Бюджетно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:13, реферат

Описание работы

Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.

Содержание работы

Глава I. Теоретические основы бюджетно-правовой ответственности
1. Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности
2. Бюджетное правонарушение как основание бюджетно-правовой ответственности
Глава II. Бюджетно-правовые санкции
1. Понятие и признаки бюджетно-правовых санкций
2. Виды бюджетно-правовых санкций
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Куриленко Марина Александровна.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

Кроме названных, в БК РФ содержатся и другие составы  правонарушений: нарушение принципа адресности — ст. 39; отсутствие по истечении  двух месяцев после вступления в  силу Закона о бюджете оформленных  договоров о выделении бюджетных  инвестиций, предусматривающих одновременное  участие РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности  субъекта инвестиций — п. 3 ст. 80; несоблюдение письменной формы государственной  или муниципальной гарантии —  п. 3 ст. 115; заключение соглашений между  Российской Федерацией и ее субъектами, нарушающих принцип равенства субъектов  РФ (содержащих нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между  федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ) — ч. 2 ст. 132; блокировка или отмена блокировки расходов без  разрешительной подписи министра финансов — ст. 166; несоответствие проекта  закона о федеральном бюджете  требованиям ст. 192 БК РФ — п. 3 ст. 194.

  Классификация бюджетных правонарушений осуществляется по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются  противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы.

  К бюджетным правонарушениям, совершенным на стадии составления проектов бюджетов, относится несвоевременное представление проектов бюджетов;

на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное  правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или  муниципального долга, установленных  БК РФ;

стадия исполнения бюджета более  всех остальных подвержена бюджетным  посягательствам. На этой стадии совершаются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных  средств; неперечисление бюджетных  средств их получателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям; несвоевременное перечисление бюджетных  средств получателям; несвоевременное  зачисление бюджетных средств на счета их получателей; несвоевременное  представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением  бюджета; несвоевременное доведение  до получателей уведомлений о  бюджетных ассигнованиях; несвоевременное  доведение до получателей бюджетных  средств уведомлений о лимитах  бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений  о бюджетных ассигнованиях, уведомлений  о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной  росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную  систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета

бюджета и  государственных внебюджетных фондов; отказ подтвердить принятые бюджетные  обязательства, кроме оснований, установленных  БК РФ; несвоевременное подтверждение  бюджетных обязательств; несвоевременное  осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную  роспись; финансирование расходов в  размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных  услуг; открытие счетов бюджета в  кредитных организациях при наличии  на соответствующей территории отделений  Банка России;

на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов бюджетным правонарушением  будет несвоевременное представление  отчетов об исполнении бюджетов8.

Во-вторых, в зависимости от объекта  посягательств бюджетные правонарушения можно классифицировать на следующие  шесть групп:

нарушение порядка функционирования бюджетной системы: неисполнение закона (решения) о бюджете;

нарушение законных прав и интересов  получателей бюджетных средств: неперечисление, неполное, несвоевременное  перечисление бюджетных средств  получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей, несвоевременное доведение до получателей  уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств;

нарушение доходной части бюджетов: несоблюдение обязательности зачисления доходов  бюджетов, доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иных поступлений  в бюджетную систему РФ; несвоевременное  исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных  внебюджетных фондов;

нарушение расходной части бюджетов: финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись  и утвержденные лимиты бюджетных  обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных  или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного

или муниципального долга; нецелевое использование  бюджетных средств;

нарушение гарантий выполнения бюджетных  обязательств: отказ подтвердить  принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных  БК РФ; несвоевременное подтверждение  бюджетных обязательств, несвоевременное  осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

нарушение порядка составления  проектов бюджетов, бюджетных росписей, ведения бюджетной отчетности и  счетов: несвоевременное представление  проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; несоответствие бюджетной  росписи закону (решению) о бюджете, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной  росписи; открытие счетов бюджета в  кредитных организациях при наличии  на соответствующей территории отделений  Банка России9.

 

Глава II. Бюджетно-правовые санкции 

  1. Понятие и признаки бюджетно-правовых санкций

 Под термином "санкция" в теории права понимается часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения конкретного правила поведения, а также нормативное определение мер государственного принуждения.

    В качестве  общего признака любых санкций  выступают: формальная определенность, властный характер, связь с гипотезой  и диспозицией правовой нормы.  Специфическими признаками бюджетно-правовых  санкция являются:

- санкция - это обязательный  структурный элемент бюджетно-правовой  нормы, что и определяет ее  юридическую природу как бюджетно-правовую;

- принимает непосредственное  участие в регулировании бюджетных  правоотношений;

- являются самостоятельными  в системе правовых санкций;

- выступают как средство  обеспечения бюджетно-правового  регулирования и средство обеспечения  бюджетной ответственности;

- в бюджетно-правовых  санкциях закреплены централизованные (федеральные) меры бюджетной  ответственности, поскольку не  действующим законодательством  не допускается установление  бюджетно-правовых санкций на  уровне законодательных актов  субъектов РФ;

- в качестве основания  применения бюджетно-правовых санкций  выступает юридический факт - совершение  бюджетного правонарушения;

- бюджетно-правовые санкции  характеризуются особым процессуальным  порядком применения;

- бюджетно-правовые санкции  носят правовосстановительный и  карательный характер.

    Бюджетно-правовая  санкция представляет собой необходимый  элемент бюджетно-правовой  ответственности,  закрепляющей меру и объем  данной ответственности и применяемой  уполномоченными органами в случае  совершения бюджетного правонарушения10.

Бюджетно-правовые санкции представляют собой меры государственного принуждения, предусмотренные бюджетно-пра- вовыми нормами, возлагающими на правонарушителей обременения в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировки расходов, изъятия  бюджетных средств, приостановления  операций по счетам в кредитных организациях и иных мер в соответствии с  БК РФ и другими федеральными законами.

Согласно Инструкции Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н о порядке  применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям  бюджетного законодательства Российской Федерации и ст. 284 БК РФ совершение бюджетного правонарушения влечет применение органами Федерального казначейства следующих  мер принуждения:

а) списание в бесспорном порядке  суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму  средств, использованных не по целевому назначению;

б) списание в бесспорном порядке суммы бюджетных  средств, подлежащих возврату в федеральный  бюджет, срок возврата которых истек;

в) списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;

г) взыскание  в бесспорном порядке пени за несвоевременный  возврат бюджетных средств, предоставленных  на возвратной основе, несвоевременное  перечисление процентов (платы) за пользование  средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе;

д) взыскание  в бесспорном порядке пени с кредитных  организаций за несвоевременное  исполнение платежных документов на зачисление и перечисление бюджетных  средств;

е) взыскание в установленном  порядке штрафов за нецелевое  использование средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной основах.

Следовательно, бюджетно-правовые санкции  представляют собой следующие меры государственного принуждения:

пресекателъные меры — приостановление операций по счетам в кредитных организациях — ст. 290 БК РФ, аннулирование государственных или муниципальных гарантий — ст. 300 БК РФ; передача федеральным органом государственной власти исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Федерального казначейства за превышение субъектом РФ норматива расходов на обслуживание государственного долга и неспособность самостоятельно осуществлять погашение и обслуживание долговых обязательств — ст. 112 БК РФ);

предупредительные меры (например, предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета — ст. 290 БК РФ);

правовосстановительные меры (например, пеня, выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования — ст. 293 БК РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил, — ст. 289—291, 296—299, 302-303 БК РФ).

Санкции бюджетно-правовой нормы включают также административно-правовую санкцию в виде штрафа, налагаемого на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений в соответствии с КоАП РФ, а также в ряде случаев уголовно-правовые санкции в виде наказания при наличии состава преступления, предусмотренного УК РФ11.

  1. Виды бюджетно-правовых санкций

             Меры бюджетно-правовой ответственности являются одновременно санкциями за совершение бюджетного правонарушения. Финансово-правовые санкции принято подразделять на два вида: правовосстановительные и карательные (штрафные). Большинство мер бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений являются правовосстановительными.

К ним относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций  по счетам в кредитных организациях;

5) сокращение или прекращение  финансовой помощи из соответствующего  бюджета.

К числу карательных (штрафных) санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (да и то, с некоторой оговоркой), можно отнести лишь начисление штрафа и пени. Рассмотрим виды бюджетно-правовой ответственности в той последовательности, в которой они названы.

Предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление участника бюджетного процесса о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.

Блокировка  расходов – прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.

Блокировка расходов применяется  в двух случаях: 1) если бюджетные  ассигнования были выделены при выполнении определенных условий, которые, однако, не были выполнены; 2) при выявлении  фактов нецелевого использования денежных средств.

Изъятие бюджетных средств – принудительное отчуждение у бюджетополучателя денежных средств, предоставленных ему на возвратной основе, путем бесспорного списания этих средств с его лицевого счета. Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации. Если в качестве этого органа выступает орган Федерального казначейства, то списание осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.

Информация о работе Бюджетно-правовая ответственность