Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить доходы бюджета;
2. изучить налоговые доходы федерального бюджета и их содержание;
3. рассмотреть распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы;

Содержание работы

Введение 3
I. Доходы бюджета 5
II. Налоговые доходы 10
1. Характеристика состава налоговых доходов федерального бюджета 10
2. Федеральные налоги и сборы 10
2.1. Налог на добавленную стоимость 10
2.2. Акцизы 12
2.3. Налог на прибыль организаций 13
2.4. Налог на доходы физических лиц 15
2.5. Налог на добычу полезных ископаемых 17
2.6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 18
2.7. Водный налог 19
2.8. Государственная пошлина 20
3. Распределение налоговых доходов между бюджетами
различных уровней 21
III. Анализ поступлений администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2008-2010 гг. 23
1. Анализ налоговых доходов за 2008-2009 г. 23
2. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2009-2010 г. 24
3. Анализ налоговых доходов за январь-сентябрь 2008 и январь-сентябрь
2010 г. 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 1. Распределение налоговых доходов между бюджетами 32

Файлы: 1 файл

Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетн.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Иностранные юридические лица имеют право исполнять обязанности плательщика НДС Налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате НДС на 12 последовательных месяцев, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн.руб.

Данный налог является налогом на широкое потребление, поэтому наряду с реализацией товаров (работ, услуг) на территории России объектом обложения налогом является собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и некоторые другие операции с товарами (работами, услугами).

Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном по «рыночной цене». При исчислении базы НКРФ предусматривает перечень операций, не облагаемых НДС. Данные операции носят социальный характер, они утверждаются исполнительными органами федерального уровня.

Налоговая база расширяется за счет любых платежей, связанных с оплатой товара. Первоначально в погоне за ростом доходов бюджета ставки налога были явно завышены (в 1992 г. – 28%). НК установил три ставки налога: 18% - основная ставка; 10% - ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары для детей); 0% - ставка для экспортируемых товаров и услуг.

Предусмотрены две расчетные ставки (9,09 и 15,25%), связанные с основными ставками. Их использование жестко регламентировано НК.

Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо: рассчитать величину налога, начисленную к уплате в бюджет, которая определяется как произведение налоговой базы и ставки; исчислить величину налоговых вычетов. Таким образом, в бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период устанавливается как квартал.

 

2.2. Акцизы

Отличительной особенностью акцизов от других видов налогов является то, что они взимаются только с отдельных видов товаров (продукции) путем включения акцизов в цены этих товаров (продукции).

Второе и третье места по поступлениям в федеральный бюджет с незначительным разрывом делят акцизы и налог на прибыль.

В Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате акцизов осуществляется по методу начисления, независимо от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения. Налоговое обязательство появляется у налогоплательщика с момента отгрузки товаров (смены права собственности). Этот механизм позволяет избежать ситуации, когда товар произведен и отгружен потребителям, а оплата не производится в течение длительного времени.

Плательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Под объектом налогообложения понимается не только реализация, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции, собственное потребление и использование данной продукции для производства неподакцизной продукции.

Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном оценка «по рыночной цене». Но шире применяются твердые ставки налога к натуральным измерителям. При этом в налоговую базу включаются любые выплаты, прямо или косвенно связанные с поставкой подакцизных товаров, в том числе авансовые выплаты.

НК РФ установил ставки, которые постоянно индексируются. Перечень подакцизной продукции и соответствующие им ставки приведены в НК РФ (глава 22, статья 193).

По данному налогу налоговый период – календарный месяц.

Сумма акциза, начисленная за истекший налоговый период, рассчитывается по каждому виду подакцизных товаров путем умножения установленной ставки акциза на величину налоговой базы. Общая сумма акциза, начисленного за налоговый период, исчисляется путем суммирования полученных результатов. Налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную сумму акциза на величину установленных налоговых вычетов.

Виды налоговых вычетов и порядок их применения регламентируются НКРФ. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между начисленной суммой акциза исходя из налоговой базы за соответствующий налоговый период и суммой налоговых вычетов.

 

2.3.Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль является одним из основных инструментов налогового регулирования макроэкономических процессов и одним из важнейших налоговых источников доходов бюджета.

Налогоплательщиками признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России.

Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

К доходам для целей налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Ряд доходов не учитывается для определения налоговой базы: имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования, и т. д.

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

  • расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  • расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
  • освоение природных ресурсов;
  • научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Налоговая база – это денежное выражение прибыли, исчисляемой в соответствие в гл.25 Налогового кодекса. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ. законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента. В федеральный бюджет зачисляется налог на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ, по ставкам 20 и 10%; налог на доходы с дивидендов – по ставкам 0, 9 и 15% и налог на доходы по государственным ценным бумагам – по ставкам 15, 9 и 0%.

Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Порядок исчисления налога следующий: налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартальной прибыли, подлежащей налогообложению.

 

2.4. Налог на доходы физических  лиц (НДФЛ)

Налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно обеспечивало и продолжает обеспечивать достаточные поступления доходов в бюджеты всех уровней, оказывает влияние на структуру личного потребления и сбережения граждан. Являясь федеральным налогом, НДФЛ используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Таковыми являются физические лица, которые находятся на территории России более 183 дней в году.

Объектом налогообложения у физических лиц, лиц – резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НКРФ на установленные вычеты. Если сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налогооблагаемая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, за исключением суммы, израсходованной на приобретение и строительство жилья.

Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст.40 НКРФ, где сказано, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, она считается рыночной. К доходам, полученным в натуральной форме, относятся, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха.

Доходы в виде материальной выгоды означают:

  • получение экономии на процентах за пользование заемными средствами;
  • приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам, более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы, услуги;
  • приобретение ценных бумаг по ценам ниже рыночной стоимости этих бумаг.

Налоговая ставка. С 01.01.2001 г. При исчислении налога на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы стала применяться единая ставка 13%. Ставка 30% применяется в отношении сумм доходов физических лиц – нерезидентов РФ. Налогообложение дивидендов производится по ставке 9%.

Сумма налога рассчитывается как соответствующая каждой налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом при фактической выплате денежных средств.

 

2.5. Налог на добычу полезных  ископаемых (НДПИ)

Наиболее значимым из платежей за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых.

Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, пользователи недр.

Объект обложения – полезные ископаемые, добытые на участке, предоставленном организации в пользование.

В п. 2 ст. 336 Налогового кодекса РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу:

  • общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение.
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • дренажные подземные воды, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых.

Налоговую базу рассчитывают по каждому из полезных ископаемых, для чего определяют количество и стоимость их добычи. Предусматривается два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, - прямой и косвенный. При прямом используются измерительные средства, учитываются фактические потери. Косвенный способ можно применять только в том случае, когда известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерителей. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых.

Налоговый период по НДПИ – календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Срок уплаты налога в бюджет – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

2.6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели – пользователи объектами животного мира и водных ресурсов. Объектами обложения выступают объекты животного мира и водных ресурсов, содержащиеся в перечне ст. 333.3 НКРФ (дикие животные, птицы, рыбы, морские млекопитающие и другие морепродукты).

Информация о работе Экономическое содержание и роль федеральных налогов в формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы