Бюджетное финансирование инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются: изучение зарубежной практики государственной поддержки инновационной деятельности и рассмотрение российского опыта в данной области.
Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:
определение понятия инновационной деятельности;
рассмотрение роли инновационного менеджмента в деятельности организации;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Бюджетное финансирование инновационной деятельности 3
1. Необходимость финансирования инновационной деятельности из централизованных источников с точки зрения государства и фирмы 3
2. Инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности 8
Глава 2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности 15
1. Бюджет развития и принципы его формирования 15
2. Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития 16
Глава 3. Формирование государственной инновационной
политики в зарубежных странах. 18
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

II. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ, создан указом Президента РФ в 1992 г.). Имеет статус государственной некоммерческой организации и образуется за счет бюджетных средств на гражданскую науку в размере 6%. Фонд содействует проведению научных исследований в виде поддержки научных проектов, предложенных отдельными учеными или их творческими группами в инициативном порядке (адресное безвозвратное финансирование на основе грантов); повышению научной квалификации ученых; установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в России и за рубежом; поддерживает МНТС в области фундаментальных научных исследований. РФФИ реализует инициативные научные и издательские проекты сроком до 3-х лет; организует научные конференции в России и выезды ученых на научные конференции за рубеж; занимается созданием информационных систем и баз данных; поддерживает ведущих ученых, научные школы и материально-техническую базу фундаментальной науки.

Важнейшим принципом деятельности РФФИ является то, что принятие решений о выделении  средств осуществляется строго на конкурсной основе по результатам экспертизы. Экспертиза по сути проводится постоянно, т.к. получатели средств должны ежегодно предоставлять детальный финансовый и научный отчет о своей  деятельности. По результатам годичных экспертиз часть проектов прекращается. Результатом проектов РФФИ выступают  научные публикации ученых, проблемно-аналитические  обзоры, рекомендации по возможному использованию  результатов работ в практической деятельности. Результаты научных проектов, финансируемых РФФИ считаются общественным достоянием и подлежат обязательному  опубликованию.

III. Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ, выделился в 1995 г. из РФФИ). Был создан с целью поддержки фундаментальных исследований в области гуманитарных и общественных наук.

IV. Фонд содействия развития малых форм предприятий в НТС (ФФРМФПНТС, учрежден Постановлением Правительства "О фонде содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере" от 3 февраля 1996 г.). Основной деятельностью фонда является финансирование расширения деятельности малых предприятий. Безусловно, примечательной особенностью является тот факт, что при предоставлении кредита фонд не требует обеспечения последнего (при этом плата за кредит составляет не более 50% ставки ЦБ, а cрок пользованием составляет не более 1 года). Фонд имеет статус государственной некоммерческой организации. Источниками образования являются бюджетные ассигнования (1% от средств, предусмотренных на финансирование гражданской науки), поступления от деятельности самого фонда, добровольные взносы. Фонд предоставляет финансовую помощь на возвратной основе в виде льготного кредитования (процентная ставка составляет до половины ставки рефинансирования ЦБ); может выступать залогодателем и поручителем; может принимать долевое участие в создании новых малых фирм. Отбор проектов осуществляется на основе бизнес-планов, которые проходят внешнюю, научно-техническую и экономическую экспертизу, после чего поступают на рассмотрение в конкурсную комиссию. Обязательными условиями предоставления поддержки является наличие по проекту интеллектуальной собственности (наличие патента, владение ноу-хау, наличие полезных моделей и товарных знаков); обоснование наличия платежеспособного рынка (внутреннего и внешнего); наличие организационных возможностей по реализации проектов. Фонд предоставляет коммерческие кредиты сроком на 1 год, осуществляет лизинг сроком на 2 года. Инвестиционная политика фонда нацелена на развертывание/расширение производства. Объем инвестиций может составлять до 1 млн. руб. В качестве платы за пользование средствами выступает ежемесячная плата, начиная со второго месяца открытия кредита (размер платы составляет до 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Экспертизу заявок осуществляет экспертный совет. Цена экспертизы - 0,4% от заявленной суммы + НДС. Типовой срок прохождения заявки - 4 месяца. Форма представления заявок на финансирование (бизнес-планов) фонда близка к стандартной форме UNIDO9.

V. Наряду с Федеральным фондом развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (ФФРМФПНТС) существует также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Вместе эти 2 фонда являются основными субъектами, оказывающими государственную поддержку инновационной деятельности малых предприятий. ФФПМП ориентирован, главным образом, на поддержку малого бизнеса вообще, доля поддержки им инновационных проектов составляет не более 10%, а первый создан для поддержки и работает исключительно с инновационным малым предпринимательством.

 

Внебюджетные фонды, то они создаются при Министерстве промышленности и науки, отдельных министерствах и других органах Федеральной власти и коммерческих организациях. Как можно убедиться - это своеобразная трехуровневая система, в которой фонды на двух последних уровнях создаются по согласованию с Министерством промышленности и науки, которое осуществляет их учет и регистрацию и формируются за счет добровольных отчислений хозяйствующих субъектов (размер отчислений - 1,5% от себестоимости производимой продукции; отчисленные средства учитываются в себестоимости продукции). Среди внебюджетных фондов, особо стоит отметить Российский Фонд Технологического Развития Министерства Науки и Технологий РФ (РФТР). Фонд был создан постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. 65-ФЗ в целях государственной поддержки развития для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм, “бизнес-инкубаторов”, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также для поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным инновационным проектам, разрабатываемым малыми предприятиями10. Фонд создается за счет ежеквартальных перечислений в него до 25% средств, поступающих в фонды 2-го и 3-го уровней. Средства фондов могут направляться на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработку новых и совершенствование применяемых технологий, повышение технологического уровня продукции, ее стандартизации и сертификации и для других целей. Основная деятельность РФТР - это финансирование НИОКР на возвратной основе. Фонд предоставляет беспроцентные банковские ссуды в рублевом эквиваленте. Возврат средств предусмотрен через 2-3 года в долларовом эквиваленте кредита.  Объем инвестиций составляет обычно до 3 млн. руб. В форме платы за пользование средствами выступает выплата разницы валютного курса, одновременно с выплатой основного долга. Размер платы за пользование средствами составляет сумма курсовой разницы, образовавшейся за время пользования ссудой. Экспертиза - РИНКЦЭ, отраслевые управления Миннауки РФ, члены НТС РФТР. Цена экспертизы составляет 0,5% от заявленной суммы + НДС. Типовой срок прохождения заявки - 6 месяцев. Форма представления заявок на финансирование (бизнес-планов) РФТР (называемая "Проект НИОКР") требует углубленного изложения новизны научно-технической сущности проекта (технологии), подтверждения авторских прав, а также обеспечения кредита - в случае, если ликвидные средства заявителя недостаточны для этой цели. Единственным очевидным минусом для инновационных фирм здесь является нечеткость критериев отбора проектов к финансированию, обязательность обеспеченности кредита и ограниченность статей расходов при финансировании.

 

Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

2. Инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита.

Организация может иметь несколько договоров  по разным основаниям. Накопленная  сумма кредита в этом случае определяется по каждому основанию отдельно. Данный договор должен содержать сумму  кредита с указанием налога, срок действия договора и "льготные" проценты, начисленные на сумму кредита (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ). Далее  отражается порядок, сумма и срок погашения. В договоре должно быть оговорено  обеспечение данного кредита  и указаны документы о залоговом  имуществе или поручительстве, ответственности  и т.д.

3. Предоставление права на ускоренную  амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускоренной амортизации коэффициент составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводится новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

4. Неналоговые направления:

• выдача государственных поручительств  в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным  являетсяпредоставление частичных  поручительств, чтобы не снимать  полностью ответственность с  основного инвестора и не допускать  лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов. В  настоящее время такие поручительства от имени государства могут выдавать Минфин и  специально созданные государственные  структуры (государственная инвестиционная корпорация и российская финансовая корпорация); 

• установление льготных тарифов оплаты коммунальных услуг для научных организаций, либо проведение взаимозачетов с  фирмами, предоставляющими коммунальные услуги.

• таможенные льготы;

• централизованное регулирование стандартизацией. Государство  ужесточает стандарты и таким  образом косвенно заставляет реализовывать  товаропроизводителей инновационные  проекты и формирует у них  спрос на результаты НИОКР;

• государство  может разрешить относящимся  в федеральной собственности  научным организациям сдавать свое временно неиспользуемое имущество  в аренду на срок до 1 года (право  выкупа не предоставляется);

• предоставление государственными органами права использования  определенных ресурсов в качестве своих  вкладов в создаваемые для  реализации инновационных проектов хозяйственные общества. Государство  может предоставлять право пользования  земельными участками в качестве вклада. 

 

Фатхутдинов Р.А. в книге "Инновационный  менеджмент" выделяет следующие косвенные формы государственной поддержки инновационной деятельности:

1) предоставление  индивидуальным изобретателям и  малым внедренческим предприятиям  беспроцентных банковских ссуд;

2) создание  венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами;

3) снижение  государственных патентных пошлин  по ресурсосберегающим изобретениям;

4) создание  сети технополисов, технопарков;

5) возможно  создание специализированных государственных  холдинговых и инновационных  компаний в целях диверсификации  инвестиционных вложений государства. 

 

В соответствии с законодательством, финансовое обеспечение  научно-технической  деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности  источников финансирования. Правительство  РФ организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные  исследования и экспериментальные  разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки  научно-технической деятельности. В  порядке долевого участия могут  финансироваться научно-технические  программы, сформированные и реализуемые  на основе международных и межотраслевых  научно-технических соглашений, научно-технические  программы создания новых техники  и технологии двойного применения11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности

 

1. Бюджет  развития и принципы его формирования

 

Государственная поддержка инвестиционной деятельности представлена комплексом мер, направленных на содействие улучшению результатов  инвестиционной деятельности инновационных  фирм. Одной из таких мер государства, связанных с привлечением дополнительных источников для поддержки инвестиционного  процесса в стране, является Бюджет развития (в дальнейшем, БР). Бюджет развития - это особая форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления.  БР призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств. Курируют БР - Министерство Экономики (отвечает за практическое применение БР и распределение средств) и Министерство Финансов РФ (отвечает за нормативное обеспечение).

Бюджет развития основывается на следующих  принципах:

1. гарантированность  источников образования; 

2. высокую  экономическую эффективность реализуемых  проектов (в т.ч. (проекты должны  обладать максимальным межотраслевым  и мультипликативным эффектом);

3. исключительно  долевой характер финансирования (государство выступает в роли  частного инвестора);

4. диверсификацию  риска государства с частным  капиталом;

5. конкурсное  размещение государственных инвестиционных  ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями;

6. безусловный  возврат выданных кредитов с  начисленными по ним процентами.

Источниками формирования БР РФ могут  выступать:

1. связанные  иностранные кредиты, получаемые  под гарантии Правительства РФ;

2. инвестиционные  кредиты Международного банка  реконструкции и развития и  Европейского банка реконструкции  и развития;

3. ассигнования  из федерального бюджета; 

4. централизованная  и перераспределенная часть амортизационных  отчислений (государство имеет достаточно  крупные пакеты акций во многих  акционерных обществах);

5. превышение  возвращаемых кредитов над кредитами,  которые государство выдает из  федерального бюджета ближнему  и дальнему зарубежью (разницу  Минфин показывает в разделе  "Международная деятельность" со знаком "-", никак не отражая  его в доходной части и естественно распределяет эту сумма по своему усмотрению, а не в соответствии с законом о федеральном бюджете);

Информация о работе Бюджетное финансирование инновационной деятельности