Обращение с отходами производства и потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Цель и основные задачи исследования. Основной целью данной работы является рассмотрение механизма правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- анализ понятия «отходы производства и потребления» по российскому законодательству;
- исследование системы законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления;
- анализ административно-правового механизма обращения с отходами производства и потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация отходов производства и потребления…..5
1.1. Понятие, специфика отходов производства и потребления как объекта правового регулирования…………………………………………...5
1.2. Классификация отходов производства и потребления……………….9
Глава 2. Обращение с отходами производства и потребления……………….15
2.1. Содержание и элементы обращения с отходами……………………..15
2.2. Административно-правовые механизмы регулирования обращения с отходами производства и потребления………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

контрольная_эк.docx

— 63.77 Кб (Скачать файл)

Использование отходов производства и потребления являлось лицензируемым  видом деятельности на протяжении действия ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности» № 128-ФЗ, однако в настоящее  время деятельность по использованию  отходов производства и потребления  лицензированию не подлежит.  

Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе  сжигание и обеззараживание отходов  на специализированных установках, в  целях предотвращения вредного воздействия  отходов на здоровье человека и окружающую среду. Обезвреживание отходов производства и потребления  1-4 классов опасности  подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности».

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью  транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в  собственности юридического лица или  индивидуального предпринимателя  либо предоставленного им на иных правах. Такое определение введено законодателем  в 2008 году впервые, впредь оно позволит не признавать транспортированием отходов  их перемещение по принадлежащей  субъекту, в результате деятельности которого образуются отходы, территории.

К транспортированию отходов 5 класса опасности не предъявляется  специальных требований, однако транспортирование  отходов 1-4 класса опасности – один из наиболее подробно урегулированных  законодательством элементов обращения  с отходами производства и потребления. Условия транспортирования опасных  содержатся в ст. 16 ФЗ «Об отходах  производства и потребления», в частности, необходимо: 

    • наличие паспорта отходов;
    • специально оборудованных транспортных средств, снабженных специальными знаками;
    • специальной документации для транспортирования и передачи опасных отходов (с указанием количества транспортируемых отходов, цели транспортирования и места назначения транспортировки);

Кроме того, при транспортировании  должны соблюдаться требования безопасности и порядок транспортировки. В  частности, требования по обеспечению  безопасности перевозок грузов, опасных  грузов.

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. При этом под хранением отходов понимается их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему  использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания  вредных веществ в окружающую среду;

Размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности  подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности».

ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает требования к объектам размещения отходов производства и потребления. Определение места строительства объектов размещения отходов производится на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следует принимать во внимание, что согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»,  захоронение отходов запрещается в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Земли под размещение отходов  производства и потребления должны иметь соответствующее разрешенное  использование.

К числу основных принципов государственной политики в области обращения с отходами ст. 3 названного закона относит:

  • охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
  • комплексную переработку материально­сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  • доступ в соответствии с законодательством Российской Феде­ 
    рации к информации в области обращения с отходами;
  • участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.[8]

 

2.2. Административно-правовые механизмы обращения с отходами производства и потребления.

 

В России сфера обращения  с отходами регулируется в основном с помощью административного  механизма, посредством таких инструментов как лицензирование, государственный  контроль, нормирование, отчетность.

Задачами административно-правового  механизма регулирования деятельности в области обращения с отходами являются охрана окружающей среды, обеспечение  экологической безопасности, обеспечение  права каждого на благоприятную  окружающую среду.

 

Нормирование

Нормирование в сфере обращения с отходами осуществляется в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества образуемых отходов. Во всем мире экологическое нормирование является эффективным средством ограничения в отношении хозяйственной и иной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду.

Требование по нормированию в области обращения с отходами распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения  с отходами, за исключением радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений, т.е. на деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора.

Таким образом, данное требование не распространяется на население, жителей  городских и сельских населенных пунктов. Кроме того, нормированию подлежит само количество образуемых отходов  путем установления норматива образования  отходов. [10]

Федеральный закон «Об  отходах производства и потребления» предусматривает два вида нормативов – образования отходов и лимиты на их размещение. Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество образуемых отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Конкретные требования, касающиеся  этих нормативов, определяются Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000г.[7]

Компетенция органов исполнительной власти по установлению нормативов в  сфере обращения с отходами определяется отнесением объекта хозяйственной  деятельности (предприятия) к объектам федерального государственного экологического контроля или государственного экологического контроля субъектов РФ. В первом случае нормативы должен устанавливать  Ростехнадзор, во втором – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Указанные органы государственной  власти утверждают нормативы в области обращения с отходами на основании проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разрабатываемых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. ПНООЛР может разрабатываться силами как природопользователей, так и специализированных организаций, осуществляющих экологическое проектирование. При этом специальных на разработку указанной документации  - лицензий, разрешений, аккредитаций и т.д. – не требуется.

Однако следует отметить, что указанное выше постановление  Правительства РФ не вполне согласуется  с Законом об отходах и нуждается  в приведении в соответствие с  ним, поскольку не предусматривает  участие субъекта РФ в утверждении  ПНООРЛ. Это наравне с отсутствием  утвержденных перечней объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, мешает субъектам РФ эффективно участвовать в нормировании в  области обращения с отходами. Кроме того, в указанном нормативном  правовом акте не определен порядок  представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке  субъектами малого и среднего предпринимательства.

Указанные Правила определяют процедуру разработки и утверждения  ПНООЛР. Для установления нормативов образования отходов и лимитов  на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Ростехнадзора:

- заявление об установлении  нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение  с указанием определенного перечня  сведений;

- следующие документы:

1) копия лицензии на  осуществление деятельности по  сбору, использованию, транспортировке,  размещению отходов I-IV классов опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности).

  Следует отметить, что в настоящее время в законодательстве об отходах четко установлено, что лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности требуется только для тех предприятий, которые осуществляют деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности как предпринимательскую деятельность. Поэтому при утверждении лимитов не в каждом случае требуется наличие лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности;

2) проект нормативов образования  отходов и лимитов на их  размещение;

3)копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица – пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).[10]

Правилами устанавливаются  разные подходы к разработке проектов нормативов для планируемой и осуществляемой деятельности в области обращения с отходами.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит  как от видов деятельности, при  которой образуются отходы, места  ее осуществления, так и видов  отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются  сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Лимиты на размещение опасных  отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, если они получают лицензию на обращение с отходами I-IV классов опасности, устанавливаются на срок действия такой лицензии. Лимиты на размещение отходов для деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов  на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических  лиц в области обращения с  отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном  законодательством РФ.

 

Отчетность 

 

Важную роль в информационном обеспечении корректного обращения с отходами играют учет и отчетность в области обращения с отходами, паспортизация опасных отходов и государственный кадастр отходов.

На индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения  с отходами, Законом возложена  обязанность вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

Информация о работе Обращение с отходами производства и потребления