Финансовое обеспечение учреждений образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 05:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение практики финансирования образования Азнакаевского муниципального района РТ и разработка предложений по совершенствованию финансирования образования.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- определить роль образования в социально-экономическом развитии общества;
- рассмотреть законодательные основы на которых действуют образовательные учреждения;
- выявить источники финансирования образования;
- показать действующую практику финансирования образовательных учреждений из бюджета на примере Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ;
- выявить основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансирование учреждений образования.doc

— 811.50 Кб (Скачать файл)

следующих источников:

- бюджет учредителя;

- спонсорские средства;

- собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).

И уж если быть еще более  точным, следует указать, что на цели собственного финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой [12;94].

К источникам поступления внебюджетных средств можно отнести:

- доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);

- доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);

- пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

Все эти источники  поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия [28;63]. К этим группам относятся:

1. Основная деятельность:

- реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);

- проведение научно-исследовательских работ;

- деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных  образовательных программ, на образовательные  субвенции в рамках финансовых трансфертов в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований. 

Термин многоуровневое финансирование применяется в тех  случаях, когда финансирование тех  или иных мероприятий или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств.

Существует и вексельный способ финансирования учреждений образования. Ему предшествует поступление в  бюджет векселей различных предприятий  и банков в условиях недостатка средств  платежа. Финансовые органы передают поступающие  векселя в качестве финансирования органам управления образованием. Векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков погашения. [26;126]

Получив вексель, орган  управления может:

продать вексель на рынке  ценных бумаг, потеряв часть номинальной  стоимости;

взять в банке ссуду  под залог векселя, уплатив проценты за пользованием ссудой;

передать вексель подведомственному  образовательному учреждению для оплаты расходов по выполненным работам  и оказанным услугам или самостоятельно оплатить эти работы или услуги, выполненные в интересах образовательного учреждения (например, за коммунальные услуги или ремонт помещений);

дождаться погашения  векселя и предъявить его на погашение.

Передача векселя от одного векселедержателя другому оформляется  соответствующим договором, актом приема-передачи векселя с указанием номинальной стоимости, серии и номера ценной бумаги и занесением в вексель наименования нового владельца. С возрастанием срока обращения векселя снижается его рыночная стоимость в сравнении с номинальной величиной. Дисконтирование при реализации векселя может достигать 30-40% от его номинальной стоимости. При получении денежных средств по векселю дальнейшее распределение средств идет аналогично традиционному порядку финансирования в денежной форме.

Вариант вексельной формы  осуществления финансирования по своей  сущности близок к системе взаимозачетов, возникающей как средство сокращения неплатежей [11;210]. При реализации финансирования методом взаимозачетов заключался договор между кредитором образовательного учреждения, органом управления образованием и финансовым органом.

Участие образовательного учреждения в заключении договора в  качестве одной из сторон возможно, но необязательно. Если образовательное  учреждение представляет собой полноправное юридическое лицо на правах хозяйственной самостоятельности, после проведения взаимозачета оно получало от органа управления образованием уведомление о финансировании методом взаимозачета.

Казначейская система  исполнения бюджета получила развитие с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145. При реализации подобной системы финансирования в первую очередь производиться финансовое обеспечение расходов образовательных учреждений по т.н. "защищенным" статьям бюджетной классификации. При финансировании образовательных учреждений через казначейскую систему исполнения бюджета главный распорядитель кредитов - орган управления образованием отстраняется от процедуры финансовых перечислений денежных средств.

Функции органов управления образованием сводятся к определению сумм, подлежащих перечислению и составлению заявок на финансирование по каждому учреждению с указанием статей расходов. Финансовый орган бюджетные средства перечисляет на банковский счет соответствующего отделения Казначейства, которые зачисляются на лицевые счета образовательного учреждения. На лицевые счета Централизованных бухгалтерий органов управления образованием поступают только денежные средства образовательных учреждений, обслуживаемых этой бухгалтерией.

Делая вывод написанному можно сказать, что источников поступления средств в бюджет образовательного учреждения множество, но основным все же остается бюджетное финансирование, которое осуществляется на основе правовых документов.

 

2. Действующая  практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ

 

2.1 Общая характеристика  деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ

 

Муниципальное учреждение - учреждение образования Азнакаевского  муниципального района РТ, именуемое в дальнейшем УЧРЕЖЕДЕНИЕ, создано Постановлением исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района. Полное наименование на русском языке:

Муниципальное учреждение образования Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.

На татарском языке:

Татарстан Республикасы Азнакай муниципаль районы мэгариф  учреждениясе.

Это учреждение является правопреемником управления образования  Азнакаевского района и города Азнакаево. Учредителем учреждения является Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района.

Место нахождения учреждения: 423300, РТ, город Азнакаево, улица Ленина, дом 14.

Основной целью учреждения является формирование муниципальной  политики в области образования  и воспитания. К задачам учреждения относятся:

- создание необходимых  условий для реализации конституционного права граждан на получение бесплатного образования;

- обеспечение выполнения  Федеральной и Республиканской  программ развития системы образования,  обеспечение эффективного функционирования и развития образовательных учреждений города и района;

- обеспечение нормативно - правового регулирования в области образования, государственных образовательных стандартов и эффективного функционирования системы образования на уровне государственных нормативов;

- обеспечение прав  и защиты законных интересов  работников образования, создание  условий для организации их  обучения, занятости и отдыха, а  также формирования здорового  образа жизни;

- обеспечение непрерывности  процессов воспитания и образования, их качественного развития в соответствии с потребностями общества и с учетом национально-региональной специфики;

- осуществление информатизации  системы образования.

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1.1 - Организационная структура учреждения образования аппарата управления Азнакаевского муниципального района РТ

 

Руководителем Учреждения является начальник. Он является должностным лицом. Назначается на должность и освобождается от должности руководителем исполкома Азнакаевского муниципального района РТ по согласованию с главой муниципального района РТ.

Начальник Учреждения подотчетен исполкому Азнакаевского муниципального района. Он организует работу Учреждения на принципах единоначалия и несет  полную ответственность за деятельность учреждения и подведомственных ему муниципальных учреждений.

Отдел образования осуществляет свою работу в бухгалтерии, у нее  есть свои специалисты, которые рассчитывают нормативы финансирования и программисты, которые документально оформляют  информацию о статистических данных учреждений образования Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ (таб.2.1.1.).

 

Таблица 2.1.1 - Типы образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района РТ

Образовательные учреждения (шт.)

2007 год

2008 год

2009 год

Общеобразовательные учреждения

57

55

55

Дошкольные образовательные  учреждения

55

55

54

Учреждения дополнительного  образования

3

3

3

Итого:

115

113

112


 

В зависимости от реализуемой образовательной  программы создаются следующие  типы образовательных учреждений:

- дошкольные;

- образовательные, включающие в  себя три ступени: начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; 

- начального, среднего, высшего и  послевузовского профессионального  образования; 

- дополнительного образования  взрослых;

- дополнительного образования  детей; 

- специальные (коррекционный)  для обучающихся воспитанников  с отклонениями в развитии;

- для детей-сирот, оставшихся  без попечения родителей (законных  представителей);

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В 2009 учебном году в  Азнакаевском муниципальном районе функционирует 55 общеобразовательных  учреждений, в которых обучается 8415 учащихся (в 2008 учебном году 55 школ, 8265 обучающихся). Из них: начальных - 16, основных - 2, средних - 35, коррекционных  школ 8-городского вида - 2(Таб.2.1.2.).Средняя наполняемость классов - 16 человек (город - 22 человека, село - 9 человек).

 

Таблица 2.1.2 - Виды образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района РТ

Общеобразовательные учреждения; шт.

2007 год

2008 год

2009 год

а) начальные

13

12

16

б) основные

-

1

2

в) средние

42

40

35

г) коррекционные школы 

2

2

2

Итого:

57

55

55


 

В 54 дошкольных учреждениях  воспитываются 3439 детей (в 2008 учебном  году: ДОУ - 55, детей в них - 3520). Охват  дошкольным образованием составляет 82% (по РТ -71,5%). Из них 54 дошкольных образовательных учреждений: детских садов - 32; детских садов комбинированного вида - 11; детских садов компенсирующего вида - 1; детских садов общеразвивающего вида - 6; детских садов присмотра и оздоровления - 2; детских садов Центров развития ребенка - 2.

В 2009 учебном году профильное обучение осуществляется в 12 общеобразовательных учреждениях (8 городских, 1 сельской, 3-х школах п.г.т. Актюбинский). В Азнакаевском муниципальном районе функционирует 54 дошкольных образовательных учреждения (далее - ДОУ) разных видов и категорий, в которых воспитывается 3520 детей с 8 месяцев до 7 лет. Охват дошкольным воспитанием за последние два года стабилен и составляет 86 % (по РТ 71,5 %, по РФ - 61,5 %). В Азнакаевском муниципальном районе эксперимент по введению предпрофильного и профильного обучения осуществляется с 2004-2005 учебного года. На сегодняшний день охват образовательных учреждений предпрофильным и профильным обучением представлен в данной диаграмме. (рис.2.1.2.)

Информация о работе Финансовое обеспечение учреждений образования