Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Среди источников бюджетного права особое место занимают принципы -теоретически обоснованные и нормативно закрепленные основные начала бюджетного права, составляющие общую направленность правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Центральное место и определяющее значение принципов финансового права в механизме правового регулирования финансовых отношений обусловлены следующими обстоятельствами.

Содержание работы

Введение
3
1. Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права
4
2. Правовая база бюджетного федерализма в России
12
2.1 Конституционные основы бюджетного федерализма
12
2.2 Параллелизм в правовом регулировании межбюджетных отношений
13
3. Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание
14
4. Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия)
19
5. Заключение
22
6.Список используемых источников
23

Файлы: 1 файл

курсовик по федерализму.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

1. Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права

4

2. Правовая база бюджетного федерализма  в России

12

  2.1 Конституционные основы бюджетного федерализма

12

  2.2 Параллелизм в правовом  регулировании межбюджетных отношений

13

3. Основные  задачи бюджетного федерализма.  Вертикальное и горизонтальное   выравнивание

14

4. Модели  бюджетного федерализма (США,  Германия, Россия)

19

5. Заключение 

22

6.Список используемых источников

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Проблема бюджетного федерализма в России - одна из наиболее важных в механизме правового регулирования финансовой деятельности государства. Вместе с тем она является крайне деликатной и болезненной проблемой, поскольку напрямую связана с федеративным устройством российского государства и в этом качестве унаследовала накопленный груз болезненных нерешенных проблем, возникающих на всех уровнях российской государственности.

          Бюджетный федерализм - проблема комплексная и многоаспектная.           Ее можно рассматривать с политической, экономической и юридической точек зрения. В настоящей курсовой работе речь пойдет исключительно о правовых аспектах бюджетного федерализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права

 

           Среди источников бюджетного права особое место занимают принципы -теоретически обоснованные и нормативно закрепленные основные начала бюджетного права, составляющие общую направленность правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

           Центральное место и определяющее значение принципов финансового права в механизме правового регулирования финансовых отношений обусловлены следующими обстоятельствами.

           1. Принципы являются своеобразным вектором правового регулирования, задающим общее направление правового регулирования того или иного сектора финансовой деятельности государства. Они всегда "работают с опережением", т.е. показывают направление дальнейшего развития нормативно-правовой базы, делают финансовое законодательство более "предсказуемым" и стабильным, что, в свою очередь, создает благоприятный правовой фон для осуществления соответствующей экономической и

политической деятельности.

         2. Принципы позволяют устранить пробелы законодательного регулирования. Речь идет как о пробельности, возникающей в силу несовершенства действующего законодательства, так и пробельности "запланированной", заранее предусмотренной. При необходимости устранения пробельности законодательства в правоприменительной практике именно принципы финансового права должны сыграть определяющую роль. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований должна иметь надежную нормативно-правовую базу. Ее могут составлять нормы, непосредственно регулирующие конкретный вид государственной деятельности (деятельности муниципальных образований) в сфере публичных финансов либо, при отсутствии таковых, нормы-принципы.

             Правовая неурегулированность финансовой деятельности государства (муниципальных образований) таит в себе огромную опасность, поскольку         в таком случае в любой момент может быть поставлен вопрос                                   о злоупотреблении властью со стороны того или иного государственного (муниципального) органа, обладающего бюджетными полномочиями.        

             Бюджетный федерализм как правовой принцип находит свое выражение                     в сочетании общегосударственных интересов в финансовой сфере                               с соответствующими интересами регионов (субъектов Российской Федерации). Он заключается, с одной стороны, в распределении бюджетных доходов                    и расходов, а с другой стороны – в распределении компетенции в бюджетной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами. Применение принципа бюджетного федерализма в механизме правового регулирования финансовых отношений нацелено прежде всего на устранение негативных социально-экономических последствий региональной поляризации в Российской Федерации. Как известно, региональные различия особенно заметно стали проявляться в 1990-е гг.

            Для корректировки социально-экономических процессов на территории Российской Федерации Правительство РФ использует различные инструменты – региональные налоги, план развития отдельных регионов и территорий и др. Однако, пожалуй, одним из эффективных средств является межбюджетное регулирование.

             Подходы к межбюджетным отношениям менялись на протяжении 1990-х гг. До 1994 г. для субъектов Российской Федерации, в зависимости от конкретной ситуации, устанавливались дифференцированные нормативы отчислений от федеральных налогов и масштабы дотаций. С 1994 г. дифференциация нормативов была отменена и заменена унифицированными для всех субъектов Российской Федерации долями. Вплоть до конца 1990-х гг. большая часть финансовой помощи субъектам Российской Федерации осуществлялась в рамках трансфертного механизма, нацеленного на то, чтобы объективно оценить количественно уровень потребности региона в финансовой поддержке из федерального бюджета. С 1998 г. механизм поддержки обновляется. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 была одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений                      в Российской Федерации в 1999-2001 гг.

            Оценка трансфертного механизма, существовавшего во второй половине 1990-х гг., не является однозначной. С одной стороны, трансферты позволяли нуждающимся регионам сводить концы с концами. С другой стороны, правила предоставления федеральной помощи объективно провоцировали иждивенческие отношения.

            Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. Новая Программа направлена на достижение целей, поставленных в бюджетных посланиях Президента РФ по развитию системы межбюджетных отношений, реализацию стратегии развития Российской Федерации на период до 2010 г. и программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу с учетом результатов выполнения Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 30

июля 1998 г. № 862.

           Целью Программы является формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику           в рамках законодательно установленного разграничения полномочий                       и ответственности между органами власти разных уровней.

           Эта система должна обеспечивать:

 

• экономическую эффективность - создание долгосрочных стимулов                      для органов власти субъектов и местного самоуправления. Проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, содействовать росту доходов населения и экономическому развитию соответствующих территорий;

               • бюджетную ответственность - управление общественными финансами от имени и в интересах населения, при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий                для предоставления бюджетных (общественных) услуг, прозрачности                       и подотчетности налогово-бюджетной политики, сбалансированности всех стадий бюджетного процесса, повышения законодательно установленной взаимной ответственности органов власти разных уровней при выработке               и проведении бюджетной политики;

                • социальную справедливость - выравнивание доступа граждан,                вне зависимости от места их проживания, к основным общественным услугам             и социальным гарантиям;

                • политическую консолидацию - достижение общественного согласия по вопросам распределения между властями разных уровней налогово-бюджетных полномочий, создание условий для эффективного выполнения органами власти субъектов и местного самоуправления своих функций, содействие развитию гражданского общества;

                • территориальную интеграцию - обеспечение единства налогово-бюджетной системы, предотвращение появления и смягчение диспропорций регионального развития, упрочение территориальной целостности страны.

               Для достижения этих целей необходимо, прежде всего, обеспечить реализацию прав и обязанностей органов власти субъектов и местного самоуправления, принимать, в рамках федерального законодательства, самостоятельные решения по организации бюджетного процесса, формированию расходов и доходов своих бюджетов на основе четкого, стабильного и сбалансированного разграничения расходных полномочий                 и доходных источников, гарантирующих финансовую самостоятельность                  и способствующих повышению самодостаточности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, наращиванию и эффективному использованию их налогового потенциала.

            Формируемая система межбюджетных отношений должна базироваться на принципе равноправия, согласования интересов и взаимной ответственности ее участников. Программа исходит из недопустимости применения                        для отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований особого порядка формирования доходов, финансирования                     на их территории расходов из вышестоящих бюджетов и (или) предоставления финансовой помощи.

            Основными задачами Программы являются:

 

          • упорядочение бюджетного устройства субъектов Российской Федерации;

         • четкое разграничение расходных полномочий и сокращение "нефинансируемых мандатов";

         • четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий                       и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;

         • формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов;

         • повышение качества управления общественными финансами                   на региональном и местном уровне.

         Система финансовой помощи бюджетам других уровней должна быть направлена, по замыслу Программы, на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам                      и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов                          для проведения на региональном и местном уровне рациональной                             и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов. Система финансовой помощи должна соответствовать следующим основным требованиям:

             • разделение финансовой помощи в зависимости от поставленных целей и механизмов распределения на текущую и инвестиционную, а также выравнивающую и "стимулирующую";

             • выделение в составе текущей помощи дотаций, субвенций и субсидий как основных форм финансовой поддержки;

            • распределение финансовой помощи должно проводиться по единой методике на основе формул с проверяемыми расчетами и объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов либо заранее установленных условий и процедур конкурсного отбора;

            • в расчетах бюджетной обеспеченности не должны использоваться отчетные данные о фактически произведенных бюджетных расходах                  и фактически поступивших налоговых доходах. Для этого необходимы объективная и прозрачная оценка относительных различий в расходных потребностях в расчете на душу населения или потребителя бюджетных услуг и методы сравнения налогового потенциала различных территорий с учетом уровня и структуры развития региональной экономики;

            • методики и процедуры распределения финансовой помощи должны быть установлены федеральными законами и принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

            • жесткость бюджетных ограничений: утверждение всего объема финансовой помощи конкретным регионам и муниципальным образованиям законом о соответствующем бюджете, ограничения на перечисление в течение бюджетного года средств, не распределенных между регионами                             и муниципальными образованиями законом о бюджете;

            • максимально возможная стабильность объема и принципов распределения финансовой помощи, позволяющая субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно прогнозировать для себя основной объем получаемой финансовой поддержки                              на среднесрочную перспективу и создающая стимулы для увеличения собственных доходов;

              • установление на федеральном уровне общих принципов и требований к формам и механизмам выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации будет предоставляться через пять следующих фондов:

             • Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

             • Фонд компенсаций;

             • Фонд софинансирования социальных расходов;

Информация о работе Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права