Экологическая стратегия ОАО "Российские железные дороги"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", являясь
общенациональной корпорацией, вовлекающей в свою деятельность значительную часть
территории и населения страны, наряду с выполнением своей прямой функции ‐ основного
национального перевозчика грузов и пассажиров ‐ при осуществлении своей деятельности несет
ответственность также и за экологическую безопасность, здоровье человека и благополучие
окружающей среды.
Обеспечение права граждан России на благоприятную окружающую среду принято как одна
из стратегических целей в программном документе развития железнодорожной отрасли России ‐
"Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года".

Содержание работы

Введение
1. Характеристика хозяйствующего субъекта
1.1. Общая характеристика ОАО «РЖД»
1.2. Характеристика выпускаемой продукции и технологии производства
2. Экологический менеджмент в современной экономике
2.1. Стандарты и международные рекомендации в области систем экологического менеджмента
2.2. Ключевые понятия экологического менеджмента
2.3. Основы экологического управления и экологического менеджмента
3. Система управления окружающей средой в ОАО «РЖД»

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

и на 70% по максимальному варианту; 

‐ повысить водооборот до 75% (в настоящее время он составляет 53,3%). 

Существующие  проблемы:  физический  и  моральный  износ  действующих  очистных 

сооружений,  нехватка  мощностей  очистных  сооружений,  что  приводит  к  недостаточной  очистке 

сточных вод. 

Самая  острая  проблема  ‐  продолжающиеся  сбросы  сточных  вод  без  очистки  в 

поверхностные водные объекты и на рельеф местности. 

До  необходимых  нормативов  не  очищается  64%  от  объема  сброса  сточных  вод  в 

поверхностные водные объекты, 84% от объема сброса сточных вод на рельеф местности и 10% от 

объема сброса сточных вод в городские канализационные коллекторы. 

Не хватает мощностей очистных сооружений промышленно‐ливневых 

стоков. 

Общие  объемы  сброса  сточных  вод:  в  поверхностные  водные  объекты  ‐  24,9  млн.м(3),  в 

городские канализационные коллекторы ‐ 93,6 млн.м(3), на рельеф местности ‐ 4,5 млн.м(3).  

 

 

 

7. Рациональное использование и охрана земель, снижение 

негативного воздействия на почву   

 

Цель:  защита  прилегающих  к  объектам  железнодорожной  инфраструктуры  земель  от 

негативного воздействия стационарных объектов и передвижных транспортных средств. 

Существующие  проблемы:  загрязнение  нефтепродуктами  территорий  промывочно‐

пропарочных станций, нефтеналивных станций, тракционных путей депо; проникновение в почву 

экологически  вредных  антисептиков,  которыми  пропитаны  использующиеся  шпалы; 

бактериальное  загрязнение  путей  и  прилегающих  территорий  вследствие  использования  старых 

типов туалетов в пассажирских вагонах. 

Очень  серьезно  стоит  вопрос  "накоплений  прошлых  лет",  которые  оказывают  негативное 

влияние на окружающую среду. 

Пути решения: 

‐ очищение и озеленение полосы отвода; 

‐ закупка современных тепловозов, модернизация тепловозов, внедрение новых двигателей 

с улучшенными экологическими характеристиками, что обеспечит уменьшение загрязнения почв 

нефтепродуктами и тяжелыми металлами; 

‐ широкое внедрение экологически чистых туалетных комплексов в пассажирских поездах и 

на станциях; 

‐ закупка подвижного состава, исключающего проливы и просыпания опасных грузов; 

‐ использование экологически чистых материалов при строительстве и ремонте пути; 

‐ ликвидация экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности. 

В  качестве  первоочередных  мер  до  2015  г.  необходимо  проведение  следующих 

мероприятий: 

‐  ликвидация  загрязнений  хозяйственной  деятельности  прошлых  лет.  На  данный  момент 

общая  площадь  загрязненных  нефтепродуктами  территорий  составляет  6  млн.  м(2),  масса 

накопленного нефтешлама составляет 57 тыс.т. 

Оценка  объема  финансирования,  необходимого  для  полной  ликвидации  загрязнений 

территорий  нефтепродуктами  и  накопленного  нефтешлама,  составляет  порядка  0,24%  от 

ожидаемых инвестиций ОАО "РЖД" на период до 2015 года.   

 

8. Обращение с отходами производства и потребления   

Цели: 

к 2015 г.: 

‐  сократить  на  30%  накопленные  в  процессе  прошлой  хозяйственной  деятельности 

неутилизированные  отходы  (шпалы  отработанные  деревянные  и  железобетонные,  опоры 

контактной сети, отсев щебеночного балласта, нефтесодержащие отходы и т.д.)

‐  повысить  до  40%  уровень  использования  отходов  в  качестве  источника  вторичных 

материалов и энергоресурсов. 

к 2030 г.: 

‐  повысить  до  70%  уровень  использования  отходов  в  качестве  источника  вторичных 

материалов и энергоресурсов; 

‐  обеспечить  полное  обезвреживание  и  утилизацию  накопленных  в  процессе  прошлой 

хозяйственной деятельности отходов; 

‐ обеспечить полное обезвреживание и утилизацию текущего образования отходов. 

Существующие проблемы: деятельность ОАО "РЖД" приводит к образованию значительного 

объема  отходов;  кроме  того,  накоплен  существенный  объем  отходов  за  предыдущие  годы 

хозяйственной  деятельности.  Например,  объем  отработанных  шпал  (3  класс  опасности, 

требующий  специальных  технологий  по  утилизации)  составляет  около  50  млн.шт.  Все  это 

негативно  влияет  на  экологическую  обстановку  на  территориях  железных  дорог,  на  которых 

накапливаются  указанные  отходы,  вызывая  загрязнение  не  только  почвы,  но  и  атмосферного 

воздуха и водных объектов. 

Одной  из  наиболее  острых  проблем  в  работе  с  отходами  является  перегруженность 

региональных  полигонов  промышленных  отходов,  а  также  отсутствие  действующих  в 

промышленных масштабах технологий по эффективной утилизации отходов 3 класса опасности. 

Действующие  и  потенциальные  риски: в  связи  с  ужесточением  требований  экологического 

законодательства  и  повышением  ставок  экологических  платежей  за  сверхнормативное 

накопление отходов ОАО "РЖД" может понести значительные финансовые потери, превышающие 

уровень  необходимого  финансирования  экологических  мероприятий,  которые  позволят 

ликвидировать данный риск. 

При  существующем  уровне  экологических  платежей  и  штрафов  затраты  ОАО  "РЖД"  за 

сверхнормативное  размещение  отходов  могут  составить  до  3  млрд.руб.  в  год,  а  с  учетом 

планируемого повышения ставок сумма может возрасти многократно. 

Только  невыполнение  требований  лицензии  по  сбору,  транспортировке  и  использованию 

отходов повлечет увеличение затрат ОАО "РЖД" на 1,5 млрд.руб. в год. 

Пути решения: 

Разработка и внедрение экологически и экономически эффективных технологий обращения 

с отходами производства и потребления, специфичных для железнодорожного транспорта: 

‐ сортировка отходов для последующего использования их в качестве вторичных ресурсов; 

‐  разработка  и  внедрение  экологически  чистых  технологий  использования  отходов  в 

качестве топлива; 

‐ разработка и внедрение экологически чистых технологий утилизации отходов 3 и 4 классов 

опасности; 

‐  использование  технологий  регенерации  масел  и  смазок,  электролитов  аккумуляторных 

батарей, нефтесодержащих отходов с получением вторичных продуктов; 

‐  широкое  применение  безотходных  технологий  (например,  технологий  с  замкнутыми 

системами водоснабжения для обмывки внутренних поверхностей цистерн, мойки колесных пар и 

других деталей подвижного состава и т.д.). 

Результатом  реализации  данного  направления,  помимо  прямых  экологических  эффектов, 

должно  стать  получение  дополнительных  доходов  и  сокращение  затрат  на  природоохранную 

деятельность за счет: 

‐ реализации продуктов сортировки и переработки отходов; 

‐  предоставления  экологических  услуг  сторонним  организациям (например,  продвижение 

экологического  мероприятия  "Зеленый  Вагон",  при  реализации  которого  железнодорожный 

транспорт используется для масштабного вывоза мусора с территорий мегаполисов); ‐  замещения  покупного  тепла  и  электроэнергии  собственной  генерацией  на  установках 

утилизации отходов с получением тепла и электрической энергии; 

‐ реализации механизмов Киотского протокола. 

В  качестве  первоочередных  мер  до  2015  г.  планируется  проведение  следующих 

мероприятий: 

‐ формирование организационной структуры по эффективному управлению отходами; 

‐  разработка  комплексной  Программы  управления  деятельностью  по  обращению  с 

отходами; 

‐  разработка  и  внедрение  промышленных  технологий  утилизации  и  полезного 

использования нефтешламов; запуск к 2011 г. пилотного проекта мощностью не менее чем 10 тыс. 

т в год; 

‐ запуск пилотного проекта по утилизации шпал мощностью не менее чем 10 тыс. т в год; 

‐  сокращение  к  2015  г.  на  30%  накопленных  объемов  отходов  за  предыдущие  годы 

хозяйственной деятельности; 

‐ обеспечение к 2015 г. полной утилизации образующихся отходов. 

Оценка  объема  необходимых  финансовых  ресурсов  для  достижения  заявленных  целей  в 

области обращения с отходами производства и потребления до 2015 г. составляет порядка 0,13% 

от ожидаемых инвестиций ОАО "РЖД" на период до 2015 года.   

 

9. Совершенствование системы экологического менеджмента   

 

Экологическая  стратегия  представляет  собой  часть  общей  системы  стратегического 

управления ОАО "РЖД" и является важным корпоративным документом и ключевым элементом 

системы  экологического  управления,  определяющим  единые  для  всех  филиалов  приоритеты  и 

направления природоохранной деятельности. 

Для  реализации  экологической  Стратегии  должны  быть  выработаны  единые  стандарты 

Компании. Это позволит Компании осуществлять единую политику в сфере потребления ресурсов 

и  природоохранной  деятельности,  в  том  числе  централизованное  получение  лимитов  на 

размещение  отходов  и  осуществление  выбросов  и  сбросов  с  возможностью  оптимизации  и 

перераспределения  их между филиалами  Компании;  оптимизацию  природоохранных  платежей; 

централизацию  финансовых  ресурсов,  направляемых  на  решение  экологических  проблем, 

имеющих отраслевое значение. 

9.1 Система экологического менеджмента 

Задачи: 

‐  внедрение  единых  корпоративных  принципов  и  норм  экологического  управления  в 

Компании,  соответствующих  российскому  природоохранному  законодательству  и 

международному стандарту ГОСТ Р ИСО 14001. 

Пути решения: 

‐  проведение  в филиалах,  структурных  подразделениях ОАО "РЖД"  экологических  аудитов 

на соответствие требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 14001; 

‐  разработка  нормативной  документации  и  процедур,  предусмотренных  международным 

стандартом; 

‐  внедрение  разработанных  систем  экологического  менеджмента  и  подготовка  их  к 

сертификации; 

‐ сертификация внедренных систем экологического менеджмента; 

‐ расширение использования системы страхования экологических рисков. 

Система экологического менеджмента должна быть увязана с системой управления рисками 

и  обеспечивать  своевременное  предоставление  информации  для  выявления  и  анализа 

экологических  рисков,  оценки  возможного  ущерба,  принятия  решений  об  определении  уровня 

допустимости  риска  и  оптимизации  затрат  на  предотвращение  ущерба  или  минимизацию 

негативных  последствий  для  здоровья  человека,  состояния  окружающей  среды,  корпоративной 

репутации и др. С точки зрения риск‐менеджмента любой риск, связанный с прямой опасностью 

для  жизни  людей  или  опасностью  экологической  катастрофы,  считается  катастрофическим 

(недопустимым). На  первом  этапе  внедрения  системы  экологического  менеджмента  предусматривается 

реализация  пилотных  проектов  на  нескольких  предприятиях  ОАО  "РЖД",  представляющих 

основные  типы  предприятий  и  хозяйств  Компании.  По  результатам  выполненных  пилотных 

проектов  планируется  разработка  типовых  рекомендаций  и  переход к масштабному  внедрению 

системы экологического менеджмента в филиалах Компании. 

В  условиях  реформирования  ОАО "РЖД"  необходимо  обеспечить  внедрение  современных 

методов экологического управления в филиалах Компании, что позволит обеспечить техническую 

и экологическую устойчивость и безопасность железнодорожного транспорта и после завершения 

реформы.  Достижение  этого  показателя  может  быть  обеспечено  путем  формирования  единых 

принципов  и  норм  экологического  менеджмента  и  учета  их  во  всех  компонентах 

природоохранной деятельности всех предприятий железнодорожной отрасли. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение 

 

Экологическая стратегия ОАО "РЖД" разработана в соответствии со стратегией государства в 

области  экологической  безопасности  и  рационального  использования  природных  ресурсов  и 

задает основные цели и направления в области защиты окружающей среды для ОАО "РЖД", как 

Информация о работе Экологическая стратегия ОАО "Российские железные дороги"