Отношения, субьект, обьект регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Оценка и анализ источников экологически значимой информации является важным аспектом при изучении предмета экологическое право, так как развитие отношений в сфере взаимодействия общества и природы и, в частности, всякая деятельность, осуществляемая в рамках права окружающей среды, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности. Одновременно в праве окружающей среды можно выделить ряд специфических источников.

Файлы: 1 файл

Эк право.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 Государственный лесной кадастр ведет Федеральная служба лесного хозяйства России. Государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов[3].

 Данные кадастра используются для определения экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.    

Государственный водный кадастр представляет собой  свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется  в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Водный кодекс обязывает водопользователей представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в водный кадастр[4].

 Наряду с ведением государственного водного кадастра Водный кодекс РФ (ст. 75) предусматривает ведение водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные материалы по сопоставлению потребности в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Составление водохозяйственных балансов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

 Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения.

Ведется в целях  обеспечения охраны и использования  животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания[5]. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов в количественном и качественном показателях во внутренних водоемах ведет Комитет по рыболовству РФ.

 Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».

Как особую разновидность  кадастра редких и находящихся под  угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать  Красную книгу РФ.

 Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Оно регулируется Временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г.

Работу по формированию территориальных кадастров природных  ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого  они могут создавать территориальные  кадастровые центры. По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ведения таких кадастров могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы.

 1.5. Мониторинг окружающей среды

Мониторинг  окружающей среды может характеризоваться  как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и правовой институт. Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.

Основные положения  о мониторинге сформулированы в  Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 20.12.2001) . Кроме того, положения о мониторинге имеются во всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими и биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния. На Правительство РФ возложена задача определения порядка организации и деятельности государственной службы наблюдения[6].

С целью повышения  эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды Правительство РФ 24 ноября 1993 г. приняло постановление «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга». В создании и обеспечении функционирования Единой системы участвуют:

- Государственный  комитет РФ по охране окружающей  среды

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Государственный  Комитет РФ по земельным ресурсам  и землеустройству;

-  Министерство природных ресурсов РФ;

-  Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- Федеральная  служба лесного хозяйства России;

-  Федеральная служба геодезии и картографии России;

- Федеральный  горный и промышленный надзор  России;

- Министерство здравоохранения  РФ.

 Кроме того, в Единой системе экологического мониторинга участвуют: Министерство обороны РФ; Государственный комитет РФ по вопросам развития Севера; Министерство РФ по атомной энергии и др. Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет. Так, наблюдения за состоянием атмосферы в 1995 г. проводились регулярно на 664 стационарных постах в 234 городах и поселках России. В системе Росгидромета действует 150 химических лабораторий. Как видим, такие лаборатории существуют не во всех городах, где проводится регулярный мониторинг. Причем имеет место тенденция свертывания программы мониторинга атмосферного воздуха.

 1.6. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ

В народном хозяйстве России (в промышленности, сельском хозяйстве, в быту и иных сферах) применяется более 20 тысяч разнообразных химических и биологических веществ, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. Одним из направлений в обеспечении предотвращения таких воздействий служит государственная регистрация потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды химических и биологических веществ. Она осуществляется на основе токсиколого-гигиенических и эколого-токсикологических исследований, гигиенической регламентации, гигиенических и экологических нормативов, разрабатываемых соответствующими профильными учреждениями и организациями, аккредитованными для этих целей Минздравом РФ (в отношении безопасности веществ для здоровья человека) и Госкомэкологией РФ (в отношении безопасности веществ для окружающей среды), а также с учетом мер индивидуальной и коллективной защиты здоровья человека и окружающей среды при производстве и применении (использовании) потенциально опасных химических и биологических веществ.

 Регистрация таких веществ ведется по единой для России системе в форме Федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ и регулируется Положением о государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. Федеральный регистр включает информацию о номенклатуре, производстве и применении этих веществ, об их назначении, о свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде.

 Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ образован в системе Министерства здравоохранения РФ как государственное учреждение и:

а) ведет федеральный регистр  потенциально опасных химических и  биологических веществ, производимых, ввозимых и применяемых на территории Российской Федерации, создает информационную систему и базы данных о токсических свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде этих веществ, гигиенических и экологических нормативах, правовых актах, мерах безопасности при производстве и применении (использовании) веществ, методах лечения и оказания первой необходимой помощи в случаях острых отравлений;

б) обеспечивает информацией  о потенциально опасных химических и биологических веществах органы государственной власти и управления, оказывает в установленном порядке услуги заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в отношении представления необходимых данных о зарегистрированных веществах;

в) осуществляет на основе заключаемых  в установленном порядке соглашений международное сотрудничество и обмен информацией;

 г) обладает исключительным правом издания и распространения для официального использования информационных материалов и докладов о производстве и применении потенциально опасных химических и биологических веществ на территории Российской Федерации.

 1.7. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта

Экологический паспорт предприятия  и декларация безопасности промышленного  объекта – относительно новые правовые формы информационного обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 Экологический паспорт предприятия представляет собой комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду. Требования по ведению такого паспорта предусмотрены ГОСТом 17.0.0.04-90, введенным в действие 15 октября 1990г.

В паспорте должны содержаться:

- общие сведения о предприятии  и его реквизиты;

- краткая природно-климатическая  характеристика района расположения  предприятия;

- краткое описание  технологии производства и сведения  о продукции, балансовая схема  материальных потоков;

- сведения об  использовании земельных ресурсов; о рекультивации земель;

- характеристика  сырья, используемых материальных  и энергетических ресурсов;

- характеристика  выбросов в атмосферу; водопотребления  и водоотведения; отходов;

- сведения о  транспорте предприятия;

- сведения об  эколого-экономической деятельности  предприятия.

Декларация  безопасности промышленного объекта  является документом, содержащим разнообразную, в том числе экологически значимую, информацию о промышленном объекте. Необходимость разработки декларации промышленной безопасности предусмотрена  Федеральным законом от 21 июля 1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 14). Отношения, связанные с декларированием промышленной безопасности, детально регулируются Положением о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. Декларирование безопасности промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства, осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте[7].

Декларация  разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов, должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:

а) сведения о  месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

 б) основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

 е) анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;

 г) характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

 д) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

 е) характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;

Информация о работе Отношения, субьект, обьект регулирования