Финансовое обеспечение учреждений образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 05:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение практики финансирования образования Азнакаевского муниципального района РТ и разработка предложений по совершенствованию финансирования образования.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- определить роль образования в социально-экономическом развитии общества;
- рассмотреть законодательные основы на которых действуют образовательные учреждения;
- выявить источники финансирования образования;
- показать действующую практику финансирования образовательных учреждений из бюджета на примере Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ;
- выявить основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансирование учреждений образования.doc

— 811.50 Кб (Скачать файл)

Расчет образовательных  субвенций по ряду субъектов Федерации  на 2004 год показал, что до тех пор, пока регионы подушевые нормативы  финансирования будут подменять  средними расходами по муниципалитету, существует вполне объективная опасность уменьшения финансирования образовательных учреждений.

В отсутствие финансовых нормативов в областях субвенции  рассчитывались по правилам межбюджетных перечислений, то есть как средние  значения бюджетных расходов на образование  по муниципалитетам, умноженные на число учащихся. Порядок расчета образовательной субвенции в региональных законах, как правило, отсутствует, так как он ничем не отличается от порядка расчета трансфертов и других межбюджетных перечислений.

При формировании межбюджетных отношений (образовательные субвенции регулируются в первую очередь законодательством о межбюджетных отношениях) объемы перечисляемых средств ограничены только бюджетными возможностями. То есть уменьшение финансирования вполне реально, особенно в связи с сокращением численности учащихся.

Именно поэтому оптимальным  представляется вариант, при котором  уже при расчете образовательной  субвенции на региональном уровне используется норматив бюджетного финансирования как  гарантированной финансовой нормы  выполнения образовательных стандартов.

С введением норматива бюджетного финансирования достигается справедливость и прозрачность при формировании бюджета и распределении финансовых средств. В то же время повышение эффективности их использования можно достичь только при сочетании этих условий с расширением самостоятельности в распоряжении средствами самого образовательного учреждения. В этом контексте подушевое нормативное финансирование имеет хорошие перспективы как формы повышения эффективности государственных бюджетных услуг.

Одно из направлений  правительственной программы реструктуризации бюджетного сектора предполагает участие  организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг и нацеливает на формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ. «Нормативно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг».

Еще одно возможное направление  применения нормативов связано с  концепцией «бюджетирования, ориентированного на результат». Перевод финансирования основных расходов на нормативную основу создает базу для выделения остальных  средств на основе «программно-целевого принципа», связанного с достижением конкретных результатов. Развитие этого направления должно ориентироваться на создание стимулов улучшения качества образовательной услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов и т.д. Без введения стандартизированных расходов так называемого нулевого бюджета, который практически и появляется при финансировании по нормативу, сравнение качества работы невозможно. При этом должна возрасти роль самого образовательного учреждения, его администрации в эффективном расходовании ресурсов для достижения максимума результата.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Новый этап экономических  и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.

Таким образом, вопросы  финансирования как отдельного образовательного учреждения, так и в целом системы  отечественного образования сегодня  являются самыми острыми и, следует  признать, определяют во многом ситуацию в этой отрасли. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Последствия такой государственной политики по отношению к образованию очевидны.

Подводя итоги, отметим:

- основным источником финансирования в Азнакаевском районе являются бюджетные средства – это 93%. Но с каждым годом объемы внебюджетного финансирования растут, в связи с началом введения нового порядка подушевого финансирования;

- фактически планируемые затраты и используемые денежные средства из бюджета существенно отличаются. Значит, учреждения образования недополучают финансовые средства, что отрицательно сказывается на деятельности учреждений – в основном сокращаются расходы на заработную плату, а, следовательно, это отрицательно влияет на качество оказываемых услуг.

- основные источники  поступления внебюджетных средств  – это родительская плата за услуги учреждений в сфере обучения и оздоровления детей (66,9%), от благотворителей (18,3%), выручка школьных столовых (12.8%).

К проблемам финансового  обеспечения образования относятся: недостаточное финансирование, ненадлежащее обеспечение эффективности и прозрачности использования финансовых средств и т.д.

Для решения этих проблем прежде всего необходимо:

- упорядочить бюджетное  законодательство;

- изменить подходы  к бюджетному финансированию  капитального ремонта и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти расходы в федеральную адресную инвестиционную программу;

- предусмотреть возможность  отмены финансирования начислений  на оплату труда (единого социального  налога) и прямого перечисления  этих средств со счёта бюджета;

- освободить бюджетные  учреждения от уплаты налогов  с бюджетных средств.

На сегодняшний день уже можно считать общепринятым, что наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а  не бюджетного учреждения. Применение подушевого норматива в общем образовании является своего рода спусковым механизмом для активизации оптимизации сети учреждений, формирование новой системы оплаты труда учителей, связанной непосредственно с результатами их работы, в целом повышения эффективности бюджетных расходов, повышения степени прозрачности бюджетного процесса, роста доступности образовательной услуги.

Переход к нормативно-подушевому финансированию - это только начало, так как за ним последуют следующие шаги, которые нужно делать уже сейчас, а не завтра: создавать общественное мнение о необходимости перехода на отраслевую систему оплаты труда, оптимизации штатного расписания, реструктуризации сети образовательных учреждений и создания государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

Примененный подход позволяет  муниципалитетам проводить оптимизацию  численности занятых в отрасли, а, следовательно, и более рационально  использовать ограниченные финансовые средства. Этим он кардинально отличается от прочих методик, реализация которых приводила не к оптимизации расходов, а либо фиксированию сложившегося уровня расходов («планирование от достигнутого»), либо к требованиям увеличения финансирования.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г.
  3. Закон Российской Федерации "Об образовании" № 12-ФЗ (с изменениями на 25 июня 2002 года).
  4. Закон РТ о бюджете РТ на 2010 г. (01.02.2010 г.).
  5. Закон о бюджете РТ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (20.12.2008 г.).
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.№ 230-ФЗ.
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2009.
  8. Постановление кабинета министров РТ «Об утверждении штатной численности работников» № 433 от 2.09.1994г.
  9. И.Г. Акперов. Казначейская система исполнения бюджета в РФ.: Учебное пособие./ И.А. Коноплева, С.Л. Головач. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 496 с.
  10. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. Финансы, денежное обращение и кредит.– М.: ЮНИТИ, 2007.
  11. С.А. Беляков. Лекции по экономике образования / М. : ГУ-ВШЭ, 2007. - 405 с.
  12. С.А. Беляков. Система финансирования образования: анализ эффективности / М.: Технопечать, 2008. - 182 с.
  13. Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2006.
  14. А.С. Булатова. Экономика / М.: Юристъ, 2008.
  15. Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие/ М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
  16. Е.Н. Данилов, В.Е. Абарникова, Л.К. Шипиков Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. – М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2009.- 336 с.
  17. Э.Д. Днепров. Модернизация российского образования: документы и материалы, М. 2006.
  18. Л.А. Дробозина. Финансы: Учебник для вузов / М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
  19. Е.Г. Ефимова. Экономика для юристов.Учебник.- М.: Флинта, 2010.
  20. В.М. Жураковский, Л.П. Кураков. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М. 2008. – 422 с.
  21. В.Б. Зотова. Система муниципального управления. Учебник для вузов. / ОЛМА - ПРЕСС. 2009. – 259 с.
  22. В.Б. Зотова. Система муниципального управления./ СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
  23. В.Г. Игнатов. Экономика муниципальных образований. – М.: Март, 2010. – 544 с.
  24. В.И. Купцова. Человек и общество, кн. III./ М., 2007.
  25. С.И. Лушина, В.А. Слепова. Государственные и муниципальные финансы. Учебник./М.: Экономистъ, 2008. – 763 с
  26. В.С. Мокрый. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2007. – 218 с.
  27. Д.С. Моляков. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007, 362 с.
  28. Г.Б. Поляк. Бюджетная система России: Учебник для вузов / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  29. Г.Б. Поляк. Финансы бюджетных организаций. Учебник/М.: Вузовский учебник., - 2009. - 363 с.
  30. В.М. Радионова. Финансы. Учебник/ М.: Финансы и статистика, 2008.
  31. М.В. Романовский, О.В. Врублевская. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.: Юрайт, 2008.
  32. Г.З. Суша. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2009, 419 с.
  33. Р.А. Абрамов. Особенности бюджетного финансирования инноваций в регионах.// Финансы и кредит. – 2009.- № 37. – с.25-29.
  34. М.С. Ананских. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг.// Финансы и кредит. – 2010.- № 1. – с.28-33.
  35. О.Г. Башаров. Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования.// Экономический анализ: теория и практика. – 2009.-№ 28. – с.56-61.
  36. О.Н. Волкова. Моделирование единичного норматива подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений // Финансы и кредит. – 2009.-№ 37. – с.20-24.
  37. Л.Ф. Гафиуллина. Эффективность деятельности системы образования.// Социально-экономические вопросы развития региона. – 2009.- № 1. – с.44-48.
  38. Д.Ю. Завьялов. Оптимизация бюджетных расходов в условиях финансового кризиса.// Финансы. – 2009.-№ 12. – с.9-12.
  39. Л.И. Пронина. Финансы муниципальных образований в условиях кризиса.// Финансы и бюджет: проблемы и решения. – 2009.- № 7. – с.10-13.
  40. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.28597_1.html- Эрудиция.
  41. http://revolution.allbest.ru/finance/00024198_0.html-Коллекция рефератов.
  42. http://upr.1september.ru/2005/14/8.htm- Экономика образования.
  43. http://www.naexamen.ru/otvet/11/obchestvo/361.shtml- На экзамен.
  44. http://mon.gov.ru- Министерство образования и науки Российской Федерации.
  45. http://www.16-2-15.edusite.ru - Отдел образования исполкома Азнакевского муниципального района РТ.
  46. http://demoscope.ru- Демоскоп.

Информация о работе Финансовое обеспечение учреждений образования