Формирование стратегии инновационного развития предприятия (на примере хлебобулочного производства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:42, автореферат

Описание работы

Облик казахстанского экономического общества в XXI веке изменился. Создалось новое поколение производительных сил. Новые формы организации труда, производительного процесса и управления кардинально изменили вид предприятия и обрабатывающей промышленности в целом. Подверглись значительному обновлению механизмы воспроизводственного процесса и распределение национального богатства. В основе этих качественных перемен лежит научно-технический прогресс, внедрение в общественное производство новой техники и технологии. Знание, полномасштабные оценка и анализ инновационной деятельности и механизма ее реализации приобрели решающее значение для практической деятельности отраслей пищевой промышленности республики и их дальнейшей интеграции в мировое сообщество.

Файлы: 1 файл

autoref_estekova.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

С учетом развития отрасли  и внедрение новых для производства технологий формирование стратегии инновационного развития предприятия пищевой промышленности зависит от определенных целей и миссии.

Анализ рынка хлебопродуктов города Актобе показывает, что на данном этапе развития хлебобулочного производства для обеспечения устойчивости  ТОО «Актобе-нан» необходимо применить в качестве базовой инновационной стратегии – защитную. В ходе, которой нужно осуществить техническое перевооружение с целью обеспечения качественного роста объемов производства. Защитная стратегия предполагает невысокий риск, что крайне выгодно в данных экономических условиях развития отрасли в регионе.

Основной целью усовершенствованной  стратегии инновационного развития ТОО «Актобе-нан» должен являться выпуск конкурентоспособной продукции. Для  увеличения объемов спроса на реализуемую конкурентоспособную продукцию стратегия должна базироваться на четыре составляющие: производство, инвестиции, обновление и модернизация производственных и непроизводственных фондов, развитие и расширение научно-технического потенциала (рисунок 3).

Реализация предложенной инновационной  стратегии ТОО «Актобе-нан» напрямую зависит от того, будет ли предприятие  придерживаться предложенных принципов  инновационного развития, отраженных в модели развития ТОО «Актобе-нан». Принципы стратегического развития инновационной деятельности предприятия предполагают формирование последовательных, проникающих друг в друга пяти основных факторов: оценка финансового и производственного состояния предприятия; отбор инновационных проектов; планирование параметров инновационного мониторинга и прогнозирование внедрения инновационных проектов;  анализ текущей и перспективной инновационной деятельности; стратегическая ориентация. Проведенный мониторинг предоставит возможность учитывать колебания хлебобулочного рынка Актюбинской области, влияние инфляции на внутреннюю и внешнюю среду предприятия.

 

Спрос на продукцию ТОО «Актобе-нан»


 

 

Конъюнктура рынка хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий  Актюбинской области

 

Примечание – Разработано автором

 

Рисунок 3 - Стратегия  инновационного развития ТОО «Актобе-нан»

 

Стратегия инновационного развития  эффективно повлияет на деятельность ТОО «Актобе-нан». Предполагаем, что  повысится качество и конкурентоспособность  выпускаемой продукции, значительно расширится ассортимент. Внедрение современных технологий позволит обеспечить предприятию долгосрочную рентабельность. Разработанная стратегия инновационного развития ТОО «Актобе-нан» обеспечит соответствующий уровень защиты на рынке пищевых продуктов Актюбинской области.

Проанализировав инновационную деятельность ТОО «Актобе-нан», предлагаем следующие  направления по ее совершенствованию:

- ориентация на клиента.  Предприятие, заключившее договор  с «Актобе-нан» должно получить  рыночное преимущество по сравнению с магазином, не имеющим такого договора в виде удобства работы, широкого ассортимента, надежной доставки, гибкой, удобной схемы расчетов. Политикой предприятия должно являться налаживание и поддержание тесного контакта с клиентами;

- широкий ассортимент  недорогих, качественных продуктов  с длительным сроком годности. Позволяет повысить привлекательность  предприятия как партнера, а также  увеличивает прибыль за счет  увеличения объемов продаж;

- постоянное расширение  и обновление ассортимента. Производится за счет освоения выпуска новых видов изделий в современной упаковки и длительным сроком хранения с возможностью их реализации по всей республике и ближнему зарубежью;

- жесткий постоянный  контроль качества выпускаемой  продукции. Сквозной контроль качества, начиная от входного контроля сырья и заканчивая контролем качества готовой продукции;

- повышение эффективности  производства за счет снижения  затрат. Работа по снижению затрат  имеет постоянный характер и  должна касаться всех подразделений и этапов производства, но при этом экономия не должна становиться тормозом развития производства;

- хорошо поставленная  работа производственного департамента, включающая в себя маркетинговый  отдел. Необходимо произвести  изменение структуры производственной службы ТОО «Актобе-нан», включив в нее позицию - инновационный менеджер;

- рекламная поддержка.  Для осуществления успешных продаж  ТОО «Актобе-нан» необходима рекламная  поддержка, в особенности кондитерских  изделий, сухариков, киселей. Целесообразнее рекламировать не каждый вид продукции в отдельности, а раскручивать общую торговую марку ТОО «Актобе-нан»;

- постоянное реагирование  на изменение рыночной ситуации. Вся деятельность производственно  - технологической службы должна  быть построена на готовности к своевременной нейтрализации негативных факторов и более полном использовании выгодных возможностей;

Вышеуказанные направления  совершенствования экономической  деятельности ТОО «Актобе-нан» являются персональными. Их выполнение позволит повысить не только общую привлекательность предприятия, но и выйти на новый уровень инновационного развития. А также это благотворно повлияет на формирование инновационного потенциала ТОО «Актобе-нан». Но данными направлениями развития инновационной деятельности могут воспользоваться и другие предприятия хлебобулочного производства с учетом специфика их развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные результаты, полученные при проведении диссертационных  исследований:

1. На основании отечественного  и зарубежного опыта проведена  систематизация основных понятий инноваций, характеризующих их содержание, выявлены основные достоинства и недостатки различных научных подходов. Представленные по различным основаниям классификации нововведений позволили конкретизировать структуру инноваций в хлебобулочном производстве.

2. Обоснована необходимость  четкого формулирования целей  и миссии стратегии инновационного  развития предприятия. Базируясь  на проведенных исследованиях, предложены основные этапы разработки и реализации инновационной стратегии развития предприятий хлебобулочного производства в применении к условиям современного производства, что позволило сформировать модель инновационной стратегии развития предприятий хлебобулочного производства и принципы дальнейшего развития.

3. Выявлены особенности и определены факторы, влияющие на формирование стратегии инновационного развития предприятий хлебобулочного производства, на их основе сформированы направления, необходимые для позитивного развития и адекватного реагирования хлебобулочных предприятий на динамичные изменения внешней среды.

4. Предложены рекомендации по оценке эффективности инновационной деятельности предприятий на основе анализа отечественного и зарубежного опыта с учетом специфических особенностей хлебобулочного производства.

5. Разработана система показателей эффективности инновационного проекта. Выявлены факторы, влияющие на принятие решений о внедрении инновационных проектов с учетом специфики развития хлебобулочного производства. В соответствии с этим определены основные достоинства и недостатки принципов оценки экономической эффективности инвестиционных вложений в инновационные проекты

6. Предложен современный подход для целесообразного выбора среди альтернативных инновационных проектов предприятий хлебобулочного производства на основе комплексной оценки эффективности по принципу синергизма, который подразумевает предрасположенность к тому или иному проекту не по одному критерию, а по совокупности критериев.

7. Разработаны рекомендации  по внедрению инноваций для  ТОО «Актобе-нан» на основе проведенного анализа инновационной деятельности предприятия. Выявлено, что оборудование предприятий пищевой промышленности Актюбинской области, занятых в производстве хлебобулочных и макаронных изделий, рассчитанное на значительные объемы перерабатываемого сырья загружено  в среднем по области на 40-50% своей проектной мощности. Результатом такой загрузки является значительные производственные потери. Используемые технологии производства пищевых продуктов устаревшие.

8. В целях повышения  эффективности инновационной деятельности предприятий хлебобулочного производства в Актюбинской области рекомендуется: улучшение инновационного потенциала предприятий, определение приоритетным направление инвестиционных вложений в инновационные проекты по внедрению новых техники и технологий, модернизации и обновлению производственного оборудования, структурное совершенствование выпускаемых хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий, а также расширение ассортимента производимой продукции через внедрение новых видов изделий.

9. Проведены расчеты  по совершенствованию инновационной  деятельности ТОО «Актобе-нан», определены  экономическая эффективность инвестиционных вложений внедряемых инновационных проектов по нескольким критериям (по принципу синергизма): при проведении анализа эффективности инновационных проектов рекомендованы к внедрению: проект А – машина формующая для вязких и полувязких продуктов «ПИТПАК-ОП2», производитель АО «ТАУРАС – ФЕНИКС» (предназначена для выпечки формовых сортов хлеба) и проект Б - расстойно – печной агрегат марки Г4-РПА-30М, производитель АО «Шебекинский машиностроительный завод» (предназначен для дозированного формирования и отсадки на противень заготовок различных форм и размеров из теста различной вязкости, с начинкой и без нее).

Представляется, что проведенные аналитические исследования и практические разработки могут быть полезны для специалистов хлебобулочного производства Актюбинской области в их работе по совершенствованию инновационной деятельности на предприятиях, а также для адаптации хлебобулочных предприятий к рыночным условиям хозяйствования.

    • СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:
  1. Инновационные стратегии предприятия: альтернативные направления формирования// КазЭУ Хабаршысы. – Алматы, 2005. - № 6. – С. 165-168.
  2. Инновационная деятельность и обеспечение конкурентоспособности строительного комплекса //КазЭУ Хабаршысы. – Алматы, 2005. - №5. – С. 81-83.
  3. Содержание инноваций в рамках категорий информационной экономики//Вестник университета «Туран» - Алматы, 2005 - 1-2 (26). – С.168-169.
  4. Развитие мукомольной отрасли республики как обеспечение пищевой безопасности страны // Вестник УМБ. – Алматы, 2008. - №3(9). – С. 29-31.
  5. Экономические аспекты необходимости внедрения обогащения муки // Исследования, результаты. Вестник КазНАУ. – Алматы, 2008. - №1. – С. 306-308.
  6. Инновационная составляющая производственных мощностей промышленных предприятий республики Казахстан. Материалы международной научно – практической конференции «Проблемы экологии и экологического образования в современных условиях». – Актобе, 2008. – С. 502-504.
  7. Enterprise Innovative Strategy in the Conditions of Market Development in the Republic of Kazakhstan. «Current economic issues & perspectives of the Central Asia region» – Istanbul, 2008. – С. 34-35.
  8. Формирование инновационной стратегии в условиях рыночного развития промышленных предприятий. Материалы международной научно – практической конференции, посвященной к 10-летию Стратегии «Казахстан-2030» «Всесторонняя ускоренная модернизация экономики Казахстана и средней Азии: современность и перспективы». – Алматы, 2007. – С. 343-346.
  9. Экономические аспекты индустриально-инновационной стратегии развития казахстанских предприятий. Материалы международной научно – практической конференции, посвященной 15-летию UIB «Инновационные процессы в экономике, бизнесе и образовании». – Алматы, 2007. – С. 87-89.
  10. Развитие инновационной деятельности республики Казахстан. Материалы международной конференции «Стратегия конкурентоспособности и модернизации экономики Казахстана в 21 веке». - Актобе – Оренбург, 2005.– С. 66-67.
  11. Роль и место государства в развитии инноваций. Материалы международной научно – практической конференции «Экономические ориентиры на пути к ускоренной модернизации». – Алматы, 2005. – С. 377- 380.
  12. Пути совершенствования инновационной деятельности Республики Казахстан. Материалы международной научно – практической конференции «Транспорт Евразии: взгляд в 21 век». – Алматы, 2004.  – С. 180-182.
  13. Развитие инновационных технологий в перспективе вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Материалы международной научно – практической конференции «Вступление Казахстана в ВТО: анализ системных условий, конструктивная направленность, негативные последствия».– Алматы, 2004. – С. 273-279.
  14. Теоретические проблемы индустриально – инновационного развития республики Казахстан. Материалы международной научно – практической конференции, посвященной 95-летию академика С. Баишева «Актуальные проблемы экономики». – Актобе, 2004. – С. 147-151.
  15. Улучшение использования производственной мощности промышленных предприятий РК в условиях рыночной экономики. Материалы 5-й республиканской научной конференции молодых ученых.– Актобе, 2003. – С. 94-96.
  16. Проблемы кредитования агропромышленного комплекса республики Казахстан. Материалы научно-практической конференции «Батыс Қазақстан аймағының экономикасы: өзекті шешу жолдары». – Ақтөбе, Қ.Жұбанов атындағы Ақтөбе мемлекеттік университеті, 2001ж. – С. 273-276.

 

 

 

 

Түйін

 

Естекова Гүлзира  Болатқызы

 

Кәсіпорындардың жаңашылдық даму стратегиясын қалыптастыру (мысалы нан өнімдері өндірісі)

 

08.00.05 – Экономика  және халықшаруашылығын басқару 

(салалар және  қызмет ауқымы бойынша)

 

Диссертациялық  зерттеудің мақсаты – Кәсіпорындардың жаңашыл қызметінің теориялық-әдістемелік аспектілерін кешенді зерттеу негізінде нан өнімдері өндірісінің жаңашыл даму стратегиясын құрастыру.

Зерттеу пәні Ақтөбе облысының нан өнімдері өндірісінің кәсіпорындарында жаңашыл қызметі үдерісінде жинақталған ұйымдастыру-экономикалық қатынастар болып табылады.

Диссертациялық  жұмыстың зерттеу нысанына Ақтөбе облысының нан және нан өнімдері өндірісінің кәсіпорындары қарастырылды.

Диссертациялық  зерттеудің ғылыми жаңалығы теориялық, әдістемелік және практикалық мәні бар төмендегі нәтижелерде қарастырылады:

  • жаңашыл үдерістердің құрылымын және сипаттамасын айқындайтын, ұстанымдарды жүзеге асырудың ерекшеліктерін белгілеген және нан өнімдері өндірісінде жаңашылдықтың жіктелуі, технологиялық тұрғыдан келу негізінде жаңашылдық ұғымы жөнінде авторлық пікірін ұсынған;
  • өнеркәсіптердің және кәсіпорындардың жаңашыл қызметінің мониторинг көрсеткіштерін құрастыру үшін қондырғы болатын, дамудың жаңашыл стратегиясын қалыптастыруға қазіргі заман тұрғысынан қарастырылған;
  • кәсіпорындардың жаңашыл жобаларының тиімділігін талдау және бағалау ұстанымдары негізге алынған және жаңашыл қызметке ықпал ететін факторлар белгіленген;
  • нарық жағдайындағы нан өнімдері кәсіпорындарының жаңашыл қызметін жетілдірудің басымдылық бағыттары айқындалған;
  • Ақтөбе облысының нан өнімдері өндірісінің және кәсіпорындардың жаңашыл дамудың стратегиясы ұсынылған.

Зерттеудің  ғылыми-тәжірибелік мәні нан өнімдері өндірісі кәсіпорындарын дамытудың жаңашыл стратегиясын түзетуге немесе құрастыруға мүмкіндік беретін нарық жағдайындағы нан өнімдері өндірісі кәсіпорындарының жаңашыл қызметін (жаңашыл жобаларын) талдауды және бағалауды тиімді жүргізуге мүмкіндік беретін теориялық ережелер мен тәжірибелік ұсынымдарды қалыптастырумен анықталады.

Диссертациялық зерттеудің ғылыми негізделген ұсыныстары мен  ұсынымдары тәжірибелік қызметінде пайдаланылды: жаңашыл потенциалды арттыру бойынша «Ақтөбе-нан» ЖШС кәсіпорын дамытудың стратегиялық жоспарын құрастыру кезінде автордың ұсынысы пайдаланылды.

Информация о работе Формирование стратегии инновационного развития предприятия (на примере хлебобулочного производства)