Правовой режим национальных и природных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. К таким территориям относятся, кроме прочих, национальные и природные парки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….…..
3
1.
Правовой режим национальных и природных парков...………….……
4
2.
Управление национальными и природными парками...……………...…
10
3.
Научно-исследовательская, просветительская и хозяйственная деятельность в парках…………………………….…………………….…

12
4.
Правовой статус контроль за деятельностью национальных природных парков…………………………………………………..……..

13

Заключение..……………………………………………………………….
14

Список используемой литературы…..………………………………...…
15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экологическому праву.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

 

 

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА

Факультет юриспруденции и политологии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По предмету:       Экологическое право

 

На тему:               Правовой режим национальных и природных

                             парков

 

 

 

Выполнил:         

Студент первого курса заочного отделения

                                                   Андреева Оксана Алексеевна

                                            Номер учебной группы 8345

 

Проверил:

Преподаватель Попов Юрий Евгеньевич               

 

 

 

РЯЗАНЬ 2014

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….….…..

3

1.

Правовой режим национальных и природных парков...………….……

4

2.

Управление национальными и природными парками...……………...…

10

3.

Научно-исследовательская, просветительская и хозяйственная деятельность в парках…………………………….…………………….…

 

12

4.

Правовой статус контроль за деятельностью национальных природных парков…………………………………………………..……..

 

13

 

Заключение..……………………………………………………………….

14

 

Список используемой литературы…..………………………………...…

15



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. К таким территориям относятся, кроме прочих, национальные  и природные парки.

 

Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

  • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
  • сохранение историко-культурных объектов;
  • экологическое просвещение населения;
  • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
  • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
  • осуществление экологического мониторинга;
  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

 

Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

  • сохранение природной среды, природных ландшафтов;
  • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
  • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

 

Национальные  и природные парки имеют свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.

Правовой режим национальных и природных парков законодательно определен в ряде специальных нормативных актов, среди которых можно выделить Положение о национальных природных парках, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769 и Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926, Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 
Разделение национальных природных парков на национальные и природные парки произведено в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».  

  1. Правовой режим национальных и природных парков

 

Государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 г. По состоянию на 2000 г. в Российской Федерации имеется 34 национальных парка общей площадью 6,787 млн. га (0,4% площади Российской Федерации). Национальные парки расположены на территории 11 республик, 2 краев, 17 областей. Большинство (33) национальных парков находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и один – в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").

            Роль и значение российских  национальных парков признаны  мировым сообществом: три национальных  парка находятся под юрисдикцией  Всемирной конвенции о сохранении  культурного и природного наследия (это национальный парк "Югыд  ва", на территории которого  сохранился наибольший массив  старовозрастных (девственных) лесов  в Европе, и национальные парки "Прибайкальский" и "Забайкальский", входящие в водоохранную зону  озера Байкал). Часть территории  национального парка "Мещерский" (пойма р. Ока и участок поймы  р. Пра) попадает под юрисдикцию  Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение  главным образом в качестве  местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).

Национальные парки в отличие от заповедников наряду с задачами по охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и рекреацию граждан.  
Земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  
Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.

Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.  
Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.  
          Круг задач, учитываемых при создании национальных парков намного шире, чем круг задач, стоящих перед природными парками. Так, задачами национальных парков являются:  
         а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

         б) сохранение  историко-культурных объектов;

         в) экологическое  просвещение населения;

         г) создание  условий для регулируемого туризма  и отдыха;

         д) разработка  и внедрение научных методов  охраны природы и экологического  просвещения;  
         е) осуществление экологического мониторинга;

          ж) восстановление  нарушенных природных и историко-культурных  комплексов и объектов.  
           Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов Российской Федерации к объектам федеральной собственности.  
           На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:  
          а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

          б) особо  охраняемая, в пределах которой  обеспечиваются условия для сохранения  природных комплексов и объектов  и на территории которой допускается  строго регулируемое посещение;

          в) познавательного  туризма, предназначенная для организации  экологического просвещения и  ознакомления с достопримечательными  объектами национального парка;

          г) рекреационная, предназначенная для отдыха;

          д) охраны  историко-культурных объектов, в  пределах которой обеспечиваются  условия для их сохранения;

         е) обслуживания  посетителей, предназначенная для  размещения мест ночлега, палаточных  лагерей и иных объектов туристского  сервиса, культурного, бытового и  информационного обслуживания посетителей;

         ж) хозяйственного  назначения, в пределах которой  осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения  функционирования национального  парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;  
            г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;  
            д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;  
            е) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;  
           ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность; 
            к) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.  
            В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.  
          На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

С национальными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.  
Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:  
            а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;  
           б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;  
           в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.  
           Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.

Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.  
            Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

Информация о работе Правовой режим национальных и природных парков