важных мелочей». И чем  лучше учитываются все эти  «мелочи» при обслуживании туристов, чем более полно учитываются  потребности туриста (пусть даже им самим до конца неосознанные), тем лучше обслуживание, тем больше у такой турфирмы шансов выстоять и конкурентной борьбе с аналогичными организациями.

 

1.2 Уровни конкурентоспособности туристской фирмы и методы их оценки

 

Принято выделять 4 уровня конкурентоспособности [6, 8].

При первом уровне конкурентоспособности предприятий менеджеры предприятий или фирм рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральный». Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких «сюрпризах» ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих услуг, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы «осчастливить» потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары. Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция из далекой и неясной становится близкой и зримой. Одного умения выпускать продукцию надлежащего качества и наладить регулярный менеджмент недостаточно. Нужно позаботиться о том, как превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и тому подобное.

Характерные черты российских предприятий  первого уровня конкурентоспособности  проявляются в следующем:

- понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы (особенно по телевидению) в продвижении продукта;

- слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции. Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить, тем лучше) и любые проблемы со сбытом «отпадут» сами собой;

- неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа;

- недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. При необходимости увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются;

- непонимание роли фактора управления в целом. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом (от типа организационных структур управления до систем внутрифирменного планирования, когда любой техпромфинплан просто переименовывается в бизнес-план).

Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.

Такие компании следуют тем же принципам  и подходам в управлении качеством  продукции и в контроле за уровнем  запасов, и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками  на своем производстве.

К особенностям предприятий второго  уровня конкурентоспособности в  РФ относятся:

- превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт Изучение рынка для них не пустой звук, а планомерная повседневная аналитическая работа, направленная на определение тех «заветных струн» в душе потенциальных потребителей, которые можно задеть действительно эффективной рекламой;

Информация о работе Повышений конкрентоспособности турфирмы