Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система унитарного и федеративного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система унитарного и федеративного государства………………………………………………………5
2 Особенности бюджетной системы РФ………………………………...11
2.1 Состав и структура бюджетной системы России…………………...11
2.2 Принципы построения бюджетной системы РФ……………………15
2.3 Принципы разграничения доходов и расходов бюджетов разных уровней…………………………………………………………………………...17
2.4 Формы оказания финансовой помощи………………………………29
3 Проблемы межбюджетных отношений………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

Система бюджетного устройства.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1 Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система унитарного  и федеративного государства………………………………………………………5

2 Особенности бюджетной  системы РФ………………………………...11

2.1 Состав и структура бюджетной  системы России…………………...11

2.2 Принципы построения бюджетной  системы РФ……………………15

2.3 Принципы разграничения  доходов и расходов бюджетов  разных уровней…………………………………………………………………………...17

2.4 Формы оказания финансовой  помощи………………………………29

3 Проблемы межбюджетных  отношений………………………………..32

Заключение………………………………………………………………..36

Список используемой литературы……………………………………….38

 

Введение

 

 Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Федеральный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.1

Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

 Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

 Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.

 Поставленная  цель предопределила постановку  и решение следующих задач:

 - исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;

 - рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

 - изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

 - рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

 - исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;

 - предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

 Объектом работы является бюджет Российской Федерации и бюджетное устройство.

Предмет исследования – принципы бюджетного устройства Российской Федерации.

 

1 Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система унитарного и федеративного государства

 

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Оно определяет взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы страны на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в неё, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная  система.

Бюджетная система - это  совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Все государства имеют  специфические (особенные) бюджетные  системы, для которых характерна различная организация этих систем.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным  устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.*

Построение бюджетной  системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные.

Унитарное (простое, единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма  государственного устройства, при которой  государственные образования или  административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную  государственность и обладают определённой политической самостоятельностью в пределах распределённых между ними и центром компетенций. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов – в США, провинций -  в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются  в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.*

Термин «федерация» происходит от латинского слова «foederare» – объединять, укреплять союзом. В отличие от унитарного государства, которое состоит в основном из административно-унитарных единиц, составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. В результате этого получается многоуровневая структура с автономными уровнями (относительно независимыми), где обязательно присутствует иерархия органов управления.

Достоинства  федерализма  заключаются в следующем:

- Федерализм предусматривает на национальном уровне сочетание внешнего единства и внутреннего разнообразия. Нижестоящие государственные образования могут различаться по неким факторам, которые будут способствовать свободным внутренним перемещениям населения в те регионы, условия существования в которых больше отвечают их внутренним потребностям.

- Федеральная форма устройства государства позволяет населению активно участвовать в политической жизни.

- Благодаря значительному количеству суверенных единиц, входящих в состав федерации, правительство каждой из них проводит свою политику, направленную на достижение удовлетворённости общества. Каждый регион стремится упрочить свое положение, а это порождает конкуренцию, ведущую к поиску и принятию необходимых решений.

- Для контроля населением за осуществлением государственных функций возникает необходимость существования прямой и прозрачной отчетности.*

Недостатки федеративного  бюджетного устройства:

- Возможно возникновение нерационального повторения функций и полномочий, в то же время часть функций может остаться неохваченной ни одним из уровней управления.

- Помимо дублирования может возникнуть ситуация, когда определённым важным вопросам уделяется не достаточно внимания. Это происходит в том случае, когда законодательно четко не оговорены те или иные моменты и руководство страны уверено, что вопросы успешно решаются на местах, а региональные органы власти считают, что этим занимается федеральное правительство. В свою очередь граждане, не получающие в полном объеме какой-то вид государственных услуг, также не знают куда обращаться за восстановлением социальной справедливости.

- Нижестоящие федеративные уровни (особенно представляющие национальные меньшинства) могут вступать в конфликт с идеей национального единства страны и желанием идти в русле национальной политики. Наличие разных мнений способствует оздоровлению демократии, но предполагает и другое. Как только большинством принято окончательное решение, меньшинство должно починиться. К сожалению, такое происходит не всегда, и двойной суверенитет может явиться причиной межнациональных конфликтов.

- Благодаря имеющимся правам и полномочиям субнациональные образования могут стремиться обеспечить защиту местной промышленности, ограждая экономику региона от «внешнего» вмешательства со стороны других образований федерации. Это может выражаться в установлении дополнительных пошлин, платежей, в ужесточении санитарного контроля на границе региона и прочее. Подобные действия будут подрывать принципы свободной торговли, существующей на территории федерации.

Достоинства унитарной  формы устройства государства заключаются  в следующем:

- Характерно наличие одного правительства и единого правительственного процесса по всей стране. В этой системе действуют одни и те же правила, которые применяются повсеместно, нет различий в оказываемых государственных услугах между областью или провинцией, в которой живёт человек или ведёт свой бизнес.

- Одни и те же услуги  обеспечиваются государством по всей стране вне зависимости от региональных различий, особенностей региональных законов.

- Деньги и торговые потоки перемещаются без ограничений, региональных и таможенных или иных внутренних барьеров по всей стране. Нет различий ставок налогов на продажи, единая система налогов на доходы.

Недостатками бюджетного устройства в унитарных государствах являются:

- Единого правительства не обеспечивает быстрого реагирования на проблемы отдельных областей, не учитываются региональные различия.

- В связи с единством центрального правительства административная структура становится громоздкой. Это делает администрацию сложным и негибким инструментом, не учитывающим интересы областей и жителей.

На основании выше изложенного можно сделать ряд  выводов:

- В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух звеньев– государственный бюджет и местные бюджеты

- В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех звеньев – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений.

- Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

- Ни унитарные, ни федеративные государства не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом в вопросе разграничения компетенции между уровнями власти. Нельзя также утверждать, что унитарное или федеративное устройство обеспечивают лучшее или худшее государственное регулирование развития своих территорий. Государственное устройство не формирует ни качество, ни успешность этого регулирования, но оно самым прямым образом формирует модель этого регулирования, его схему, механизмы и процедуры.*

 

2 Особенности бюджетной  системы РФ

 

2.1 Состав и структура бюджетной системы России

 

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Информация о работе Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система унитарного и федеративного государства