Обращение с отходами производства и потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Цель и основные задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение механизма правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия «отходы производства и потребления» по российскому законодательству;
- исследование системы законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления;
- анализ административно-правового механизма обращения с отходами производства и потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация отходов производства и потребления…..5
1.1. Понятие, специфика отходов производства и потребления как объекта правового регулирования…………………………………………...5
1.2. Классификация отходов производства и потребления……………….9
Глава 2. Обращение с отходами производства и потребления……………….15
2.1. Содержание и элементы обращения с отходами……………………..15
2.2. Административно-правовые механизмы регулирования обращения с отходами производства и потребления………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

контрольная_эк.docx

— 63.77 Кб (Скачать файл)

Эта группа отходов  характеризуется  тем, что образование отходов  происходит в результате осуществления  определенной деятельности: производства или потребления.

Следует отметить, что в  литературе выделяют также дополнительную классификацию отходов производства:

    • возвратные отходы, которые могут быть использованы в том же производстве; 
    • вторичное сырье, состоящее из отходов, которые не могут быть использованы в том же производстве, но применимы в других производствах;
    • безвозвратные потери, дальнейшее использование которых нецелесообразно.

Полагаем недопустимым такое  деление отходов производства, поскольку  классификация на возвратные отходы, вторичное сырье и безвозвратные  потери опровергает главный признак  отходов производства и потребления  – непригодность для дальнейшего  использования без переработки. Пригодные для дальнейшего использования  объекты не должны признаваться отходами производства и потребления.  Отходы, если их подвергнуть переработке, могут  быть превращены в пригодные для  дальнейшего использования объекты, однако при этом в силу ст. 220 ГК РФ, в результате переработки образуется новый объект, этот объект не следует  относить к отходам. 

Законодатель делит отходы производства и потребления на опасные и неопасные. Под опасными отходами ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 24.06.1998 г. понимались отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.  В настоящее время понятие опасных отходов исключено из ФЗ «Об отходах производства и потребления», вместе с тем, аналогичное понятие содержится в Приказе Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». 

Отходы в зависимости  от степени негативного воздействия  на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности. Критерии отнесения отходов к тому или  иному классу опасности установлены  Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

    • I класс - чрезвычайно опасные отходы;
    • II класс - высокоопасные отходы;
    • III класс - умеренно опасные отходы;
    • IV класс - малоопасные отходы;
    • V класс - практически неопасные отходы.

Критерии отнесения опасных  отходов к классу опасности для  окружающей природной среды (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических  лиц, в процессе деятельности которых  образуются опасные отходы для окружающей природной среды.

Такие производители отходов обязаны подтвердить отнесение отходов, образующихся в процессе их деятельности, к конкретному классу опасности.

В целях контроля за отходами производства и потребления Министерством природных ресурсов ведется государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» утвержден каталог отходов с определением кода класса опасности для окружающей среды.

Приведем примеры отнесения  отходов к классам опасности. Так, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства имеют V класс опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный - IV класс опасности; в свою очередь, отработанные автомобильные масла относятся к III классу опасности, а неповрежденные, с неслитым электролитом - ко II классу опасности, отработанные люминесцентные лампы - к I классу (такие лампы используются в большинстве организаций).

Выделяется также нулевой  класс, к которому относятся отходы, степень опасности которых в  силу сложности химического или  биологического состава не определена (это, например, медицинские отходы, жидкие отходы очистных сооружений и  некоторые другие). Для таких видов  отходов специализированными аккредитованными лабораториями проводится процедура  установления класса опасности. [13]

Дополнительно Министерство природных ресурсов осуществляет паспортизацию опасных отходов. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяются Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000г № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Паспортизации подлежат только опасные отходы, поэтому на отходы 5 класса опасности паспорта не оформляются, это подтверждается разъяснениями  Росприроднадзора2

Необходимо отметить, что в рамках реформирования законодательства об отходах было подготовлено Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013г № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», который вступит в силу с 01 августа 2014г и заменит ныне действующее положение о паспортизации.

Иная классификация отходов  по классам опасности содержится в ГОСТ 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности». Указанный стандарт относится к системе стандартов безопасности труда, он классифицирует вредные вещества по степени воздействия на организм и выделяет 4 класса опасности вредных веществ:

    • 1-й класс – вещества чрезвычайно опасные;
    • 2-й класс – вещества высокоопасные;
    • 3-й класс – вещества умеренно опасные;
    • 4-й класс – вещества малоопасные.

Стандарт  12.1.007-76 распространяется на вредные вещества, содержащиеся в сырье, продуктах, полупродуктах  и отходах производства, и  устанавливает  общие требования безопасности при  их производстве, применении и хранении. Не распространяются положения указанного стандарта на вредные вещества, содержащие радиоактивные и биологические вещества (сложные биологические комплексы, бактерии, микроорганизмы и т.д.

ГОСТ 12.1.007-76 выделяет также классификацию отходов по источнику происхождения:

    • Отходы органические природного происхождения (животного и растительного);
    • Отходы минерального происхождения;
    • Отходы химического происхождения;
    • Отходы коммунальные (включая бытовые)

Основная часть отходов образуется на предприятиях горнодобывающего комплекса, включающего в себя топливно-энергетический комплекс, черную и цветную металлургию, химическое производство и стройиндустрию. К таким отходам относятся  образовавшиеся в процессе добычи и  переработки минеральных руд неиспользуемые отвалы вскрышных и вмещающих пород, забалансовых руд, золошлаковые отходы, шлаки черной и цветной металлургии, отходы химической и нефтехимической промышленности.

Наибольшую экологическую опасность  представляют органоминеральные отходы, которые могут самовозгораться: вскрышные и шахтные породы. Наиболее вредным для экологии является производство алюминия: в результате в отвалах  и хранилищах скапливаются многотонные  залежи шламов глиноземного цикла, бокситовых нефелиновых шламов.

В особую группу экологически опасных  крупнотоннажных отходов производственного  и бытового потребления отнесены мышьякосодержащие отходы.

К ртутьсодержащим отходам относятся  отработанные люминесцентные лампы, некоторые  приборы и пр. Отходы гальванического  производства (цинк, никель, хром, кадмий, олово и пр.).

В такой классификации не выделены отходы производства и потребления радиоактивного происхождения, они пока предполагаются в отходах химического происхождения. 

По степени опасности, которую представляют отходы производства и потребления для окружающей среды, можно выделить следующую  классификацию отходов:

  • Отходы не опасные для здоровья людей и природной среды;
  • Отходы, имеющие радиоактивные загрязнения;
  • Отходы, зараженные опасными инфекционными возбудителями болезней.

Э.Ф. Раимова3 описывает классификацию отходов, предложенную научно-исследовательским и проектным институтом Генплана Москвы, согласно которой промышленные отходы столицы разделены на 13 групп по видам и формам:

    • гальваношламы и осадки, отходы реагентов и химреактивов, содержащие хром, никель, медь, кобальт, цинк, свинец, кислые и щелочные отходы химических производств, вещества неорганического характера;
    • осадки сточных вод, включающие в себя канализационные, водопроводные, и, отдельной подгруппой, нефтесодержащие промышленные осадки, образующиеся на локальных и очистных сооружениях производственных зон;
    • нефтеотходы и нефтешламы, легковоспламеняющиеся жидкости, смазочные охлаждающие жидкости, кубовые остатки, отходы лакокрасочной промышленности;
    • отходы пластмасс, полимеров, синтетических волокон, нетканных синтетических материалов и композиций на их основе;
    • отходы резинотехнических изделий, вулканизаторов и т.д.;
    • древесные отходы;
    • отходы бумаги;
    • отходы черны и цветных, легированных сталей;
    • шлаки, зола, пыли (кроме металлической);
    • пищевые отходы (отходы пищевой,  мясомолочной  и других отраслей промышленности;
    • отходы легкой промышленности;
    • стеклоотходы;
    • отходы стройиндустрии.

Также выделяют иные классификации  отходов, например, по агрегатному состоянию (твердые, жидкие, газообразные)[9], иногда в качестве дополнительного вида выделяют энергетические отходы (например, шум), по способности отходов гореть (горючие и негорючие), но подобные классификации не имеют существенного правового значения.

Каждая отрасль имеет свои собственные классификации отходов.

С учетом изложенного, необходимо отметить, что отходы производства и потребления являются особым объектом правового регулирования. Это объясняется  их спецификой (к отходам следует  относить материалы, вещества и изделия, которые по тем или иным причинам не пригодны для дальнейшего использования  без переработки) и общественной значимостью (отходы оказывают влияние  на экологию).

Отходы производства и  потребления могут быть классифицированы по различным основаниям, однако наиболее важной с юридической точки зрения следует признать классификацию  отходов в зависимости от степени  негативного воздействия на окружающую среду.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обращение  с отходами производства и потребления

 

2.1.  Содержание  и элементы обращения с отходами

 

 

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под понятием обращение с отходами охватывается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.

Сбор  отходов - прием или  поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в  целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Накопление отходов - временное  складирование отходов (на срок не более  чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии, - такую формулировку мы находим  в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Отношения по использованию  остатков, образовавшихся в процессе производства и потребления должны быть специально урегулированы законодателем, вне правового регулирования отходов производства и потребления. Представляется верной позиция, высказанная М.В. Пономарёвым, согласно которой, для обеспечения полноценного законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере утилизации, переработки и вторичного использования отходов должны быть введены в законодательство понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье»[14].

Информация о работе Обращение с отходами производства и потребления