Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 03:56, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный федерализм - это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах:
- самостоятельность бюджетов разных уровней - закрепление за каждым уровнем власти и управления собственными источниками дохода, а также право самостоятельно определять направления их использования;
- недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней;
- право на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых льгот только за счет собственных доходов и т. д.

Файлы: 1 файл

фин мен 8.10.docx

— 27.50 Кб (Скачать файл)

1.Бюджетный федерализм - это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах:

-   самостоятельность бюджетов разных уровней - закрепление за каждым уровнем власти и управления собственными источниками дохода, а также право самостоятельно определять направления их использования;

-   недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней;

-   право на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых льгот только за счет собственных доходов и т. д.

-   законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

-   соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания нижестоящих бюджетов);

-   нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи;

-   наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Идеальной модели бюджетного федерализма, приемлемой для  всех стран, не существует. На развитие бюджетных систем стран оказывают  влияние исторические и политические особенности.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий субъектов  федерации должен полностью соответствовать  объему ответственности по расходам, закрепленным за данным уровнем государственной  власти. На практике между бюджетными расходными полномочиями и доходными  возможностями существует разрыв, который  необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня.

 

1.1 Основы бюджетного федерализма

Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации в области федерализма находятся:

•    управление федеральной государственной собственностью;

• установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

•  установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

• федеральный  бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:

•  вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

•  разграничение государственной собственности;

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

• общие вопросы  воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

•  координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

•    установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

• координация  международных и внешнеэкономических  связей субъектов РФ, выполнение международных  договоров РФ.

Вне пределов ведения  РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.

Вне пределов ведения  Российской Федерации, совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных правовых актов.

Законы и  другие нормативные правовые акты субъектов  РФ не могут противоречить федеральным  законам.

К совместному ведению федеральных  органов государственной масти  РФ и органов государственной  власти краев и областей относятся:

•    разграничение государственной собственности на территории края, области;

• установление общих принципов бюджетной системы, налогообложения в РФ. 

 

 

2. Бюджетная система РФ (федеративная система) включает:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

- местные бюджеты.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

В соответствии с бюджетным  кодексом бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:

- единства;

- разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

- эффективности и экономичности  использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, формы бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса, использование единой бюджетной  классификации, единством социально-экономической, в том числе и налоговой  политики.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы состоит в закреплении  соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности. Право законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Наличие  собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы. Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источников финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в бюджетах учитываются все поступления  и все затраты. Реальность бюджетного устройства означает правдивое отражение  характера доходов и расходов бюджетов.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств состоит в том, что  при составлении бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного объема бюджетных средств.

Принцип общего покрытия расходов. Все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы.

Принцип гласности предусматривает  обязательное опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления. Обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательства органа гос. власти, либо между законодательными и исполнительным органами гос. власти.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  состоит в том, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

Прозрачность бюджета, который  означает открытость и гласность  в отношении структуры и функций  государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и  бюджетных прогнозов.

 

 

 

3. Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Статья 6 БК РФ определяет межбюджетные отношения как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями  по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса». Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном  федерализме.

Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для  сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них  задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих  территориях налогового потенциала.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах: 
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; 
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; 
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; 
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; 
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Финансовые ресурсы, необходимые  для осуществления отдельных  государственных полномочий, не относящихся  к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных  образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как  отдельный вид расходов бюджета  и учитываются раздельно по каждому  передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений. Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету, называются межбюджетными трансфертами.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам других уровней бюджетной системы РФ предоставляются в форме:  
• дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; 
• субсидий бюджетам субъектов РФ; 
• субвенций бюджетам субъектов РФ; 
• иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ; 
• межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотации - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджет-ной системы  на безвозмездной и безвозвратной  основах на покрытие расчетных минимально необходимых текущих расходов без  определения конкретных направлений  расходов по их видам, при недостаточности  у них собственных доходов  и отчислений от регулирующих налогов.

Информация о работе Бюджетный федерализм