Леса как объект эколого-правового режима лесопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

Целью исследования является анализ лесного законодательства и результатов деятельности государственных органов по исполнению соответствующих правовых актов, выявление существующих недостатков и выработка рекомендаций по повышению результативности этой деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………..3
§ 1. Основные понятия лесного права…………………………..…………5
§ 2. Понятие и виды лесопользования……………………..………………9
§ 3. Государственное регулирование эколого-правового режима
лесопользования……………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………..………..16
Список источников и литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

Право лесопользования.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российский педагогический университет им. А. И. Герцена»

 

 

 

юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по экологическому праву

ЛЕСА КАК  ОБЪЕКТ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Студентки IV курса

…………………………

…………………………

 

 

 

Проверено

…………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

план

Введение………………………………………………………….…………..3

§ 1. Основные понятия лесного права…………………………..…………5

§ 2. Понятие и виды лесопользования……………………..………………9

§ 3. Государственное регулирование эколого-правового режима

лесопользования……………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………..………..16

Список источников и  литературы…………………………………………18

 

Введение

Значение леса трудно переоценить. Лес – это источник кислорода, древесины, лекарственных растений. Он играет важную роль при проведении мелиоративных работ, необходим для поддержания гидрологического режима рек, выполняет климаторегулирующую, санитарно – оздоровительную, почвозащитную и многие другие исключительно важные функции. Но, к сожалению, несмотря на особую значимость, вопросам лесопользования не всегда уделяется достаточно внимания. Щедрость леса, одаривающего человека своими богатствами, не ценится  по достоинству. Вырубаемый людьми, уничтожаемый пожарами, он нуждается в надежной защите и охране.

8 ноября 2006 года Государственной  Думой был принят новый Лесной  Кодекс, однако практика показывает, что проблем в урегулировании вопросов лесопользования остается немало. Летний пожары последних лет – одно из яркий тому подтверждений. Требования пожарной безопасности, установленные правовым актом, не привели к желаемому результату. Лесной Кодекс 2006 г. ввел также новый механизм выдачи разрешений на вырубку леса и иное его использование. На сегодняшний день предусмотрено взимание платы за пользование лесным фондом. Часть доходов от таких платежей расходуется на мероприятия по воспроизводству, охране и защите лесов, но на сегодняшний день эти работы не могут пока возместить тот ущерб, который годами причинялся лесам и продолжает причиняться ежедневно.

Таким образом, можно  говорить об особой остроте и актуальности вопросов лесопользования. Изучение законодательной базы и результатов практической деятельности соответствующих компетентных органов (в частности, Федерального агентства лесного хозяйства) представляет собой научную и практическую значимость.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе лесопользования в Российской Федерации в современных условиях, его содержание и правовая регламентация.

Предметом исследования является процесс государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования.

Целью исследования является анализ лесного законодательства и результатов деятельности государственных органов по исполнению соответствующих правовых актов, выявление существующих недостатков и выработка рекомендаций по повышению результативности этой деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

    • определение содержания основных понятий лесного права;
    • осуществление классификации видов лесопользования;
    • раскрытие механизма государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования;
    • выявление недостатков данной деятельности и
    • выработка рекомендацию по ее усовершенствованию.

Теоретическая основа исследования. Научный и теоретический фундамент рассматриваемой проблемы в отечественной литературе был заложен в трудах О. Л. Дубовик, Б. В. Ерофеева, В. И. Решетникова и др.

Основой источниковедческой базы послужил Лесной кодекс от 4 декабря 2006 года.

Методологическую  основу исследования составляют диалектический и дескриптивный методы, общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, а также формально-юридический и функционально-структурный методы научного познания.

Структура и  объем контрольной работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

§ 1. Основные понятия лесного права

Для раскрытия данной темы, прежде всего, необходимо ввести понятие лесного фонда.

В соответствии с п.1 ст. 101 Лесного Кодекса РФ1 (далее – ЛК РФ), принятого Государственной Думой 8 ноября 2006 г., лесной фонд составляют «лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)».

Лесной фонд относится  к федеральной государственной собственности. Часть лесного фонда может быть передана в собственность субъекта Федерации на основании федерального закона. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществляются в интересах как народов, проживающих на соответствующих территориях, так и всех граждан России.

Сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках  лесного фонда содержатся в государственном лесном кадастре.

Нормативное закрепление понятия «лес» на сегодня отсутствиует. Ст. 5 ЛК РФ лишь устанавливает, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Среди доктринальных определений понятия «лес» можно выделить следующие.

Профессор Ерофеев  Б. В. определяет лес как «совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии»2.

Решетников  В. И. характеризует лес как «охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающую на землях лесного и природно-заповедного фондов, оказывающую средозащитное, климаторегулирующее, оздоровительное влияние на окружающую среду»3.

Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в него, составляет в России около 1178,6 млн. га. Это приблизительно 70% от всей территории страны. В этом плане Россия занимает особое, уникальное положение. При площади около 1690 млн. га. на её территории находятся пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов4.

Значение леса для человечества трудно переоценить. Он выполняет

  • климаторегулирующие,
  • средозащитные,
  • почвозащитные,
  • водоохранные,
  • санитарно – оздоровительные функции.

Лес играет немаловажную роль при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель. Он необходим для поддержания гидрологического режима рек, предупреждения эрозии почв, борьбы с суховеями. Лес является средой обитания животных, выполняет исключительную функцию поглощения углекислоты из атмосферы и, как следствие, способствует установлению климатического баланса на планете. Кроме того, лес (в особенности хвойный) выделяет летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами (фитонциды), которые убивают болезнетворных микробов.

Экономическое значение леса проявляется в том, что он выступает источником древесины  и иной лесной продукции, необходимой  для удовлетворения потребностей народного  хозяйства и населения5.

Не считаются  лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупности деревьев, не находящиеся в замкнутом состоянии, а именно:

  • защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
  • защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, а также каналов;
  • лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях поселений (городов, поселков, сельских поселений);
  • деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках.

На данную растительность правовой режим, установленный для лесов, не распространяется.

Границы лесного  фонда не остаются неизменными. Его территория может как расширяться в результате отвода под лесопарки новых земель, так и сокращаться за счет изъятия земель из его состава для иных государственных или общественных надобностей.

Профессор Ерофеев Б. В. отмечает, что деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами самостоятельного регулирования только до тех пор, пока они произрастают на земле и  пока сохраняется биологическая связь между деревьями, с одной стороны, и землей – с другой6.

Осуществляемое десятилетиями  бесплатное лесопользование нанесло  непоправимый ущерб лесному хозяйству  страны. В связи с этим сегодня  предусмотрено взимание платы за пользование лесным фондом. Часть этих средств расходуется на мероприятия по воспроизводству, охране и защите лесов.

Платежи взимаются в  виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда на срок от 1 года до 5 лет (без права выкупа и субаренды).

В соответствии с ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного  фонда, подразделяются по целевому назначению на три группы: на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием их при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов:

  1. леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
  2. леса, расположенные в водоохранных зонах (территориях, примыкающих к акваториям поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов);
  3. леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;
  4. ценные леса (противоэрозионные леса, леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, леса, имеющие научное или историческое значение и др.).

 

 К эксплуатационным лесам относятся леса, подлежащие освоению в целях устойчивого, эффективного получения высококачественных лесных ресурсов с обеспечением сохранения полезных функций лесов:

И, наконец, к резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

§ 2. Понятие и виды лесопользования

Лесопользование, как и иные виды пользования природными ресурсами, осуществляется по разрешительной системе, на основании выдаваемой в установленном порядке лесной декларации, представляющей собой заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 529 «О лесной декларации»7 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок  не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.

Использование лесов может быть следующих видов:

    • заготовка древесины;
    • заготовка живицы;
    • заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
    • заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
    • ведение сельского хозяйства;
    • осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
    • осуществление рекреационной деятельности;
    • иные виды, определенные в соответствии со ст. 25 ЛК РФ.

Информация о работе Леса как объект эколого-правового режима лесопользования