Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на самые распространенные вопросы к экзамену по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ 1-64.docx

— 245.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

54. ОБЩАЯ ХАР-КА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ  СУБЪЕКТОВ ПРАВ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТ

Право специального водопользования принадлежит тем субъектам, которые являются владельцами (на правах собственности или оперативного управления) сооружений и устройств, при помощи которых они осуществляют пользование водами. Этим субъектам выдаются разрешения государственных органов по регулированию использования и охране вод на право добычи воды или сброса сточных вод, эксплуатации плотин, причалов, плавучих средств и т.п. Но если по тем или иным причинам указанные субъекты утрачивают право собственного или оперативного управления на водохозяйственные сооружения, то они утрачивают вместе с тем и права специального водопользования, связанные с эксплуатацией данных сооружений. Если водохозяйственные сооружения переходят из собственности или оперативного управления одного субъекта в собственность или оперативное управление другого, то и право специального водопользования переходит от одного субъекта к другому. Юридическим моментом перехода права водопользования в рассматриваемых случаях является факт перерегистрации водопользования в установленном порядке (отметка в техническом паспорте на водохозяйст-вениос сооружение, отметка в судовом реестре и судовом свидетельстве) См.подр.Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994..

Что касается права общего водопользования, то оно, как известно, представлено всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям непосредственно по закону для пользования водами без применения сооружений и устройств, влияющих на состояние вод, и не требуют какого бы то ни было разрешения государственных органов. Право общего водопользования является сугубо личным. Оно не может передаваться или передвигаться.

Право общего водопользования в процессе его осуществления ни в какой мере не фиксируется, не подлежит государственной регистрации.

В целях повышения заинтересованности предприятий в рациональном использовании водных ре сурсов с 1 января 1982 года в нашей стране повсеместно введена плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Установленные тарифы не дают никакой прибыли, они лишь покрывают фактические затраты на эксплуатацию систем и расходы государства на изучение, оценку и охрану водных ресурсов. Учет обеспеченности водой различных районов страны, влияние каждой водохозяйственной системы на окружающую среду, колебания региональных затрат на воспроизводство водных ресурсов потребовали установления зональных тарифов.

Мы не задумываемся над тем, что стакан газированной воды стоит столько же, сколько сотни литров питьевой воды. Эта сумма незаметна в личном бюджете, но заметна в бюджете государства. Ведь в цену воды входит стоимость строительства и эксплуатации сложнейших сооружений многоступенчатой системы очистки, тысяч километров труб, мощных источников энергии.

Часто самые большие потери воды происходят из-за маленьких неполадок в системе бытового во-допотребления. По оценкам специалистов, только правильное пользование обыкновенным краном-смесителем помогает сберечь до 40% воды. Струйка воды толщиной в спичку за сутки уносит около 480 литров воды. Запасы пресной воды на земном шаре вовсе не безграничны.

Поэтому водопользователи при пользовании должны выполнять довольно широкий круг обязанностей. Эти обязанности перечислены в ст.29 водного законодательства РБ.

Водопользователи обязаны:

- рационально использовать  водные объекты, заботиться об  экономном расходовании воды, восстановлении  и улучшении качества вод;

- принимать меры к полному  прекращению сброса в водные  объекты сточных вод, содержащих  загрязняющие вещества;

- в процессе пользования  водами не допускать нарушения  прав, предоставленных другим водопользователям, а также нанесения ущерба хозяйственным  объектам и природным ресурсам (землям, лесам, полезным ископаемым);

- содержать в исправном  состоянии очистные и другие  водохозяйственные сооружения и  технические устройства, влияющие  на состояние вод, улучшать их  эксплуатационные качества, в установленных  случаях вести учет пользования  водами.

Номинально эти обязанности возложены на любых водопользователей. Но практически они возникают главным образом в случаях специального водопользования. Это видно из самого перечисления обязанностей.

Обязанность рационально использовать водные объекты применительно к специальным водопользователям заключается в строгом соблюдении тех условий и требований, которые предусмотрены в разрешении на водопользование. Специальные водопользователи н могут решать вопросов о том, насколько рационально используется тот или иной водоем в целом. Эта обязанность лежит на государственных органах по регулированию использования и охране вод.

Обязанности водопользователей, заключающиеся в том, чтобы заботиться об экономном расходовании воды, принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод с загрязняющими веществами, следить за исправным состоянием очистных и других водохозяйственных сооружении и технических устройств, влияющих на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества, относятся в основном к коммунальным, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Содержание этих обязанностей развивается как в законодательных и ведомственных нормативных актах, так и непосредственно в разрешениях на водопользование.

 

55. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.

Законодательством закреплены обязанности водопользователей.

Юридические лица и граждане, чья деятельность имеет прямое воздействие на состояние водных объектов, должны проводить обеспечивающие охрану водных объектов мероприятия.

При проектировании, строительстве и эксплуатации вновь создаваемых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние вод, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Не допускается проектирование и строительство прямоточных систем производственного водоснабжения.

Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию вод влечет за собой ограничения, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, имеющих прямое воздействие на состояние водных объектов. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов воздействия на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из предела антропогенного воздействия, которое не приведет к изменению экосистем водных объектов и предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить на водозаборную площадь.

Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами осуществляется системой специального мониторинга в рамках государственного мониторинга водных объектов уполномоченными государственными органами. Водоохранные зоны водных объектов, являющиеся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных рыб, относятся к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.

Порядок, условия установления размеров и границ водоохранных зон устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих органов.

В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Законодательством предусмотрено также создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах, а также зон особо охраняемых водных объектов (государственных заповедников) – природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее значение. Статус этих зон, порядок деятельности в них определяется законодательством РФ.

По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными парками международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.

 

56. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  И ОХРАНЫ

Лес – это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.

Лесной фонд включает все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

Лесной фонд разделяется на следующие группы лесов:

– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;

– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;

– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).

Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса.

Признание лесного фонда и лесов, расположенных на землях Министерства обороны, федеральной собственностью является одним из важных инструментов правовой охраны. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд РФ относится к федеральной собственности. Среди полномочий Федерации ЛК РФ называет владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Отдельные правомочия по распоряжению лесным фондом в РФ переданы субъектам РФ и органам местного самоуправления. Они имеют право «участвовать» в осуществлении полномочий Федерации в пределах своей территории. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина «государственная», а указанием на формы собственности – федеральную и субъектов РФ, на конкретные полномочия участников лесных отношений. Оборот лесного фонда не допускается: приватизация лесного фонда запрещена, установлены также запреты на куплю-продажу, залог и совершение других сделок, субаренду и выкуп арендованных участков.

Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная программа восстановления российских лесов.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.

 

58. ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ  ОБЪЕКТОВ

ВИДЫ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ.

1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования,осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).

В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.

2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.

3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.

4. Побочное лесное пользование разделяется:

– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"