Отличие правового режима национального парка от правового режима природного парка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 13:49, реферат

Описание работы

В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.docx

— 24.19 Кб (Скачать файл)

2. Раскройте отличие  правового режима национального  парка от правового режима  природного парка.

В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки относятся к особо охраняемым территориям регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (ст. 19 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.  
В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.  
Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на опредёленную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

 

3 Осветите вопрос исторического развития правового регулирования экологических отношений

 

1. История правового регулирования экологических отношений

Экологические отношения в последние годы являются сферой повышенного внимания со стороны законодателя, что, в общем-то, обусловлено необходимостью выработки наиболее оптимальных правовых механизмов осуществления рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Вместе с тем проблемы правового регулирования отдельных направлений экологических отношений возникли не в современную эпоху, поэтому целесообразно рассмотреть этот вопрос в исторической ретроспективе. Для удобства пользования, а также учитывая особенности государственного устройства страны в конкретно взятый временной отрезок, рассмотрим становление и развитие правового регулирования экологических отношений исходя из следующей условной периодизации:

* досоветский период (до 1917 г.);

* советский период (1917-1991 гг.);

* современный период (1992 г. - настоящее время).

Досоветский период (до 1917 г.)

Из истории государства и права известно, что неотъемлемым атрибутом государства является наличие установленных реализующей его функции публичной властью правовых предписаний, призванных регламентировать общественные отношения в той или иной сфере.

Поскольку в период зарождения в IX в. и становления в последующие годы государственности на территории России природные богатства являлись едва ли не основным объектом собственности и средством существования, правовое регулирование не могло обойти стороной и вопросы природопользования и охраны природных ресурсов, которое естественно осуществлялось с позиции понимания этого вопроса на бытовавшем тогда уровне правосознания.

К числу первых писаных нормативных источников российской государственности относится Русская Правда (1016 г.), в которой, в частности, предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти (дупла), наполненной сотами с медом.

Среди охраняемых правовыми запретами в Средние века природных объектов на территории страны следует выделить также леса, которые носили в том числе и оборонное значение.

В свою очередь, Соборное уложение (1649 г.) отождествляло с кражей чужого имущества ловлю рыбы в чужом пруду, а также добычу бобров и выдр, за что предусматривались телесные наказания.

С учетом роста городов в XVII в. начинают устанавливаться правила санитарноэпидемиологического характера, призванные обеспечить чистоту на территориях населенных пунктов и предписывающие своевременно убирать с улиц и хоронить падший скот и иных животных.

В XVIII в. в рамках существовавшего порядка землепользования начинают приниматься нормы, регламентирующие право на разработку недр, а во второй половине столетия собственники земли получают даже право собственности на расположенные в границах земельных участков недра.

А в XIX в. появляются первые нормы, призванные упорядочить процесс размещения и функционирования промышленных производств. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) предусматривало серьезные негативные последствия для того, кто осуществляет строительство в городской черте либо вверх по течению предприятий, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие. Таким образом, во главу угла ставилась необходимость недопущения ухудшения среды обитания городского населения.

Вместе с тем рассматриваемый период можно охарактеризовать отсутствием комплексного подхода к регулированию общественных отношений в сфере экологии, хотя проведенная М. М. Сперанским в первой половине XIX в. систематизация разрозненных правовых предписаний при формировании Свода законов Российской империи в определенной мере упорядочила соответствующий нормативный массив.

В 1915-1916 гг. усилиями ученых-правоведов был разработан первый в российской истории проект Закона об охране природы, который не был реализован в силу известных исторических причин.

Советский период (1917-1991 гг.)

Этот период характеризуется заметной активизацией нормотворчества в экологической сфере, однако, по оценкам ученых, примерно до 1970¬х годов приоритет отдавался природоресурсным вопросам. В целом это было обусловлено необходимостью закрепить монополию вновь созданного государства на все природные ресурсы на его территории.

Начало советскому периоду в экологическом законодательстве положили декреты Совета народных комиссаров РСФСР: «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О санитарной охране жилищ» (1919 г.),

«О недрах земли» (1920 г.), «Об охоте» (1920 г.). «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.).

Вместе с тем начинается работа над отраслевой кодификацией, к первому этапу которой можно отнести принятые в 1922 г. Земельный кодекс РСФСР и в 1923 г. Лесной кодекс РСФСР.

В 1960 г. был принят первый законодательный акт природоохранного характера - Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР».

Второй этап кодификации в советском периоде пришелся на 1970¬е - начало 1980¬х годов, когда были приняты Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), законы РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.) и «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.). В этом проявился комплексный подход к проблемам правового регулирования экологических вопросов на законодательном уровне.

Однако, по оценкам ученых, советский период в целом характеризовался преобладанием в числе регуляторов общественных экологических отношений подзаконных актов, к числу которых можно отнести совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», от 1 декабря 1978 г. «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» и от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в которых закреплялась необходимость осуществления планирования природоохранных мероприятий и совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, предусматривалось образование единого координирующего природоохранного органа - Государственного комитета СССР по охране природы.

Особняком следует выделить Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), законы РСФСР «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.) и «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), которые можно отнести к законодательным актам переходного периода, положившим начало современному экологическому законодательству Российской Федерации.

Современный период (1992 г. - настоящее время)

Рассматриваемый период в правовом регулировании экологических отношений в России характеризуется тем, что в 1990-е годы произошло полное обновление базовых законодательных актов.

В 1992 г. вступил в силу Закон РФ «О недрах», а в 1993 г. - Основы лесного законодательства Российской Федерации. До принятия ныне действующей Конституции РФ имел место научно-практический подход, согласно которому с учетом федеративного устройства Российской Федерации на федеральном уровне предлагалось принимать именно Основы законодательства, на базе которых субъекты Российской Федерации могли бы принимать с учетом региональной специфики собственные законодательные акты. Однако дальнейшего развития эта тенденция не получила.

В 1995-1999 гг. вступила в силу целая обойма обновленных отраслевых законодательных актов: Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Лесной кодекс РФ (1997 г.), федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.). Логическим продолжением названной законотворческой цепочки явилось принятие Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.).

К законодательным актам, принятым в последующие годы, относятся Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (2004 г.), Водный и Лесной кодексы (2006 г.).

Кроме того, следует отметить, что на законодательном уровне нашли свое закрепление отдельные области экологических общественных отношений, ранее регулировавшиеся на подзаконном уровне. В частности, увидели свет федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.) и ряд других.

Рассматриваемый период ознаменовался принятием принципиально новых законодательных актов, регулирующих отдельные группы общественных отношений, среди которых можно назвать федеральные законы «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (1996 г.), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 г.) и некоторые другие.

Серьезный импульс получило и региональное законодательство, поскольку субъекты Российской Федерации стали более активно реализовывать свои конституционные полномочия в вопросах правового регулирования экологической сферы. При этом активизация регионального законотворчества обусловливается несколькими факторами, в том числе необходимостью:

* нормативного дополнения  отдельных вопросов в прямо  предусмотренных федеральными законами  случаях. Например, ст. 2 Федерального  закона «Об особо охраняемых  природных территориях», перечисляя  категории таких территорий, одновременно  предоставляет субъектам Российской  Федерации право по своему  усмотрению устанавливать иные  категории особо охраняемых территорий, и эти правомочия во многих  регионах уже реализованы;

* конкретизации норм федерального  законодательства с учетом региональных  особенностей. Так, наряду с непосредственно  действующим Федеральным законом  «Об охране окружающей среды»  во многих субъектах Российской  Федерации, в том числе в Республике  Бурятия, Красноярском крае, Ростовской  области, Ямало-Ненецком автономном  округе, приняты свои законы об  охране окружающей среды;

* восполнения пробелов  в нормативном регулировании  отдельных вопросов со стороны  федерального законодателя. К примеру, в Чувашской Республике, Курской  области и Ненецком автономном  округе приняты законы об экологической  безопасности, а в Республике  Саха (Якутия), Приморском крае, Костромской  области и Ханты-Мансийском автономном  округе действуют законы об  экологическом образовании.

 

1. При  рассмотрении судом уголовного  дела главного инженера завода  возник вопрос о том, как квалифицировать  загрязнение воздуха рабочей  зоны производственных помещений  вредными для здоровья людей  веществами, содержание которых  выше предельно допустимых концентраций: как нарушение правил охраны  окружающей природной среды или  как нарушение правил охраны  труда?

Каким должно быть разъяснение по данному делу?

 

согл. ст. 1 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.  
 
=> загрязнение воздуха рабочих зон, производственных помещений является нарушением правил охраны труда либо правил безопасности ведения специальных работ

 

 

3. Областной  территориальный комитет по охране  окружающей природной среды потребовал  прекратить финансирование строительства  местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, ссылаясь на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.

Каково будет решение арбитражного суда?

 

 

Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня 
7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Отличие правового режима национального парка от правового режима природного парка