Бюджетное устройство и бюджетная система федеративных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Принцип государственного устройства определяет распределение прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы. Активное развитие бюджетных отношений государства, требует четкого правового регулирования с помощью бюджетного права, которое позволяет разграничить полномочия между различными уровнями публичной власти, определить компетенцию субъектов бюджетного права, обеспечив правовыми средствами баланс их финансовых интересов. Так, углубление процессов дифференциации регионов России по показателям социального и экономического развития, стремление к финансовой самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, возрастание роли косвенных методов управления макро- и микроэкономическими процессами, как в рамках страны, так и в пределах конкретных регионов, делают чрезвычайно важным выбор модели бюджетного устройства и методологии межбюджетных отношений в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………...…5
1.1 Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государства.
1.2 Понятие и модели бюджетного устройства………………………8
1 .3 Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах………………………………………………………………13
2 .Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании……………………………………….….17
3. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………….…25

Файлы: 1 файл

МАКРО..МАРТЫНОВ июнь.docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)

 

 Финансовым обеспечением независимости  и самостоятельности регионов  служит предоставление им права  совместного (федерально-регионального)  использования налоговых баз.  Иногда они имеют возможность  вводить любые налоги, кроме тех,  которые могут нарушать межрегиональную  и внешнюю торговлю государства.  Проблема устранения острых горизонтальных  диспропорций решается главным  образом путем предоставления  целевых грантов, которые обычно  выражаются в форме прямых  трансфертов нуждающимся категориям  населения.

Примером децентрализованной модели служит американский вариант бюджетного федерализма. Более широкое распространение  в мире получила не децентрализованная, а кооперативная модель бюджетного федерализма, для которой характерны:

- сравнительно более широкое  участие региональных властей  в перераспределении национального  дохода и макроэкономической  стабилизации, что ведет к более  тесному бюджетному сотрудничеству  региональных и центральных государственных  структур;

- повышение роли региональных  властей в системе распределения  налоговых доходов, в том числе  и национальных;

- активная политика горизонтального  бюджетного выравнивания, повышенная  ответственность центра за состояние  региональных государственных финансов, уровень социально-экономического  развития территорий, что ведет  к усилению контроля со стороны  центра и некоторому ограничению  самостоятельности региональных  властей. В крайнем случае, это  может выражаться в высокой  степени централизации управления  и превращении региональных властей  фактически в агентов центральных  структур.

 

Кооперативные модели бюджетного федерализма  используют многие европейские государства  и, прежде всего скандинавские страны.

В чистом виде не существует ни кооперативного, ни конкурентного федерализма. Доминирование  принципов конкуренции или кооперации в построении федеративных отношений  зависит от исторических условий.

Необходимость решать общенациональные задачи (участвовать в войнах, обустраивать страну после войны, развивать общенациональную инфраструктуру, осуществлять масштабные социальные проекты и т. д.) делает более адекватной кооперативную  модель федерализма, тогда как для  обеспечения устойчивых темпов экономического роста, учета местной специфики  в организации общественного  сектора, проведения масштабных институциональных  реформ следует предпочесть принципы конкурентного федерализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Принципы бюджетного  устройства в федеративных и  унитарных государствах

 

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов,  расходов и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления)

 

 

 и органов управления государственными  внебюджетными фондами по формированию  доходов бюджетов, источников финансирования  дефицитов бюджетов и установлению  и исполнению расходных обязательств  публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и  органы управления государственными внебюджетными  фондами не вправе налагать на юридические  и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

3. Принцип самостоятельности бюджетов  означает:

- право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  обеспечивать сбалансированность  соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

- право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс,  за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Кодексом;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления устанавливать в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах налоги и сборы,  доходы от которых подлежат  зачислению в соответствующие  бюджеты бюджетной системы Российской  Федерации;

 

 

 

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в соответствии  с настоящим Кодексом самостоятельно  определять формы и направления  расходования средств бюджетов (за  исключением расходов, финансовое  обеспечение которых осуществляется  за счет межбюджетных субсидий  и субвенций из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации);

- недопустимость установления  расходных обязательств, подлежащих  исполнению за счет доходов  и источников финансирования  дефицитов других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации,  а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно  за счет средств двух и более  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации, за счет средств  консолидированных бюджетов или  без определения бюджета, за  счет средств которого должно  осуществляться исполнение соответствующих  расходных обязательств;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления предоставлять средства  из бюджета на исполнение расходных  обязательств, устанавливаемых иными  органами государственной власти  и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных  трансфертов;

- недопустимость изъятия дополнительных  доходов, экономии по расходам  бюджетов, полученных в результате  эффективного исполнения бюджетов.

 

 

 

 

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Договоры и соглашения между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и  органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

5. Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы  выплат из бюджета, связанных с источниками  финансирования дефицита бюджета и  изменением остатков на счетах по учету  средств бюджетов.

При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

 

2. Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании

    2.1 Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Великобритании

 

Бюджетная система Российской Федерации  подразделяется на три уровня. Первый уровень включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов  Федерации и бюджеты территориальных  внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы местного самоуправления действуют  в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Нормативно-правовые акты органов государственной  власти субъектов РФ определяют бюджетные  полномочия органов местного самоуправления (в рамках федерального законодательства).

Бюджет муниципального образования  довольно прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня – бюджетом субъекта РФ, за исключением одного из видов  местных бюджетов - бюджета закрытого  административно-территориального образования (ЗАТО). В отличие от других видов  бюджетов муниципальных образований  бюджеты ЗАТО непосредственно связаны с федеральным бюджетом.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются  расходы, отнесенные к ведению властных структур субъектов РФ, в частности: обеспечение функционирования органов  законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга  субъектов РФ; содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся  в ведении органов власти субъектов  РФ.

 

Все налоги, поступающие в бюджетную  систему, подразделяются в соответствии с ее уровнями на федеральные, региональные, местные.

В соответствии с Налоговым кодекса  Российской Федерации к федеральным  налогам относятся: налог на добавленную  стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог  на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов; государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: транспортный налог, налог на имущество  организаций и игорный бизнес.

К местным налогам относятся: земельный  налог и налог на имущество  физических лиц.

Для реализации принципа сбалансированности бюджета применяется механизм бюджетного регулирования, составным элементом  которого является система регулирующих доходов. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым  устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов  РФ или местные бюджеты на очередной  финансовый год.

Бюджетным законодательством РФ в  числе форм финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предусмотрены: предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; предоставление субвенций  на финансирование отдельных целевых  расходов; предоставление бюджетной  ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ. Подобная финансовая помощь предусмотрена и для последующих уровней бюджетной системы.

 

 

 

 

Бюджетный федерализм выбранный Российской Федерацией, предполагает обеспечение чёткого разграничения функций между разными уровнями управления. Это необходимо для того, чтобы каждый бюджет мог сохранить свою самостоятельность с высокой степенью автономии региональных и местных бюджетов, оставляя в то же время за федеральным бюджетом доминирующее положение в общей бюджетной системе страны. Возникающие при этом межбюджетные отношения должны быть прозрачными и понятными любому участнику данного процесса.

Федеративное устройство получило законодательное закрепление в  Конституции Российской Федерации  в декабре 1993 г. 

В настоящее время наблюдаются  тенденции усиления централизма  в России. Это происходит по следующим  причинам причин:

1. Отсутствие у многих регионов необходимых финансовых ресурсов для реализации, полученных от центра полномочий в условиях экономических кризисов (в начале 1990-х годов и в 1998 году) и неравномерного размещения производства. В этих обстоятельствах центр приобрел дополнительные властные полномочия по перераспределению ресурсов между регионами, поскольку большинство регионов было заинтересовано в таком перераспределении, а значит, в усилении власти федерального центра. Кроме того, в условиях спада производства и снижения налогооблагаемой базы в руках федерального центра были сосредоточены различные доходные источники, полностью или частично недоступные региональным властям: приватизация крупнейших объектов государственной собственности, внешние и внутренние заимствования.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система федеративных государств