Бюджетное финансирование инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются: изучение зарубежной практики государственной поддержки инновационной деятельности и рассмотрение российского опыта в данной области.
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Бюджетное финансирование инновационной деятельности 3
1. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников с точки зрения государства и фирмы 3
2. Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности 8
Глава 2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности 15
1. Бюджет развития и принципы его формирования 15
2. Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития 16
Глава 3. Формирование государственной инновационной
политики в зарубежных странах. 18
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

6. дивиденды  по акциям государственного пакета, часть доходов ЦБ, арендная плата,  доходы от приватизации;

7. другие  источники бюджета (включая доходы  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности)12.

Основаниями для поддержания инвестиционной деятельности за счет средств Бюджета  развития служат:

1. характер  производства, принадлежность инновационной  фирмы к кризисным отраслям (конверсионное  производство, угольная промышленность, аграрно-промышленный комплекс);

2. характер  продукции, намечаемой к выпуску  при реализации высокоэффективны  коммерческих проектов (уникальная, экспортная, импортозамещающая, пользующаяся  спросом на внутреннем рынке);

3. характер  хозяйственной деятельности (субъекты  малого и среднего предпринимательства).

Таким образом можно сделать  вывод о том, что бюджет развития - это расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов  государственной власти и местного самоуправления.

 

 

2. Механизм  финансирования инновационной деятельности  за счет средств Бюджета развития

 

Средства  Бюджета развития предоставляются, в частности, только тем инновационным  фирмам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным  из федерального бюджета средствам  на возвратной основе, а также находящимся  в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства. Фирма-претендент на государственную финансовую поддержку  должна представить к конкурсу бизнес-план проекта или проектов установленной  формы. После проведения конкурса заемщик  должен провести тендер среди поставщиков  и составить график выплат. Пройдя конкурсный отбор с положительным результатом, инновационная фирма может выбирать из следующих возможных форм поддержания инвестиционной деятельности предприятий за счет Бюджета развития:

1. субсидирование бесприбыльных  проектов за счет средств, полученных  от международных организаций;

2. приобретение  на ограниченный срок государством  части пакета акций, выпущенного  предприятием в связи с реализацией  конкретного инвестиционного проекта;

3. предоставление  льготного инвестиционного кредита  или конверсионного кредита;

4. гарантирование  частичного возмещения кредиторам  средств, потерянных заемщиком  (по не зависящим от него  причинам) при реализации инвестиционного  проекта;

5. гарантирование  погашения связанных кредитов, предоставленных  фирмам иностранными банками13.

Бюджет  развития является реальным финансовым инструментом активизации инвестиционной деятельности в стране. Предоставляя кредиты фирмам, разрабатывающим  инновационные товары и услуги, государство  косвенно обеспечивает структурную  перестройку экономики при условии, что полученная прибыль реинвестируется  в национальное производство. Таким  образом Бюджет развития является эффективной  формой образования и расходования денежных средств для получения  прибыли и косвенно для повышения  уровня НТП в стране - с точки  зрения государства и для финансирования деловых операций - с точки зрения фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Формирование государственной инновационной

политики в зарубежных странах.

 

Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной  политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах  неодинаково соотношение функций  государства и рынка, различны организационные  структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной  деятельности, в частности, к учету  ее долгосрочных тенденций и последствий.

К особенностям реализации научной  и инновационной политики в разных странах относятся различные  доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в  число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная  Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся  Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран  и Тайвань.

По уровню и формам поддержки  в мировой практике принято выделять:

* государственные стратегии активного  вмешательства;

* децентрализованного регулирования;

* смешанные.

При осуществлении стратегии активного  вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную  деятельность главными и определяющими  факторами экономического роста  национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.

Так, в Японии, руководствующейся  данной стратегией, наблюдается тесные связи между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство не только выполняет  ориентирующие функции, но и играет активную роль в организации и  финансировании многих важных программ и проектов.

Стратегия активного вмешательства  наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную  деятельность в Японии, Франции, Нидерландах  и других странах.

Стратегия децентрализованного регулирования  более сложный механизм участия  государства в научной и инновационной  сфере. Государство, использующее эту  стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие  директивные связи, характерные  для стратегии активного вмешательства.

Например, государство предлагает в экономической сфере созданные  в госсекторе научно-технические  новшества и создает инфраструктуру инновационной сферы; формирует  условия, способствующие повышению  инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.

В отличие от стратегии активного  вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного  регулирования на первое место в  научно-технической и инновационной  деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать  им благоприятные правовые, экономические  и другие условия для этой деятельности.»5

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике  значительную часть составляет государственный  сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного  потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным  предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного  регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.

«В США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственное  регулирование инновационных процессов  осуществляется в следующих основных направлениях:

* стимулирование создания венчурных  фирм и исследовательских центров  мелких и средних инновационных  предприятий, в том числе фирм  «спин-офф», отделяющихся от университетов,  государственных исследовательских  центров и специальных лабораторий  крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного  субсидирования этих субъектов  инновационной деятельности Национальным  научным фондом США;

* бесплатная выдача лицензий  на коммерческое использование  изобретений, запатентованных в  ходе бюджетных исследований  и являющихся собственностью  федерального правительства;

* льготное кредитование и выдача  грантов мелким фирмам – инноваторам  и отдельным изобретателям-одиночкам  Национальным научным фондом, Инвестиционным  фондом Министерства энергетики  США и другими инвестиционными  фондами, имеющими некоммерческую  филантропическую направленность  финансирования;

* формирование государственной  инновационной инфраструктуры и  способствование функционированию  рынка инноваций, на котором  государство выступает как агент  отношений купли-продажи инноваций;

* мониторинг и прогнозирование  инновационных процессов в стране  и за рубежом, государственная  экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами  инновационной деятельности;

* предоставление субъектам инновационной  деятельности льгот по оплате  государственных услуг (связи,  тепла, электроэнергии);

* осуществление морального поощрения  выдающихся ученых и инноваторов  (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда  достижений и потребления инновационных  продуктов и услуг и проч.);

* льготное налогообложение инновационной  деятельности;

* антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней  и международной конкурентоспособности  национальных товаропроизводителей.»6

Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран  из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего  в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной  политики, которая обеспечивает восприимчивость  к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию  действий различных секторов в области  науки и технологий.

В Японии для развития экспортного  производства используются не только прямое субсидирование и другие традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся  целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в  приоритетных отраслях.

К основным направлениям инновационной  политики, осуществляемой странами, входящими  в Евросоюз, относятся:

* единое антимонопольное законодательство;

* система ускоренной амортизации  оборудования;

* льготное налогообложение НИОКР;

* поощрение малого наукоемкого  бизнеса;

* прямое финансирование предприятий,  осуществляющих инновационные проекты  в области новейших технологий;

* кооперация университетской науки  и предприятий, производящих наукоемкую  продукцию.

Повышение роли государства в области  инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это  предоставить.

Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством  инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет  существенно уменьшить стоимость  ее ресурсов и повысить их доступность  и качество.

Другой причиной повышения роли государства в области инновационной  деятельности является стремительный  рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в  первую очередь с увеличением  затрат на научно-исследовательское  оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных  научно-технических и инженерных кадров.

Для развития информационного обеспечения  НИОКР создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься  целевые программы: по распространению  в Евросоюзе результатов НИОКР "ВЭЛЬЮ"); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности  европейских компаний на рынках высоких  технологий.

Активное участие государства  в инновационной деятельности связано  с необходимостью долгосрочного  прогнозирования результатов научно-технической  и инновационной деятельности. Эффективность  нововведения в значительной степени  зависит от правильности выбора области  и вида инновации и времени  их внедрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения  качества жизни населения в современном  мире является развитие инновационной  деятельности, широкое распространение  инновационных технологий, продуктов  и услуг, а также активная государственная  политика в области инноваций.

Информация о работе Бюджетное финансирование инновационной деятельности