Обращение с отходами производства и потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Цель и основные задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение механизма правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия «отходы производства и потребления» по российскому законодательству;
- исследование системы законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления;
- анализ административно-правового механизма обращения с отходами производства и потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация отходов производства и потребления…..5
1.1. Понятие, специфика отходов производства и потребления как объекта правового регулирования…………………………………………...5
1.2. Классификация отходов производства и потребления……………….9
Глава 2. Обращение с отходами производства и потребления……………….15
2.1. Содержание и элементы обращения с отходами……………………..15
2.2. Административно-правовые механизмы регулирования обращения с отходами производства и потребления………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

контрольная_эк.docx

— 63.77 Кб (Скачать файл)

На основании предоставляемой  информации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  и ее территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных  отходов и ведут государственный  кадастр отходов. Государственный  кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе  с участием органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом государственный  кадастр отходов включает федеральный  классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

 

Лицензирование

 

Лицензирование – один из важнейших административно-правовых механизмов регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, направленных на обеспечение соблюдения ими требований  законодательства. Это связано с необходимостью обеспечения соблюдения целой системы экологических и санитарно-эпидемиологических требований в сфере обращения с отходами производства и потребления, закрепленных Федеральными законами «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и рядом других законодательных и подзаконных актов.

Статья 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что общие условия  и порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов  установлены Федеральным законом от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». согласно п.30 ч.1 с. 12 которого лицензированию  подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Соответственно не подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, накоплению, транспортированию отходов I-IV классов опасности, а также деятельность  по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.

Процедура лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности закреплена Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255. В частности, данным Положением закрепляется перечень лицензионных требований для осуществления указанной деятельности, к которым относятся:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых  для выполнения заявленных работ  зданий, строений, сооружений (в том  числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему  на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих  установленным требованиям; 

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в  том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности  или на ином законном основании, необходимых  для выполнения заявленных работ  и соответствующих установленным  требованиям; 

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального  предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление  деятельности в области обращения  с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;  

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами; 

е) проведение лицензиатом  мониторинга состояния и загрязнения  окружающей среды на территориях  объектов размещения отходов и в  пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах  производства и потребления".[6]

Лицензия удостоверяет соответствие лицензиата требованиям законодательства, тем самым выполняя превентивную функцию, исключая из сферы обращения с отходами недобросовестных лиц, чья деятельность не соответствует требованиям законодательства, что позволяет предотвратить возможное нанесение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан.[10]

 

Контроль в  области обращения с отходами производства и потребления

 

Выполнение обязательных требований в любой сфере обеспечивается контролем  за их соблюдением. Сфера обращения с отходами не является исключением. В соответствии с Законом об отходах установлены следующие виды контроля: государственный надзор, производственный надзор, общественный контроль.

У каждого из указанных  видов контроля есть свои объекты, субъекты, способы осуществления, которые  определяют специфику их содержания и проведения. Так, например, государственный  контроль в области обращения  с отходами отличается от производственного  и общественного контроля по субъекту и способам осуществления, последствиям проведения. Наиболее урегулирован в  законодательстве именно государственный  контроль в области обращения  с отходами. Такой контроль в соответствии с ч. 2 ст.25 Закона от отходах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[2]

Государственные инспекторы в области окружающей среды при  исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют  право в установленном порядке:

а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной  и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе  объекты, подлежащие государственной  охране, оборонные объекты, объекты  гражданской обороны, знакомиться  с документами и иными необходимыми для осуществления государственного контроля материалами;

б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в  области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих  устройств, средств контроля, а также  выполнение планов и мероприятий  по охране окружающей среды;

в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области  охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших  нарушение законодательства в области  охраны окружающей среды;

ж) осуществлять иные определенные законодательством в области  охраны окружающей среды полномочия.

Государственный экологический  контроль осуществляется в форме  проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной  службой по надзору в сфере  природопользования и уполномоченными  органами субъектов Российской Федерации,  а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. [10]   

 

 

Заключение

 

В настоящее время отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые  образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские  свойства.  Это непригодные для  дальнейшего использования (без  переработки) объекты.

Выделяется масса классификаций  отходов производства и потребления: отходы делят по источнику (способу) образования (происхождения),  по составу  и свойствам и т.д. Наиболее значимым представляется деление отходов  на опасные и неопасные и, в  частности, классификация отходов  в зависимости от степени их воздействия  на окружающую среду на пять классов  опасности.

Обращение с отходами одна из наиболее важных частей их правового  режима. В настоящее время под  обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. В работе рассмотрены каждый из перечисленных элементов обращения с отходами производства и потребления. Кроме того, в данной работе уделено внимание административным методам регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, таким как нормирование, отчетность, лицензировании и контроль.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями на 28 июля 2012 года)
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  4. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  6. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности»
  7. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учебник/ М.М. Бринчук. – М.: Юристь, 2003. – 670 с.
  8. Винокуров, А. Ю. Экологическое право: учебник / под ред. доктора юридических наук, профессора Ю. Е. Винокурова. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009. — 520 с.
  9. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 3-е изд. М.: Проспект, 2010. С. 553-556
  10. Кичигин, Н.В. Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления: научно-практическое пособие/ Н.В. Кичигин, М.В. Пономарёв. - Юриспруденция, - 2010. – 184 с.
  11. Кичигин, Н.В. Экологическое право: краткий курс лекций / Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев, Н.И. Хлуденева. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 220 с.
  12. Кичигин, Н.В. Комментарий к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления»/ Н.В. Кичигин, М.В. Пономарёв. - Юстицинформ, - 2006.
  13. Навасардова, Э.С. Новеллы законодательства об обращении с отходами производства и потребления/ Э.С. Навасардова // Общество и право. - 2009. - № 2
  14. Пономарёв, М.В. Правовое регулирование экологически безопасного обращения с отходами в городах/ М.В. Пономарев // Законодательство и экономика. - 2013. - № 2

1 СПС Консультант Плюс

2 СПС Консультант Плюс

3 Раимова Э.Ф. Правовое регулирование обращения с отходами: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.06 / Оренбург, 1997

 


Информация о работе Обращение с отходами производства и потребления