Правовой режим государственных природных заказников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

Наша страна занимает особое место в глобальных экологических процессах и является одной из главных стабилизирующих сил в сфере охраны и восстановления окружающей природной среды на планете. Практически не тронутые хозяйственной деятельностью Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья представляют собой чрезвычайную ценность для всего человечества. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами являются сдерживающим фактором глобального экологического кризиса.

Файлы: 1 файл

Экологическое право реферат.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

   Следует отметить, что объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников. Соответственно, природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. А подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Также для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

 

       Государственные  природные заказники имеют различный профиль:

а) комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологические (ботанические и зоологические), предназначенные  для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологические, предназначенные  для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологические, предназначенные  для сохранения ценных объектов и  комплексов неживой природы.

     Как уже  отмечалось выше, для государственных  природных заказников характерен относительно заповедный режим, который предполагает частичное изъятие природного комплекса или объекта из хозяйственного и рекреационного использования. При этом допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность, не противоречащая целям и задачам создания особо охраняемых природных территорий.

      Режим особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяется положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации. Что касается режима охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения, то он устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ, которые приняли решение о создании такого заказника.

    Приказом Минприроды  РФ от 25 января 1993 г. № 14 было  утверждено Общее положение о  государственных природных заказниках  общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, в котором конкретизирован режим хозяйственной деятельности на территории заказника. На территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе.

К таким видам деятельности относятся:

-  распашка земель;

- рубки главного пользования  и другие виды рубок, заготовка  живицы, сенокошение, выпас скота,  заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных  и иных растений, другие виды  пользования растительным миром;

- промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;

- сбор зоологических,  ботанических и минералогических  коллекций, а также палеонтологических  объектов;

- предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;

- гидромелиоративные и  ирригационные работы, геологоразведочные  изыскания и разработка полезных  ископаемых;

- строительство зданий  и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;

- применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических  средств защиты растений и  стимуляторов роста;

- сплав леса;

- взрывные работы;

- проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;

- любые иные виды хозяйственной  деятельности, рекреационного и  другого природопользования, препятствующего  сохранению, восстановлению и воспроизводству  природных комплексов и объектов.

    Установленный для каждого государственного природного заказника режим обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящих в границы государственного природного заказника. В случае его несоблюдения законодательством установлена административная и уголовная ответственность.

      Также следует отметить, что задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

    Исключением из  общих правил, определяющих правовой режим этих земель, является то, что на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

  Государственные природные  заказники обозначаются на местности  предупредительными и информационными  знаками по периметру их границ.

     Следует добавить, что государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

    А расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных природных заказников производятся за счет федерального бюджета, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.

  Относительно охраны государственных природных заказников следует отметить, что она осуществляется силами специальной службы охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический контроль. Также к охране государственных природных заказников могут привлекаться специализированные инспекции, службы и иные формирования предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический контроль и надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.  

Заключение.

  Ухудшение состояния окружающей среды приводит к негативным изменениям природных ландшафтов, нарушению естественных эволюционных процессов в природе. В этих условиях особенно остро встает вопрос о сохранении в первозданном виде участков дикой природы с ее многообразными формами и видами флоры и фауны. Одно из центральных мест в системе мероприятий по охране природы занимает проблема сохранения и защиты участков девственной и малоизмененной человеком природы. Для решения этих задач создаются особо охраняемые природные территории, как важнейшее средство сохранения биоразнообразия. Человечеством накоплен достаточно огромный опыт заповедного дела. Созданные в различных странах национальные парки, заказники, заповедники и т. д. успешно решают задачи охраны живой природы, экологического воспитания и научных исследований. Поэтому традиционно эта часть экологического законодательства относится к числу наиболее развитых, стабильных и, следовательно, не вызывающих споров.

       К категории особо охраняемых природных территорий относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, на которых находятся природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

    Основную часть  особо охраняемых природных территорий  составляет природно-заповедный, иными  словами, неприкосновенный фонд  РФ, целью которого является сохранение эталонов естественных экосистем, ландшафтов, уникальных природных образований, генетического разнообразия биологических ресурсов.

         Такие природные комплексы и  объекты как государственные  природные заповедники, включая  биосферные заповедники, заказники, национальные природные парки и памятники природы, решениями органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. Земли, занятые такими объектами, как правило, признаются землями природно-заповедного назначения. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния, а сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РФ.

   Создание сети  особо охраняемых природных территорий  преследует следующие цели:

- сохранение этих территорий  как резерватов дикой природы;

- обеспечение надежной  охраны объектов природного и  культурного наследия на этих территориях;

- научные исследования  на особо охраняемых территориях  как эталонных участках биосферы;

- развитие на базе особо  охраняемых природных территорий  системы экологического просвещения  населения и пропаганды экологических  знаний;

  • организация туризма и отдыха граждан в национальных парках.

 

   В зависимости от особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие их виды:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные  заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки  и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные  местности и курорты.

 

     Правовой режим  особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Земельным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

      Из представленного в данной работе материала видно, что в законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам затрагивающим правовой режим особо охраняемых природных территорий.

   И в заключение, очень хотелось бы выразить надежду, что наше государство и в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной и рациональным использованием особо охраняемых природных территорий, обеспечивая тем самым себе достойное существование в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия   (Париж, 16 ноября 1972 г.)
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ
  4. Земельный кодекс Российской федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ
  5. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
  7. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 04.03.1995 №33-ФЗ
  8. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 №26-ФЗ
  9. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ
  10. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ
  11. Закон Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1
  12. Приказ Минприроды России от 19.03.2012 № 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2012 № 23810)
  13. Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации от 25 января 1993 г. №14.

 

Литература:

 

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. – М.: Норма – Инфра-М, 2001. – 448 с.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с.
  3. Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. - М.: Право и Закон, 2000. - 336с.
  4. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 688 с.
  5. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. - 168с.
  6. Разумова, Е. Р. Экология. Учебный курс. / Е.Р. Разумова - М.: МИЭМП2010.-172с.
  7. Суперека С.В. Экологическое право. - М. Юриспруденция, 2008.
  8. Чубуков Г.В. Земельное право России: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: 2002. - 328 с.

Информация о работе Правовой режим государственных природных заказников