Финансовое обеспечение учреждений образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 05:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение практики финансирования образования Азнакаевского муниципального района РТ и разработка предложений по совершенствованию финансирования образования.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- определить роль образования в социально-экономическом развитии общества;
- рассмотреть законодательные основы на которых действуют образовательные учреждения;
- выявить источники финансирования образования;
- показать действующую практику финансирования образовательных учреждений из бюджета на примере Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ;
- выявить основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансирование учреждений образования.doc

— 811.50 Кб (Скачать файл)

Одно из основных направлений  финансовой политики – обеспечение  достаточного финансирования соответствующих  бюджетов. Для этого в мае 2009г. Правительством РФ были утверждены «Правила распределения дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2009 год». С использованием этой методики отбор субъектов РФ для предоставления дотаций производится на основании показателей, характеризующих сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ, от которой зависит сбалансированность местных бюджетов.

При этом право на получение  дотаций имеют субъекты РФ, в которых  при исполнении консолидированных  бюджетов сложился недостаток доходов  на финансовое обеспечение расходных обязательств. Из распределения исключаются регионы, уровень фактической бюджетной обеспеченности которых на 10 % выше среднероссийского показателя. Условием предоставления указанных дотаций является отсутствие просроченной задолженности по социально значимым расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Основным условием стабильного  функционирования муниципальных образований  является обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки их финансового положения.

В результате основные проблемы появились не у федерального бюджета, а у региональных и местных  бюджетов. Это – и снижение поступлений  от налога на прибыль организаций, и  рост безработицы, влекущий за собой  сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, являющегося основной составляющей доходов региональных и местных бюджетов.

В связи с этим вводится механизм адресной финансовой помощи региональным и местным бюджетам. Этот вопрос решался при внесении изменений в федеральный бюджет 2009г., которые содержат новые условия и параметры развития экономики страны. Внесение данных изменений позволит решать следующие задачи:

- безусловное выполнение  всех социальных обязательств, взятых  на себя государством, и реализацию  национальных проектов;

- пересмотр всех инвестиционных проектов на основе анализа их эффективности и безотлагательности, а также определения возможности использования их в качестве «локомотивов» стабилизации экономики.

Важнейшей проблемой  является не только объем финансовых средств, но и обеспечение прозрачности и эффективности их использования. Инструментом, обеспечивающим эти принципы, станет Федеральный закон «Об отчете Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики», принятый Государственной Думой 22 мая 2009г. Этот закон обязывает Правительство РФ ежеквартально представлять парламенту всю информацию о средствах, идущих на преодоление кризиса с указанием не только банков, но и конечных получателей этих средств.

Предложения по решению  проблем бюджетного финансирования:

1. Необходимо упорядочить  бюджетное законодательство, в частности  внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:

- передачу права утверждения  сводной сметы доходов и расходов  учреждения, в том числе образовательного, руководителю этого учреждения;

- включение бюджетополучателей  в процедуру разработки бюджета.  Это обусловлено тем, что действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

- пересмотр срока доведения  уведомлений о бюджетных ассигнованиях до бюджетных учреждений и его увеличение до 30 дней с момента утверждения сводной бюджетной росписи расходов независимо от уровня бюджета;

- доведение уведомлений  о бюджетных ассигнованиях, объёмах  доходов и расходов и лимитов  бюджетных обязательств одной строкой;

- предоставление права  бюджетополучателям осуществлять  расходование средств бюджета  в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их  распределение по статьям экономической  классификации. При этом финансирование  также должно осуществляться одной строкой, а не постатейно, как это делается сейчас;

- корректировку росписи  расходов бюджета на основе  фактически произведённых расходов  в соответствии с кодами бюджетной  классификации, предоставленными  в бухгалтерском отчёте за  конкретный отчётный период;

- передачу утверждённой  сметы доходов и расходов в  течение одного дня со дня  её получения бюджетным учреждением  или со дня её утверждения  руководителем организации (если  такое право ему будет предоставлено);

- компенсацию по решению  судебных органов морального и материального ущерба бюджетному учреждению казначейством в размере, превышающем размер недофинансирования, повлекшего указанный ущерб;

- сохранение за бюджетным  учреждением остатка средств,  обоснованно образовавшегося по  состоянию на 31 декабря текущего года на счёте бюджетного учреждения; наделение руководителя бюджетного учреждения правом на установление порядка, сроков и целевого назначения расходования этого остатка, включая составление учреждением отдельной сметы расходования этих средств.

2. Необходимо при определении  объёмов бюджетного финансирования  образования на очередной финансовый  год руководствоваться следующими  принципами:

- общий объём бюджетного  финансирования образования должен  быть увеличен в соответствии  с положениями Национальной доктрины развития образования и программными документами Правительства РФ, предусматривающими опережающий рост бюджетных ассигнований в эту сферу деятельности;

- в качестве приоритетных  статей экономической классификации,  по которым должно быть предусмотрено увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить оплату труда, трансферты, расходы на обеспечение учебного процесса, комплектование библиотек, проведение учебно-производственных практик, проведение учебно-научных студенческих семинаров и конференций, обеспечение учебными материалами и пособиями и т.п., приобретение учебного и научного и учебно-производственного оборудования, капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть увеличение расходов на оплату коммунальных услуг. При этом финансирование должно выделяться одной строкой.

3. Целесообразно изменить  подходы к бюджетному финансированию  капитального ремонта и приобретения  оборудования для образовательных  учреждений, переведя эти расходы  из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный фонда развития образования. Это позволит:

- обеспечить концентрацию  финансовых ресурсов на действительно  важных направлениях, требующих значительных инвестиций;

- повысить обоснованность  проводимых работ, осуществляемых  закупок и т.д. вследствие применения  отработанных процедур реализации  инвестиционных проектов и использования  опыта специалистов в этой  области;

- обеспечить правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых инвестиционных задач без нанесения финансового урона учреждению.

4. Необходимо отказаться  от практики централизованного  планирования структурных и организационных  преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.

5. При переводе стипендий  в разряд адресных социальных  выплат следует сохранить порядок  их назначения через образовательные  учреждения, т.е. через места фактического нахождения учащихся, а не места их проживания.

6. Целесообразно отменить  регрессию единого социального  налога для образовательных учреждений, установив вместо этого сниженную  ставку данного налога.

7. Необходимо предусмотреть  возможность отмены финансирования начислений на оплату труда (единого социального налога) и прямого перечисления этих средств со счёта бюджета.

8. Необходимо освободить  бюджетные учреждения от уплаты  налогов с бюджетных средств,  к которым отнесены все доходы  бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.

 

3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования

 

Сегодня много говорится  о качестве: качество производства, качество продукции, качество питания и т.д., проверить которые можно с помощью определенных вещественных показателей. Сущность эффективности любого экономического явления заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат – трудовых, материальных и финансовых – добавиться существенного увеличения результата конкретной деятельности. Следовательно, чем больше соотношение результатов деятельности и затрат, тем выше эффективность.

Но есть определенная категория потребностей людей – услуги, в частности, образование, качество которого сложно оценить, так как оно не исчерпывается результатом обучения. Это и оснащенность школы, в которую пришел учиться ребенок, и квалификация учителя, который преподает ему урок, и многое другое. Все эти факторы оказывают сильное влияние на результат, на итоговую оценку. Несмотря на сложную корреляционную зависимость от многих факторов, стоит задача: создавать такие условия, чтобы ученики и студенты получали качественное образование.

На сегодняшний день уже можно считать общепринятым, что наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения. Необходимость отказа от финансирования учреждений и переход к финансированию бюджетной услуги определенного объема и качества зафиксирована в Республиканской программе региональных финансов.

В случае оценки эффективности  услуги общего образования должна идти речь не о том, много или мало средств  выделяется учреждениям образования, а о том, как более рационально  и с наибольшим эффектом использовать выделяемые средства. Нужно в этом направлении очень тщательно поработать и создать систему выявления эффективности использования бюджетных средств в системе образования Республики Татарстан, оценки эффективности деятельности муниципалитетов по модернизации системы образования, включая показатели реструктуризации (оптимизации) сети учреждений.

Эта работа предусматривает  изменение механизмов финансирования отрасли, создание учреждений новых организационно-правовых форм, перевод учреждений в автономию, развитие частно - государственного партнерства, реструктуризацию сети учреждений, оснащение современным учебным оборудованием. Наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения.

На первый план выходит  вопрос о более рациональном и наиболее эффективном использовании выделяемых средств. В этой связи необходимо создать систему оценки эффективности использования бюджетных средств в системе образования, деятельности муниципалитетов по модернизации системы образования.

Эффективность деятельности системы образования Республики Татарстан характеризуется динамикой  изменения следующих показателей:

- введение нормативного  подушевого финансирования;

- как следствие введения  нормативного подушевого финансирования, проведение мероприятий по оптимизации (реструктуризации) сети учреждений образования, в т.ч. децентрализация государственного и муниципального сектора образования, изменение организационно-правового статуса учреждений, усиление их финансовой хозяйственной самостоятельности;

- введение новой системы  оплаты труда.

Основным механизмом, позволяющим повысить эффективность  бюджетных расходов в образовании, признан переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательной услуги, учащихся.

Применение подушевого норматива в общем образовании является своего рода спусковым механизмом для активизации оптимизации сети учреждений, формирование новой системы оплаты труда учителей, связанной непосредственно с результатами их работы, в целом повышения эффективности бюджетных расходов, повышения степени прозрачности бюджетного процесса, роста доступности образовательной услуги.

Финансирование образовательной  сети ежегодно только воспроизводит сложившуюся нерациональную структуру образовательных расходов и внутри муниципалитетов и внутри самих образовательных учреждений.

Тогда как расчет бюджета с применением подушевого бюджетного норматива на учащегося позволяет сформировать бюджеты исходя из формализованных, строгих и прозрачных критериев, произвести выравнивание бюджетной обеспеченности.

Реструктуризация подразумевает  системный характер оптимизации  сети учреждений образования на муниципальном  уровне , в том числе абсолютную согласованность действий органов  управления образованием всех уровней, учреждений образования, общественности в рамках существующих полномочий и ответственности.

Информация о работе Финансовое обеспечение учреждений образования