Бюджетно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 05:13, реферат

Описание работы

Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.

Содержание работы

Глава I. Теоретические основы бюджетно-правовой ответственности
1. Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности
2. Бюджетное правонарушение как основание бюджетно-правовой ответственности
Глава II. Бюджетно-правовые санкции
1. Понятие и признаки бюджетно-правовых санкций
2. Виды бюджетно-правовых санкций
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Куриленко Марина Александровна.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

Институт Управления Бизнеса  и Права

Экономический факультет

 

 

 

Реферат

Дисциплина: Бюджетное право

Бюджетно-правовая ответственность

 

 

Выполнила: Ковалевская А.А. 
Проверила: к.ю.н. Куриленко М.А.

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 год

Содержание

Глава I. Теоретические основы бюджетно-правовой ответственности  
1. Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности  
2. Бюджетное правонарушение как основание бюджетно-правовой ответственности  
Глава II. Бюджетно-правовые санкции  
1. Понятие и признаки бюджетно-правовых санкций  
2. Виды бюджетно-правовых санкций

Список использованных источников 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы бюджетно-правовой ответственности  
         1. Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности

Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность  за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой  регламентации отношений в области  публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.

            До недавнего времени правовые  нормы об ответственности в  бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в  федеральных и региональных законах  о бюджете на соответствующий  финансовый год, в Законе РФ  «О субвенциях республикам в  составе Российской Федерации,  краям, областям, автономной области,  автономным округам, городам Москве  и Санкт-Петербургу», Положении  о Министерстве финансов РФ  и Положении о Федеральном  казначействе.

Неуклонный рост правонарушений в  сфере образования и расходования бюджетных фондов обусловил включение  законодателем в БК РФ охранительных  норм, устанавливающих ответственность  за нарушение бюджетного законодательства.1

         Бюджетно-правовая ответственность, являющаяся институтом бюджетного права, выступает одновременно в качестве разновидности финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.

         В Бюджетном кодексе РФ не определяется дефиниция «бюджетно-правовая ответственность». Нарушения бюджетного законодательства – неисполнение  либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения2.

   Ответственность за нарушения бюджетного законодательства сводится не только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости от увеличения степени общественной опасности оснований «ответственности за нарушения бюджетного законодательства», в ее содержании выделяются «бюджетно-правовая ответственность», «административная ответственность», «уголовная ответственность».

  Ответственность за нарушения бюджетного законодательства — это обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения.

   Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд статей, устанавливающих административную ответственность за административные правонарушения в финансовой (бюджетной) сфере. Это ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов», 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе», 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами», 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)». Перечисленные статьи корреспондируют со статьями БК РФ (ст. 289—291, 304). Кроме того, ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ поглощает ст. 292 «Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением» и ст. 294 «Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств» БК РФ. В результате из 18 нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных частью четвертой БК РФ (ст. 289—306), остаются 12 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных БК РФ (ст. 293, 295—303, 305, 306), но не названных в КоАП РФ. Эти деяния являются бюджетными правонарушениями, за совершение которых БК РФ предусмотрены, помимо штрафа в соответствии с КоАП РФ, иные меры принуждения, в том числе и меры ответственности.

Таким образом, бюджетно-правовая ответственность — это применение к субъекту бюджетного правонарушения (субъекту РФ, государственному органу, органу местного самоуправления) мер публичного государственного принуждения, выражающаяся в установлении отрицательных последствий для нарушителя, которые заключаются в наложении на него дополнительных обременительных обязанностей, предусмотренных санкцией нарушенной бюджетно-правовой нормы, в строго определенном для того процессуальном порядке.

  В связи с тем, что в настоящее время БК РФ ориентирован на ответственность субъектов РФ, государственных органов, органов местного самоуправления, а ответственность должностных и юридических лиц установлена в КоАП РФ, физических лиц — в УК РФ, субъектами бюджетной ответственности за нарушения в сфере бюджетных отношений являются получатели и главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Субъект ответственности является критерием разграничения бюджетной, административной и уголовной ответственности. Непосредственными субъектами бюджетной публично-правовой ответственности следует считать как территориальный субъект в целом, так и его отдельный орган, посредством которого реализуется бюджетная деятельность государства (муниципального образования).3

   Бюджетно-правовая ответственность характеризуется следующими признаками:

  • она наступает за бюджетное правонарушение;
  • она выражается в применении к правонарушителю санкций бюджетно-правовых норм. Бюджетно-правовые санкции установлены в БК РФ, ежегодно принимаемом законе о федеральном бюджете. Правом применения бюджетно-правовых санкций наделены Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
  • она влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного характера. Это обусловлено спецификой бюджетно-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сфере бюджетной деятельности государство стремится получить возмещение ущерба, причиненного ему бюджетным правонарушением и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере бюджетно-правового регулирования, т. е. в денежной форме;
  • она реализуется в специфической процессуальной форме. Например, применение восстановительных бюджетно-правовых санкций в виде пени предусмотрено в рамках бюджетно-процессуального производства, установленного Инструкцией Минфина России о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ;
  • правонарушитель несет ответственность перед всем обществом как источником публичной власти.

2.Бюджетные правонарушения  как основания бюджетно-правовой  ответственности

Для применения бюджетно-правовой ответственности  необходимы основания. Бюджетно-правовая ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка  составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения  к бюджетно-правовой ответственности  является бюджетное правонарушение4.

Бюджетное правонарушение — это  общественно опасное противоправно  совершенное деяние, запрещенное  бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю  мер принуждения.

Из данного определения выделим  следующие признаки бюджетного правонарушения:

-противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу;

-виновность — бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения), утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению5.

 Таким образом, мы можем говорить в определенных случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права;

наказуемость деяния — совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций.

Для привлечения субъектов бюджетных  отношений к бюджетно-правовой ответственности  необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового правонарушения.

Бюджетное правонарушение является юридическим  фактом, который влечет возникновение  охранительных правоотношений. По своей  структуре бюджетное правонарушение представляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как  правовая категория и раскрывает эту сложную структуру. Напомним, что полный состав финансового правонарушения конструируется по схеме: объект, объективная  сторона, субъективная сторона и  субъект. К элементам же состава  бюджетного правонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя  к ответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.

Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК РФ, а также в иных его нормах и федеральных законах. Как правило, отдельные указания на противоправные деяния в бюджетной сфере содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете.

Субъектами бюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена в КоАП РФ и УК РФ, на что имеются соответствующие ссылки в БК РФ.

Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. В бюджетном праве имеет место как виновная, так и «безвиновная» (на основании объективного вменения) ответственность.

Как выше отмечалось, бюджетное законодательство не содержит прямых указаний на виновность правонарушителя. Бюджетно-правовая ответственность  может иметь место при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного правонарушения. В этих случаях перед  нами, условно выражаясь, «ограниченный  состав», который иногда оказывается  достаточным основанием бюджетно-правовой ответственности. В этом случае нет  «полноценного» состава правонарушения, однако бюджетно-правовая ответственность  все же наступает. В подобных ситуациях  правильнее говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред6.

В Бюджетном кодексе РФ содержится порядка 40 составов бюджетных  правонарушений.   Можно выделить следующие виды бюджетных правонарушений7:

1) неисполнение закона (решения)  о бюджете;

2) нецелевое использование  бюджетных средств; 

3) неперечисление бюджетных  средств получателям бюджетных  средств; 

4) неполное перечисление  бюджетных средств получателям  бюджетных средств; 

5) несвоевременное перечисление  бюджетных средств получателям  бюджетных средств; 

6) несвоевременное зачисление  бюджетных средств на счета  получателей бюджетных средств; 

7) несвоевременное представление  отчетов и других сведений, связанных  с исполнением бюджета;

8) несвоевременное доведение  до получателей бюджетных средств  уведомлений о бюджетных ассигнованиях; 

9) несвоевременное доведение  до получателей бюджетных средств  уведомлений о лимитах бюджетных  обязательств;

10) несоответствие бюджетной  росписи закону (решению) о бюджете; 

11), 12) несоответствие уведомлений  о бюджетных ассигнованиях, уведомлений  о лимитах бюджетных обязательств  утвержденным расходам и бюджетной  росписи; 

13), 14), 15) несоблюдение обязательности  зачисления доходов бюджетов, доходов  бюджетов государственных внебюджетных  фондов и иных поступлений  в бюджетную систему РФ;

16), 17) несвоевременное исполнение  платежных документов на перечисление  средств, подлежащих зачислению  на счета бюджета и государственных  внебюджетных фондов;

18), 19) несвоевременное представление  проектов бюджетов и отчетов  об исполнении бюджетов;

20) отказ подтвердить принятые  бюджетные обязательства, кроме  оснований, установленных БК РФ;

21), 22) несвоевременное подтверждение  бюджетный обязательств, несвоевременное  осуществление платежей по подтвержденным  бюджетным обязательствам;

23) финансирование расходов, не  включенных в бюджетную роспись; 

24) финансирование расходов в  размерах, превышающих размеры, включенные  в бюджетную роспись и утвержденные  лимиты бюджетных обязательств;

25), 26) несоблюдение нормативов  финансовых затрат на оказание  государственных и муниципальных  услуг;

27), 28), 29) несоблюдение предельных  размеров дефицитов бюджетов, государственного  или муниципального долга и  расходов на обслуживание государственного  или муниципального долга, установленных  БК РФ;

30) открытие счетов бюджета в  кредитных организациях при наличии  на соответствующей территории  отделений Банка России, имеющих  возможность обслуживать счета  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации; несоблюдение главным  распорядителем средств федерального  бюджета, представлявшим в суде  интересы Российской Федерации,  срока направления в Минфин  России информации о рассмотрении  дела в судах, установленного  п. 2 ст. 242 БК РФ; несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В этой же статье указано на возможность иных оснований в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Информация о работе Бюджетно-правовая ответственность