Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 10:00, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 2
Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства РФ ……………. 5
Принципы построения и функционирования бюджетной системы ……... 9
Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения …………………………………………………………………….. 19
Заключение ……………………………………………………………………... 23
Список использованных источников …………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………. 2

  1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства РФ ……………. 5
  2. Принципы построения и функционирования бюджетной системы ……... 9
  3. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения …………………………………………………………………….. 19

Заключение ……………………………………………………………………... 23 
Список использованных источников …………………………………………. 25 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Введение 

Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям  населения.

Очевидно,  что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько  бюджетная  политика государства будет отвечать требованиям  времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний  день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы  общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие в 1998 г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, который вводится в действие с 1 января 2000 года, установившего общие  принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи  с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность. Проблемы современного бюджетного механизма  логично разделить на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства – собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально – экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Пользуясь такой условной классификацией, для  получения исчерпывающего результата проблему совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы. Бюджет – это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой  проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие бюджетной системы  и бюджетного устройства Российской Федерации

 

 

Бюджетная система Российской Федерации – это, согласно российскому  законодательству, основанная на экономических отношениях и  государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной  системы, функционирующей  в соответствии с бюджетным  законодательством.

Законодательный акт, согласно которому функционирует  бюджет и который упоминается  в предыдущих двух абзацах – Бюджетный  кодекс Российской Федерации, принятый в июле 1998 года. Перед тем, как  начать говорить о бюджетной системе и бюджетном устройстве, я считаю необходимым  выяснить, что представляет собой государственный бюджет.

Прежде  всего, бюджет государства – это самый  важный финансовый документ страны. В  нем определяются потребности, которые  удовлетворяются за счет государственной  казны, и в то же время в нем  указываются источники и объемы поступлений в нее. Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, бюджет – не просто план доходов  и расходов, он является экономической  категорией. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением – с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное  устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую  бюджетную систему:

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

Каждый  из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих  государственных или местных  органов.

Схема построения бюджетной системы Российской Федерации  приведена на рис.1.  

Рис.1. Схема бюджетной системы  Российской Федерации 

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает:

  • федеральный бюджет РФ;
  • республиканский бюджет республик в составе РФ;
  • 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 4 бюджета 4 автономных округов;
  • 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. Консолидированные  бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах  и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

 

Рис. 1. Классификация бюджетной системы РФ

Рис. 2. Динамика поступления доходов в федеральный 
 бюджет  в 2009 – 2011 годах 

 

  1. Принципы  построения и функционирования бюджетной системы

 

Бюджетная система любого государства представляет собой  совокупность бюджетов государственно-территориальных  и  административно-территориальных  образований, находящихся  в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Состав бюджетов, входящих в бюджетную  систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного). Последнее определяет административно-территориальное  деление страны, уровни государственной  власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения  полномочий между ними. 

Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся  в определенной взаимосвязи, бюджетная  система состоит из отдельных  элементов – видов бюджетов и уровней  бюджетной системы. Вид бюджета  означает форму образования и  расходования бюджетных ресурсов определенного  органа государственной власти или  органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих  определенному уровню государственной  власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено  бюджетной системы. Количество уровней  бюджетной системы определяется типом государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства  состоит из 2 уровней: бюджета центрального органа власти и местных бюджетов; в федеративном государстве – из 3 уровней: бюджета федерального органа власти, бюджетов субъектов федерации и  местных бюджетов. Верхний уровень бюджетных систем и федеративного, и унитарного государств представлен всегда одним видом бюджета, а нижние – многочисленными видами бюджетов, определяемыми особенностями государственного устройства того или иного государства с учетом конкретных видов государственных муниципальных образований внутри него. 

Бюджетная система страны до образования Российской Федерации как суверенного государства строилась на двух основных принципах – единства и демократического централизма, которые были провозглашены в законах, регулирующих бюджетные права Союза ССР, союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов. Единство бюджетной системы предполагало прежде всего составление и утверждение единого (консолидированного) государственного бюджета законодательным актом высшего представительного органа власти страны – Верховного Совета СССР. Единство бюджетной системы было обусловлено единством доходной базы, единым планом экономического и социального развития страны, едиными принципами и правилами бюджетного планирования и бюджетного финансирования. 

Принцип демократического централизма заключался в  сочетании  централизованного  руководства всей бюджетной системой из единого  центра с предоставлением  определенных бюджетных прав республиканским  и местным органам власти. Централизм выражался в наличии единых для всех бюджетов общегосударственных налогов и доходов, высокой степени концентрации бюджетных средств в союзном бюджете (она достигала в отдельные годы 70%) и соответственно финансовой зависимости республиканских и местных органов власти от союзного центра, а также в широком использовании системы бюджетного регулирования (путем ежегодного перераспределения бюджетных средств, в основном через нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов и дотации, предоставляемые вышестоящими органами власти нижестоящим). При такой системе распределения бюджетных средств демократизм как принцип построения бюджетной системы заключался только в необходимости составления и утверждения соответствующим органом власти консолидированного бюджета своей территории. Однако при этом не могли быть нарушены основные параметры, заложенные в едином Государственном бюджете СССР – уменьшена сумма доходов, установленная вышестоящим органом власти конкретному бюджету, и изменен индивидуальный норматив отчислений от регулирующих доходов, определенный для соответствующего бюджета. 

Образование Российской Федерации как самостоятельного государства предопределило радикальные  изменения в составе и принципах  построения бюджетной системы, что  нашло отражение первоначально  в принятии Закона РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В данном законе впервые был сформулирован  принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему  РСФСР. В соответствии с этим Законом  бюджетная система определялась как совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских  бюджетов республик в составе  РСФСР, бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований РСФСР. После принятия в 1993 г. Конституции РФ понятие бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ было конкретизировано в Законе РФ от 15.04.93 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в соответствии с которым они были представлены: 

Информация о работе Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства РФ