Правовой режим государственных природных заказников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

Наша страна занимает особое место в глобальных экологических процессах и является одной из главных стабилизирующих сил в сфере охраны и восстановления окружающей природной среды на планете. Практически не тронутые хозяйственной деятельностью Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья представляют собой чрезвычайную ценность для всего человечества. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами являются сдерживающим фактором глобального экологического кризиса.

Файлы: 1 файл

Экологическое право реферат.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Правовой режим государственных природных заказников

 

 

Введение.

 

       Право на благоприятную окружающую среду является одним из важнейших прав человека, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Однако расширение сферы хозяйственной деятельности, активизация промышленности оказывают все большее негативное воздействие на целостность сложных естественных экологических систем, а также влекут за собой ухудшение экологической обстановки в стране, истощение ее природных ресурсов.

       Наша страна занимает особое место в глобальных экологических процессах и является одной из главных стабилизирующих сил в сфере охраны и восстановления окружающей природной среды на планете. Практически не тронутые хозяйственной деятельностью Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья представляют собой чрезвычайную ценность для всего человечества. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами являются сдерживающим фактором глобального экологического кризиса.

   И несомненно то, что устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни, здоровье населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения естественных экологических систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Одним из приоритетных направлений государственной экологической политики являются создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, прежде всего особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России, сохранение уникальных природных комплексов.

    И вполне очевидно, что при реализации поставленных  задач, важными направлениями деятельности являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и его научное обеспечение, а также создание высокоэффективной системы государственного управления охраной окружающей среды. Для этого за последние годы принят ряд документов, целью которых является оздоровление экологической обстановки в Российской Федерации. Но к сожалению, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и правовому обеспечению особо охраняемых объектов и территорий все же не всегда уделяется достаточное  внимание.

 

Глава 1. Особо охраняемые природные территории

 

      Понятие особо охраняемых природных территорий дается в Федеральном законе от 4 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». По российскому законодательству особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории являются объектами общенационального достояния.

   Развитие системы  особо охраняемых природных территорий  в России теснейшим образом  связано с обеспечением соблюдения  и защиты права каждого на  благоприятную окружающую среду.  Окружающую среду можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

    С учетом особой  значимости особо охраняемых  природных территорий законодательством  установлены специфические требования  в отношении них. Так, Закон  об охране окружающей среды  запрещает изъятие земель природно-заповедного  фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

    Другой отличительной чертой правового режима земель особо охраняемых природных территорий является то, что он распространяется на смежные с этими территориями земли. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях).

   Законодательство  относит особо охраняемые природные  территории к объектам общенационального  достояния, которые могут находиться  в государственной или муниципальной  собственности.

   Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий и территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов РФ принимают решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

  Режим особо охраняемых  природных территорий регулируется Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Земельным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

  Заповедование является  способом консервативной охраны  природы. Главным образом в  научных целях в заповедниках  выделяются участки, на которых  исключается всякое вмешательство  человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются, исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

     Все особо  охраняемые природные территории  по признаку заповедности можно  классифицировать на три группы:

  1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.
  2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.
  3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

 

       По критерию организационной структуры выделяют следующие группы особо охраняемых природных территорий.

1. Особо охраняемые природные  территории, управление и охрану  которых обеспечивают одноименные  природоохранные учреждения (то  есть некоммерческие юридические  лица). В качестве примера можно  привести государственные природные  заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. Особо охраняемые природные  территории, для управления которыми  юридические лица не создаются.  К их числу относятся памятники  природы, государственные природные  заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

   По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

   Государственное  управление и государственный  контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственное управление в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды - Минприроды России и некоторых иных. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

 

  Государственный кадастр  особо охраняемых природных территорий  включает в себя сведения о  статусе этих территорий, об их  географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

    Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий  - официальный документ, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по единым для России правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

        Кадастр  ведется:

- по особо охраняемым  природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории;

- по особо охраняемым  природным территориям регионального  значения, являющимся собственностью субъектов РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ;

- по особо охраняемым  природным территориям местного  значения, являющимся собственностью  муниципальных образований, органами  местного самоуправления.

     Минприроды  России и его территориальные органы сводят кадастровые сведения по субъектам Федерации и в целом по стране, анализируют их, организуют периодическое издание материалов кадастра. Работы, связанные с ведением кадастра, выполняют Минприроды России, Минсельхоз России, другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении и управлении которых находятся особо охраняемые природные территории, а также Российская академия наук.

   

   Следует отметить, что система законодательства  об особо охраняемых природных  территориях - достаточно многоуровневая система. Правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в РФ являются:

а) международные правовые акты. Например, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.) и т.д.;

б)  Конституция Российской Федерации;

в) Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и т.д.;

г) постановления Правительства. Например Правительство Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»; приказ Минприроды России от 19.03.2012 № 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2012 № 23810)

д) законы и акты органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

 

   Глава 2. Государственные природные заказники

 

   Согласно Федеральному  закону от 4 марта 1995г. № 33-ФЗ  «Об особо охраняемых природных  территориях» к особо охраняемым  территориям относятся: 

а) государственные природные  заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные  заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки  и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

  В соответствии с  тем же законом государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях). При этом государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. На территории Российской Федерации насчитывается 68 государственных природных заказников федерального значения и 2976 - регионального. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.  В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по образованию государственных природных заказников определяются с учетом предусмотренных федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Информация о работе Правовой режим государственных природных заказников