Бюджетное устройство федеративных государств и принципы организации бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении основных теоретических аспектов функционирования эффективных моделей бюджетного федерализма западных стран, а также в разработке механизма развития системы бюджетного федерализма в Российской Федерации. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:
– изучить особенности бюджетного устройства государств федеративного типа;
– выделить основные организационные принципы, реализация которых в российской системе бюджетного федерализма предопределяет финансовую асимметрию бюджетного устройства государства

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетных систем федеративных государств

6
1.1. Бюджетное устройство федеративных государств и принципы организации бюджетной системы

6
1.2. Обзор международного опыта построения бюджетных систем федеративных государств

19
1.3. Бюджетный федерализм и его характеристика
28
2. Действующая практика разграничения расходных полномочий и полномочий по формированию доходов. Совершенствование бюджетного федерализма



39
2.1. Механизм разграничения полномочий по формированию доходов в РФ

39
2.2. Механизм разграничения расходных полномочий в РФ
50
2.3. Направления совершенствования бюджетного федерализма РФ
59
Заключение
68
Список использованных источников
72
Приложения

Файлы: 1 файл

закидывать.docx

— 354.29 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

1. Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетных систем федеративных государств

 

6

1.1. Бюджетное устройство федеративных государств и принципы организации бюджетной системы

 

6

1.2. Обзор международного опыта построения бюджетных систем федеративных государств

 

19

1.3. Бюджетный федерализм и его характеристика

28

2. Действующая практика разграничения расходных полномочий и полномочий по формированию доходов. Совершенствование бюджетного федерализма

 

 

 

39

2.1. Механизм разграничения полномочий по формированию доходов в РФ

 

39

2.2. Механизм разграничения расходных полномочий в РФ

50

2.3. Направления совершенствования бюджетного федерализма РФ

59

Заключение

68

Список использованных источников

72

Приложения

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена комплексному исследованию проблем, связанных с реализацией принципов бюджетного федерализма, а также разработке путей модернизации действующей модели межбюджетных отношений Повышение эффективности бюджетной системы в посткризисных условиях развития экономики предопределяет необходимость увеличения доходной части бюджетов всех уровней, поиска дополнительных источников доходов, формирования эффективных налоговых механизмов стимулирования инвестиционной предпринимательской активности. Сегодня речь должна идти о финансовом обеспечении самостоятельности бюджета и на уровне региона, и на уровне местного самоуправления, о создании системы доходов каждого уровня власти, следовательно, и современной модели бюджетного федерализма РФ. К сожалению, сложившаяся в Российской Федерации модель бюджетного федерализма, несмотря на проведенные за последние годы реформы, не в полной мере отвечает интересам региональных и местных органов власти и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем развитии и модернизации.

Актуальность темы работы состоит в том, что проблемы налогово-бюджетных диспропорций в Российской Федерации, существуют на протяжении многих лет, Это оказывает негативное влияние на эффективность функционирования бюджетной системы Российской Федерации. В условиях финансово-экономической нестабильности в государстве происходит обострение данных противоречий, ведущее к существенному нарушению баланса на всех уровнях бюджетной

Анализ имеющейся научной литературы по проблеме показал, что проблемы организации и функционирования бюджетного федерализма исследовались многими учеными и практиками. В своей работе автор опирался на труды видных российских экономистов, таких как: А.Г.Игудин, А. В. Годин, И. В. Подпорина, В. М. Родионова, В.Н.Лексин, А.Н. Швецов и других.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы.

В качестве объекта исследования выступает бюджетная система федеративного государства, с установленным в ней порядком распределения налогово-бюджетных полномочий между различными уровнями государственной власти.

Цель исследования заключается в изучении основных теоретических аспектов функционирования эффективных моделей бюджетного федерализма западных стран, а также в разработке механизма развития системы бюджетного федерализма в Российской Федерации. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:

– изучить особенности бюджетного устройства государств федеративного типа;

– выделить основные организационные принципы, реализация которых в российской системе бюджетного федерализма предопределяет финансовую асимметрию бюджетного устройства государства;

 – определить приоритетные проблемы сложившегося распределения налогово-бюджетных полномочий между различными уровнями бюджетной системы с целью получения адекватной оценки исполнения государством его основных функций на местах;

– предложить основные направления совершенствования системы бюджетного федерализма в России, которые позволили бы оптимизировать межбюджетные потоки с учетом финансового потенциала региональных центров, а также использования механизмов стабилизации финансов субъектов Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость проведенного в бакалаврской работе комплексного исследования бюджетных проблем, возникающих в ходе разграничения бюджетных полномочий, заключается в разработке теоретико-методологических и организационно-правовых подходов, позволяющих при использовании их в системной взаимосвязи сформировать универсальный порядок установления, введения, взимания, прекращения действия и отмены региональных и местных налогов в условиях федеративного устройства государства с учетом разделения компетенции между всеми уровнями власти в рамках общих принципов налогообложения и сборов, а также реализовать декларированный Бюджетным кодексом принцип самостоятельности бюджетов.

Предметная направленность определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, принятых на федеральном уровне, таких как Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные, а так же специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

 

1. Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетных систем федеративных государств.

1.1. Бюджетное устройство федеративных государств и принципы организации бюджетной системы.

Проблемы бюджетного устройства и бюджетной системы активно обсуждаются как экономистами, так и юристами. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративное государственное устройство России определяет ее бюджетное устройство, в основе которого находится бюджетная система. В настоящее время отсутствует легальное определение бюджетного устройства, хотя в отмененном Законе РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. такое определение присутствовало и согласно которому бюджетное устройство определялось как организация бюджетной системы и принципы ее построения

Комментируя Бюджетный кодекс Российской Федерации, А.Н. Козырин отмечал, что "к сожалению, эта важная категория финансового права осталась неопределенной в действующей редакции БК РФ. Возможно, это и привело к некоторым композиционным огрехам, проявившимся в структуре Кодекса и связанным с неурегулированностью на законодательном уровне понятий "бюджетная система" и "бюджетное устройство" [17, с.26].

Н.И. Химичева дает следующее определение бюджетного устройства: "Бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов" [32, с.178].

По мнению А.Н. Козырина, "организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие "бюджетное устройство" [17, с.26].

Ю.В. Тютина, анализируя сущность бюджетной классификации, исходя из структуры БК РФ, приходит к выводу, что "бюджетная классификация является также одним из трех элементов бюджетного устройства Российской Федерации, наряду с бюджетной системой Российской Федерации и принципами бюджетной системы" [30, с.76-78].

При всей важности бюджетной классификации как методологической основы формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, обеспечивающей сопоставимость показателей как доходов, так и расходов бюджетов бюджетной системы, вряд ли корректно было бы приравнивать ее к структурным элементам бюджетного устройства России. Точнее было бы рассматривать нормы, регулирующие бюджетную классификацию как технико-юридические нормы, позволяющие группировать доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и используемые для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности и проведения контроля.

Среди изменений и дополнений, внесенных в БК РФ ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ, также отсутствует норма, определяющая бюджетное устройство России.

Основу бюджетного устройства составляет бюджетная система. Для федеративного государства, возможны два варианта построения бюджетной системы, два варианта взаимоотношений между бюджетом центра Федерации и бюджетами ее субъектов. В нашей стране в разные периоды ее развития с учетом федеративного государственного устройства были применены оба варианта построения бюджетной системы. В СССР был использован вариант построения бюджетной системы, при котором бюджетная система СССР состояла из союзного бюджета и 15 государственных бюджетов советских социалистических республик. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной республики, ее государственный бюджет состоял из республиканского бюджета, государственного бюджета автономной республики, автономной области, бюджета области, края, районов, городов, сельских и городских поселений. Все создаваемые бюджеты на территории СССР объединялись снизу вверх, через консолидированные бюджеты вышестоящего административно-территориального образования, и в итоге создавался единый государственный бюджет СССР, утверждаемый высшим органом государственной власти- Верховным Советом СССР. Государственный бюджет СССР включал в себя сельские, поселковые, городские, районные, краевые, областные, республиканские и союзный бюджеты - всего более 50 тыс. бюджетов.

Объединение всех самостоятельно создаваемых бюджетов на территории СССР в единый государственный бюджет СССР объяснялось многими причинами, и в первую очередь социально-экономическим строем страны, а также необходимостью наибольшей централизации финансовых ресурсов страны [17, с.71-74].

В России, как и в иных федеративных государствах, применяется другой вариант построения бюджетной системы: бюджет центра - Федерации и бюджеты субъектов Федерации создаются самостоятельно, существуют отдельно, не объединяясь в единый бюджет, утверждаемый высшим органом государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 БК РФ "Структура бюджетной системы Российской Федерации" к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся (рис. 1.1.1):

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Рис.1.1.1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

В ст. 6 БК РФ содержится определение бюджетной системы. Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Аналогичное понятие содержалось и в ст. 6 БК РФ до внесения в нее изменений ФЗ от 26 апреля 2007 г., единственно только заменили слова "нормами права" на слова "законодательством Российской Федерации".

Отсутствие определения бюджетного устройства, закрепленного в БК РФ, вероятно, явилось причиной появления понятия "бюджетная система" в широком смысле. "В широком же смысле бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере бюджетной деятельности" [24, с.16]. Однако в дальнейшем авторы без достаточных оснований расширили предложенное определение, включив в него, на наш взгляд, разноплановые категории. По их мнению, "...в широком смысле бюджетная система Российской Федерации представляется совокупностью:

Информация о работе Бюджетное устройство федеративных государств и принципы организации бюджетной системы