Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 32 вопроса по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

Зачет. Экологическое право.docx

— 41.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. 1. Определение основных  направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и эконом  основ регулирования охраны окружающей  природной среды и обеспечение  экологической безопасности.2. Планирование, финансирование и материально-техническое  обеспечение эколог программ, координация  природоохранной деятельности.3. Учет  и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окр. среды, ведение кадастра природных ресурсов, осу. мониторинга окружающей среды.4. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.5. Гос эколог контроль, гос эколог экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности эколог вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем.6. Орг заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, эколог воспитание и образование.7.Международное сотрудничество.

14. 1. Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования.2. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, проводится на основании данных гос земельного кадастра. 
3. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.4. Линии электропередачи, связи и другие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, трасс и т. п.

 

 

37. Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, , вытекающих из трудовой функции или должностного положения.Материальная ответственность Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного эколог правонарушением.Применение административной ответственности . Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, , содержащихся в заключении эколог экспертизы, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, и т.д.Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общ-ва и природы заключ гл образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых эколог требований.

47. Водные объекты - это  сосредоточения природных вод  на поверхности земли или в  ее недрах, являющиеся важным  элементом природного комплекса  и удовлетворяющие потребности человеческого общ-ва в воде. Государственный мониторинг водных объектов осуществляет гос орган управления использованием и охраной водного фонда совместно с гос органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, гос органом управления использованием и охраной недр. Под гос регулированием эколого-правового режима водопользования понимается деятельность органов РФ, направленная на наиболее эффективное и комплексное использование водных объектов, восстановление, изучение и их охрану, а также предотвращение вредного воздействия вод на другие объекты природы.

 

 

 

 

 

 

49. Эколого-правовой режим  пользования животным миром.В состав законодательства о животном мире РФ, основанного на К РФ, входят Федеральный закон РФ "О животном мире" от 24.04.95 и принимаемые в соответствии с ним за коны и иные нпа.Животный мир является национальным достоянием РФ, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей народов РФ.

6. Понятие (виды, значение) права экологопользования В экологопользовании преследуются не менее значимые, чем в природопользовании, эконом и хоз цели, но в 1м виде взаимосвязей человеческого общ-ва и природной среды производственные отношения строятся в полной гармонии с объективными эколог законами, в то время как во 2м виде отношений эти объективные законы зачастую игнорируются. В силу своей специфичности понятие «право экологопользования» отличается от понятия «право природопользования»..Для раскрытия содержания права экологопользования необходимо исследовать все его элементы.1. Объектом права экологопользования является прежде всего материализованная субстанция, которой возможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом права экологопользования атмосферный воздух, т.к. он не материализован и им невозможно обладать как вещью. Природный объект может быть объектом права экологопользования лишь в том случае, если они имеет естественное происхождение. Так, нельзя считать объектом права экологопользования искусственные теплицы.2. Субъектами права экологопользования могут быть граждане РФ, а также иностранцы и организации, учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица. Содержание права экологопользования включает наличие нескольких правомочий: права собственности, пр владения, пр пользования и пр внутрихозяйственного управления природным объектом, предоставленным в пользование, владение, собственность или аренду.

8. Понятие права собственности  на землю.Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, купив земельный участок в собственность, гражданин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем.Собственность в юридическом смысле (юридически значимое господство над объектом) включает в себя отношения, характеризуемые определенными признаками.В этих отношениях иногда возникают противоречия интересов их участников, и они при своей остроте не могут разрешиться без правового вмешательства (судебный порядок разрешения спора между владельцами долевой собственности на землю).Правовая форма экономических отношений собственности становится объективно необходимой, волевые отношения собственности не могут нормально развиваться и функционировать вне право вой оболочки, без принудительной силы, охраны со стороны гос-ва. Право собственности имеет многозначное толкование и может пониматься как институт земельного права; как правоотношение; как правомочие собственника и как юридический факт, имеющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. В соответствии с п. 2 ст. 9 К РФ и Гражданским кодексом (ст. 209—217) в России устанавливаются: частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов Федерации), муниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой собственности. В субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации.Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов Российской Федерации: 21 республики в составе РФ, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.Устанавливая многообразие форм земельной собственности, РФ гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.Рассматривая и анализируя виды земельной собственности, следует помнить, что абсолютных собственников не существует даже в отношении обычного имущества, поскольку объемы полномочий в части использования и распоряжения объектами собственности подвергаются законодательному ограничению в интересах общества, государства, граждан-собственников, других лиц. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Механизм охраны окружающей среды можно определить как находящиеся в тесном взаимодействии организационные, правовые и экономические меры, направленные на охрану природы и обеспечение благоприятных условий жизни человека. Организационно-правовой (управленческий) механизм, включающий в себя: 
1) институциональные инструменты — система гос органов управления в сфере охраны окр среды. 
2) функциональные инструменты: экологическая сертификация, лицензирование, контроль и др.Экономико-правовой механизм — система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование) 
Правовой механизм — механизм, который образуют основные правовые институты: юридическая ответственность за экологические правонарушения; возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среде. 
Механизм особой охраны, включающий в себя систему специальных, установленных гос-вом мероприятий по защите:1) особо охраняемых природных территорий и объектов;2) особо опасных зон — экологически неблагоприятных территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Земельная реформа дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю.Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. Одновременно все же было признано, что юридически земля не теряет своей связи с природой, оставаясь одновременно объектом земельных и других экологических право отношений. Т.о., земля приобрела сложный правовой статус, став недвижимым имуществом особого рода, в котором сочетаются черты природного объекта и товарно-материальной ценности. Это означает, что земля теперь является объектом не только земельных, но и гражданских отношений. Соответственно стирается грань между земельным и гражданским отраслями права, которые теперь претендуют на одну и ту же сферу правового регулирования, создавая в правовом регулировании отношений собственности на землю немало неясных и даже конфликтных ситуаций.Земельное и гражданское законодательство исходит из принципа ограниченности свободы действий и усмотрения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. «Экономика природопользования» ставит своей задачей определение и анализ экономических отношений и закономерностей взаимодействия общества и природы в целях обеспечения комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Следовательно, предметом изучения экономики природопользования являются экономические отношения, складывающиеся между людьми и различными национальными, государственными и частными структурами в процессе взаимодействия общества и природы, экономические последствия хозяйственной деятельности и методы регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды. Экономика природопользования должна способствовать реализации национальных концепций экологически устойчивого развития и механизма его обеспечения. Целью экономики природопользования является изучение экономических отношений в области природопользования и охраны окружающей среды для обеспечения устойчивого развития, ознакомления учащихся с основными положениями экономического механизма реализации конст права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом.

28. Экологическими критериями регулирования системы налогообложения могут выступать:-степень соответствия фактического уровня ресурсопотребления и ресурсосбережения мировым удельным нормативам (по номенклатуре продукции, ресурсов);-соблюдение нормативных нагрузок на состояние окружающей среды;-выполнение мероприятий по соблюдению территориальных лимитов природопользования;-обеспечение необходимых темпов структурной перестройки производственных структур с учетом экологических факторов;-уровень освоения капитальных вложений на природоохранные цели, оцениваемый с учетом их эффективности.При этом экологические льготы по налогообложению могут предоставляться в зависимости от типа предприятий, размеров и направлений их деятельности, видов потребляемых природных ресурсов и характера конечной продукции во взаимосвязи с уровнем нагрузки на территорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Возникновение государственной системы управления. В сентябре 1972 г. вышло постановление Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», в соответствии с которым функции по охране окружающей среды закреплялись за отдельными министерствами и ведомствами. Так, например, за охрану атмосферы отвечал Гос комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет), за охрану и использование водных ресурсов — Министерство мелиорации и водного хозяйства, которое прославилось своим знаменитым проектом переброски северных рек в Среднюю Азию и Казахстан; за охрану и использование земельных ресурсов — Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз), за охрану и использование рыбных запасов — Министерство рыбного хозяйства (Минрыбхоз) и т. д. Отрицательным моментом такого подхода к управлению природопользованием было то, что имел место ведомственный подход к природным ресурсам, когда сами министерства и ведомства использовали ресурсы и сами контролировали свою деятельность. Не было комплексного характера по отношению к окружающей среде как целостной системе управления. Предписания министерств и ведомств по охране природы носили декларативный характер. К примеру, только по проблеме охраны озера Байкал было принято около десятка постановлений правительства, которые обязывали усилить контроль, обеспечить ввод природоохранных мощностей и т. д., при этом отсутствовал механизм реализации указанных управленческих решений. Кроме того, отсутствовала координация политики в области отдельных министерств и ведомств по охране окружающей среды

32. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ – это совокупность органов и способов (методов) осуществления охраны окружающей среды. Ведомственное (отраслевое) экологическое управление.Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов.Производственный экологический контроль.Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. 
Сведения об организации производственного экологического контроля природопользователь представляет в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль.  

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"