Формирование стратегии инновационного развития предприятия (на примере хлебобулочного производства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:42, автореферат

Описание работы

Облик казахстанского экономического общества в XXI веке изменился. Создалось новое поколение производительных сил. Новые формы организации труда, производительного процесса и управления кардинально изменили вид предприятия и обрабатывающей промышленности в целом. Подверглись значительному обновлению механизмы воспроизводственного процесса и распределение национального богатства. В основе этих качественных перемен лежит научно-технический прогресс, внедрение в общественное производство новой техники и технологии. Знание, полномасштабные оценка и анализ инновационной деятельности и механизма ее реализации приобрели решающее значение для практической деятельности отраслей пищевой промышленности республики и их дальнейшей интеграции в мировое сообщество.

Файлы: 1 файл

autoref_estekova.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные теоретические положения и практические рекомендации позволяют эффективно проводить анализ и оценку инновационной деятельности (инновационных проектов) предприятий хлебобулочного производства в условиях их апробации к рынку, что позволит сформировать либо откорректировать инновационную стратегию развития предприятий хлебобулочного производства.

Научно обоснованные предложения и рекомендации диссертационного исследования были использованы в практической деятельности: при разработке стратегического плана развития предприятия ТОО «Актобе-нан» использовались предложения автора по повышению инновационного потенциала.

Материалы диссертации  и ее научные результаты также  были использованы в учебном процессе при разработке учебных программ по дисциплинам: «Экономика предприятия», «Экономика приоритетных отраслей», «Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия».

 Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждались и получили одобрение на следующих научно – практических конференциях: «Проблемы экологии и экологического образования в современных условиях» (Актобе, 2008), «Current economic issues & perspectives of the Central Asia region» (Istanbul, 2008), «Всесторонняя ускоренная модернизация экономики Казахстана и средней Азии: современность и перспективы» (Алматы, 2007), «Инновационные процессы в экономике, бизнесе и образовании» (Алматы, 2007), «Стратегия конкурентоспособности и модернизации экономики Казахстана в 21 веке» (Актобе – Оренбург, 2007), «Экономические ориентиры на пути к ускоренной модернизации» (Алматы, 2005), «Транспорт Евразии: взгляд в 21 век» (Алматы, 2004), «Вступление Казахстана в ВТО: анализ системных условий, конструктивная направленность, негативные последствия» (Алматы, 2004), «Актуальные проблемы экономики» (Актобе, 2004), на 5-й республиканской научной конференции молодых ученых (Актобе, 2003), «Батыс Қазақстан аймағының экономикасы: өзекті шешу жолдары» (Ақтөбе, 2001).

Основные положения диссертации нашли отражение в 16 научных статьях, общим объемом 4,8 п. л., в том числе 5 статей в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК.

Структура и  объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1 Научно-теоретические  основы развития инновационной  деятельности и специфика ее  формирования на предприятии. Одной из приоритетных целей, поставленных в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015, является решение таких проблем как: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно- технологической экономике. Достижение этой цели предполагает, прежде всего, реформирование отраслей пищевой промышленности и использование методов оценки эффективности инноваций в деятельности предприятий хлебобулочного производства на современном этапе.

В экономической литературе  не сформировалось  единого мнения относительно категории инноваций. Одна группа экономистов  инновации связывает с нововведением.  Другая группа ученых инновации представляют в виде новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно – технического прогресса. Третья группа экономистов в основе инноваций видит технологии. В то же время некоторые ученые считают целесообразным разграничить понятие «новшество» и «инновации». Отечественные исследователи рассматривают термины «нововведение», «инновации» как процесс или результат процесса в зависимости от контекста. На наш взгляд термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан не только с созданием и освоением инноваций, но и их распространением.

Авторская трактовка  понятия инновации построена на основе достижений группы промышленных стран мира, в плотную подступивших к замене ручного управления рабочей машиной, к управлению машинами с помощью самих машин. В промышленном обществе новшества и конечный результат творческого интеллектуального труда, внедренные в различные сферы жизнедеятельности человека, приносящее какой-либо эффект объединяются в единую автоматизированную систему, способную обслуживать все фазы общественного воспроизводства: производственный процесс, распределение ресурсов и обмен материальными благами, конечное потребление.

Инновация, на наш взгляд, - это научно-технические разработки и изобретения, конечный результат  интеллектуального труда и новшества, проявляющиеся в новом ассортименте продукции и полученных при инвестировании в современную технику или технологию, организацию производства и труда на базе технологических изменений, направленных на повышение качества и конкурентоспособности продукции, приносящие какой-либо эффект.

Полученное научное  определение инноваций в хлебобулочном производстве дает возможность предложить их классификацию. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования не привели до сих пор к устоявшейся их классификации. В отечественной и зарубежной литературе представлено множество классификаций таких понятий как инновация, нововведение и новшество, авторы, которых основывались на отдельных, с их точки зрения приоритетных признаков.

Мы предполагаем, что  классификация инноваций в хлебобулочном производстве рассматривается по функциональной направленности государственного воздействия на уровне хозяйствующих субъектов, выделения трех видов рассматриваемых форм – организационно – структурного, финансово – налогового и имущественного – может и должно быть использовано при выборе инструментария для решения задач общегосударственных и региональных программ инновационного развития предприятия. Предлагаемая нами классификация инноваций в хлебобулочном производстве учитывает такие компоненты, как: расположение инноваций в технологической цепочке, по объему привлеченных инноваций и затраченных на это средств и ресурсов, в соответствии с полученными результатами по итогам  внедренного инновационного проекта либо проектов в сфере экономического применения инноваций в производстве пищевой промышленности, по уровню реализации, по рискованности, по сфере применения инноваций в производственном процессе.

Стратегическая цель развития инновационной экономики  связана с формированием конкурентоспособного индустриального комплекса, основанного на интеграции научного, индустриального и высокотехнологичного секторов экономики. Структурные преобразования в хлебобулочном производстве Республики Казахстан невозможны без государственного вмешательства. Преобразования предполагают инновационную модернизацию пищевой промышленности в целом.

В теории не существует классического  подхода к формулированию инновационной  стратегии, потому что на наш взгляд для четкой формулировки принципов  разработки инновационной стратегии необходимо выяснить тип  производства промышленности направления  инновационной деятельности предприятия, цели, средства и действия предприятия для достижения результатов.

В соответствии с рисунком 1 модель стратегии инновационного развития предприятий хлебобулочного производства представлена в виде целей, преследуемых предприятием и методов (средств), с помощью которых она намерена их достичь.

 

Элементы  внутренней среды

преимущества

 

 

слабости

Маркетинг, производственная специализация, исследования и разработки, финансы и контроль, торговая марка и позиционирование, сбыт инновационной продукции

   
 

Инновационная

стратегия

 

возможности

   

угрозы

   

Целевые рынки, экономическая ситуация, конкуренция, потребности покупателей на рынке, конкурентоспособность, оптовые и розничные каналы сбыта

 

 

 

Элементы  внешней среды

 

Примечание - Разработано автором

Рисунок 1 - Модель инновационной  стратегии развития предприятия

 

Представленная модель инновационной стратегии предприятия  связана с  рассмотрением четырех ключевых факторов. Преимущества и слабости предприятия заключаются в структуре активов предприятия,  укомплектованность по сравнению с конкурентами. Они определяют внутренние ограничения, накладываемые на возможности выбора успешно реализуемой стратегии. Внешние ограничения предприятия определяются ее производственной  направленностью и более широким окружением. Возможности и угрозы в производстве хлебопродуктов, характеризуют конкурентную среду, свойственные ей риски и потенциальные выгоды.

В рыночных условиях хозяйствования инновационная, инвестиционная, производственная и другие виды деятельности предприятий  сопряжены с принятием рисковых решений, связанных с неясностью и недостоверностью большого количества обстоятельств их осуществления. Уровень риска инновационной деятельности определяется величиной возможных потерь в материально-вещественной форме или в денежном выражении. Факторы риска подлежат обязательной оценке в расчетах, связанных с анализом эффективности инновационных проектов, внедрение которых является неотъемлемой частью инновационной стратегии предприятия.

Эффективность управления рисками в процессе инновационной  деятельности во многом определяется соответствующей характеристикой  их разновидностей. Благодаря характеристике инновационных рисков, смогут появиться наиболее благоприятные возможности для экономически обоснованного выбора оптимального проекта, и направления по корректировке соответствующей стратегии инновационного развития предприятия.

Практическая эффективность стратегии инновационного развития зависит от правильной оценки и анализа внешних факторов, повлиять на которые предприятие сразу не сможет, а также изменение внутренних факторов (рисунок 2).

 

 

Внешняя среда

 
   

   
 

 

Внутренняя среда

   

Конъюнктура хлебобулочного рынка

     

Спрос на хлебопродукты

 

Стратегия инновационного

развития хлебобулочного предприятия

 
     

     
   

Производство

     
   

 

     
 

Развитие отраслей пищевой промышленности

 

Примечание - Разработано автором


 

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на выбор стратегии инновационного развития предприятия хлебобулочного производства

Внешними ограничениями  могут выступать законодательные  органы, инфляция, конкуренты, изменение  экономической конъюнктуры и  уровня дохода населения и многое другое. Внутренними ограничениями могут быть принципы, цель, миссия предприятия, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, научно-техническое состояние производства и тому подобное

Таким образом, эффективное развитие предприятий хлебобулочного производства не представляется возможным без формирования стратегии инновационного развития, определяющей инновационную деятельность предприятия.

 

2 Анализ и  оценка эффективности инновационной  деятельности предприятий хлебобулочного производства. В настоящее время Республика Казахстан является одним из крупнейших производителей и экспортером сельскохозяйственных продуктов. Приоритетными направлениями для привлечения инвестиций являются: промышленное, обрабатывающее производство и сельское хозяйство. Одной из приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности является пищевая отрасль. Производство хлеба и хлебобулочных изделий – одна из самых динамично развивающихся отраслей в пищевой промышленности. В условиях рыночных преобразований большое внимание оказывается инновационному развитию хлебобулочного производства.

Актюбинская область  характеризуется как одна из динамично  развивающихся областей и входит в пятерку лидеров республики по объему промышленного производства. Она занимает выгодное положение для экспорта продукции, но в тоже время эти позиции невыгодны для рынка товаров общественного потребления, так как поступаемый импорт продуктов зачастую более конкурентоспособен.

Основные социально-экономические  показатели Актюбинской области за последние года характеризуют итоги развития региона как стабильные, имеющую благоприятную тенденцию. Однако существующие некоторые негативные тенденции, которые если не устранить или не понять причину их возникновения, могут привести к регрессу инновационного развития области.

Согласно обновленной  схеме взвешивания разница между  уровнем инфляции продовольственных  и непродовольственных товаров  должна составлять не более 7 - 10%, а на начало 2008 года эта разница составляет  более 15% и продолжает дальше увеличиваться. Изменение цен на товары народного потребления в 2007 году достигли колоссальных вершин. Так на продовольственные товары цены в 2007 году по сравнению с 2002 годом увеличились более чем в 3 раза, на хлебопродукты в 14 раз. Причем тенденция увеличения цен на продовольственные товары в период с 2002 по 2006 годы протекала стабильно, резкий скачок цен наблюдается в 2007 году. Повышение цен наблюдается и в 2008 году.

Повышение цен на хлебопродукты  негативно влияют на развитие предприятий хлебобулочного производства. Эффективность производства понижается. В связи с этим необходимо при формировании стратегии инновационного развития предприятия учесть различные пути выхода из кризисной ситуации.

Информация о работе Формирование стратегии инновационного развития предприятия (на примере хлебобулочного производства)