Контрольная работа по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 09:27, контрольная работа

Описание работы

В ст. 11 Закона об охране окружающей среды закреплено, что "каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде". Это право обеспечивается комплексом взаимосвязанных между собой социально-экономических, правовых, организационных, идеологических и иных мер.

Содержание работы

1. Экономический механизм охраны окружающей среды…………………….3
2. Правовой режим экологически неблагополучных территорий………….6
3. Задача…………………………………………………………………………10
4.Список используемой литературы………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 31.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Юридический факультет

 

Кафедра государственного и муниципального права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Экологическое право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т гр.ЮП-13

                                                                    Максимова А.В.

                                                                                Проверил: Локоть Л.И.

 

Чита 2015

Содержание

1.  Экономический механизм охраны окружающей среды…………………….3

2. Правовой режим экологически неблагополучных территорий………….6

3.  Задача…………………………………………………………………………10

4.Список используемой  литературы………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей

среды и природопользования

    В ст. 11 Закона об охране окружающей среды закреплено, что "каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде". Это право обеспечивается комплексом взаимосвязанных между собой социально-экономических, правовых, организационных, идеологических и иных мер.

Среди таких мер особое место занимает система мер экономического характера, охватываемая понятием "экономический механизм охраны окружающей среды". Впервые данный термин был закреплен на законодательном уровне в разд. 3 Закона об охране окружающей среды в 1991 г., однако законодатель не дал определения данному понятию, раскрыв его сущность путем перечисления задач. В книге "Экология, охрана природы, экологическая безопасность" авторы понимают под экономическим механизмом охраны окружающей среды систему экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики.

В принятом в новой редакции Законе об охране окружающей среды законодатель отказался от употребления рассматриваемого термина, заменив его понятием "экономическое регулирование в области охраны окружающей среды", которому на законодательном уровне также не было дано определение. Вместе с тем сущность его раскрыта через закрепленную в гл. 4 названного Закона систему методов, к числу которых отнесены:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

-разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

-проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

-предоставление налоговых и иных льгот при внедрении существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

-поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

-возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирование по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Суть экономического механизма охраны окружающей среды состоит в том, что наряду с сугубо административно-правовыми методами и средствами воздействия па участников экологических правоотношений в механизм охраны окружающей среды включаются экономические средства и методы, призванные побуждать соответствующих субъектов надлежащим образом относиться к вопросам охраны природы, что, по замыслу законодателя, обусловливает им определенные экономические выгоды в процессе хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

     В соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России, неблагополучной с юридической точки зрения окружающая среда считается уже при превышении установленных нормативов ее качества. 
В литературе по экологическому праву употребляются различные понятия экологически неблагополучной территории. Приведем некоторые из них. 
Экологически неблагополучная территория - это участок земли или водного пространства, в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствуют установленным критериям, в связи с чем актами органов государственной власти Российской Федерации на данной территории установлен особый режим природопользования с целью проведения специальных мероприятий по восстановлению благоприятного качества  окружающей среды. 
Экологически неблагополучной территорией считается такой ее участок, состояние (зона), состояние которого (в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекших человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей) соответствует правовым критериям, выделяющим его в специальную зону с целью принятия необходимых мер по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды3. 
Ранее действовавший Закон РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», а также иные федеральные законы выделяли два вида экологически неблагополучных территорий: зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации. Ныне действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» выделяет зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций (ст. 57), причем защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Тем не менее, в настоящий момент есть все основания говорить о наличии правовой основы для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации. 
Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетического фонда растений и животных. 
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов. 
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. 
В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. 
Помимо этого, выделяют также зоны критической экологической ситуации и острокритической экологической ситуации. 
Характерными признаками зоны критической экологической ситуации являются: 
- хронически повышенный уровень загрязнения окружающей среды; 
- устойчивая антропогенная нагрузка на окружающую среду; 
- угроза дефицита пресной воды; 
- снижение плодородия почв; 
- оскудение растительного покрова и уменьшение многообразия видов животных; 
- оскудение рыбных запасов; 
- повышенный уровень заболеваемости людей. 
Для зон острокритической экологической ситуации характерно наряду с перечисленными признаками развитие устойчивых процессов разрушения экологических систем, многократно повышенная загрязненность окружающей среды, нарастание процессов истощения растительного и животного мира, потеря плодородия почв, рост смертности населения. 
Провести четкую грань, отделяющую одну из указанных выше зон от другой, крайне сложно, но перечисленные признаки могут быть полезны и использованы при анализе конкретной экологической обстановки той или иной территории. 
Законом «Об охране окружающей среды» установлено, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 57). Эти мероприятия осуществляются после издания Президентом РФ - Правительством РФ акта о признании того или иного региона зоной повышенного экологического риска. Эти меры можно разделить на три основные группы: 
- первая - прекращение, приостановление, ограничение экологически вредной деятельности; 
- вторая - проведение работ по улучшению состояния окружающей среды; 
- третья - компенсация вреда, причиненного здоровью граждан, путем выдачи экологического пособия, установления различных экологических льгот для населения. 
Следует отметить, что только некоторые территории Российской Федерации признаны установленным порядком зонами экологического риска. Прежде всего, это относится к районам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и признанным зонами экологического бедствия. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 утвержден перечень населенных пунктов (в пределах территории субъектов Федерации), находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: 
- зона отчуждения - Брянская область; 
- зона отселения - Брянская область; 
- зона проживания с правом на отселение - Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области; 
- зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская области и Республика Мордовия.

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Гражданин А. и другие граждане (всего двести человек)   обратились в суд с иском к АО ТЭЦ-2. Они требовали либо переселить их  из санитарно-защитной зоны ТЭЦ-2, загрязненной токсичными выбросами ТЭЦ, застроенной очистными сооружениями, лишенной зеленых насаждений и т. п.; либо прекратить экологически вредную деятельность ТЭЦ-2, причиняющую вред их здоровью и имуществу.

Ответчик объяснил сложившуюся ситуацию следующими обстоятельствами:

1) самовольной застройкой  санитарно-защитной зоны ТЭЦ-2 жилыми  домами, бытовыми предприятиями;

2) тяжелым финансовым положением ТЭЦ-2 и, как следствие, невозможностью переселить граждан с территории санитарно-защитной зоны, а также другими объективными причинами.

Решите дело. Сформулируйте понятие «санитарно-защитная зона». Какие нормы ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительного кодекса РФ регулируют подобные ситуации?

Ответ

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер СЗЗ определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V).

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В данной области, базой правового регулирования являются: ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 36 Градостроительного Кодекса, а также нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Таким образом, ответчик в данной ситуации прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно правовые акты

1.Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12.12.1993].

2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (в ред. 14.03.2009 N 32-ФЗ).

3. Об охране окружающей среды : [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.

Основная литература

1.Астахов, А.С. Экологическая безопасность и эффективность природопользования : учебник / А.С. Астахов, Е.Я. Диколенко, В.А. Харченко. – М.: МГГУ, 2003. – 323 с.

2.Боголюбов, С.А. Экологическое право [Текст]: учебник /С.А. Боголюбов.– М: Юристъ, 2004. – 430 с.

3.Коробкин, В.И. Экология [Текст]: учебник / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – 9-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 576 с.

4.Дубовик, О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник / Дубовик О.Л. – М.: Велби; Проспект, 2006. – 688 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"