Экологическая стратегия ОАО "Российские железные дороги"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", являясь
общенациональной корпорацией, вовлекающей в свою деятельность значительную часть
территории и населения страны, наряду с выполнением своей прямой функции ‐ основного
национального перевозчика грузов и пассажиров ‐ при осуществлении своей деятельности несет
ответственность также и за экологическую безопасность, здоровье человека и благополучие
окружающей среды.
Обеспечение права граждан России на благоприятную окружающую среду принято как одна
из стратегических целей в программном документе развития железнодорожной отрасли России ‐
"Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года".

Содержание работы

Введение
1. Характеристика хозяйствующего субъекта
1.1. Общая характеристика ОАО «РЖД»
1.2. Характеристика выпускаемой продукции и технологии производства
2. Экологический менеджмент в современной экономике
2.1. Стандарты и международные рекомендации в области систем экологического менеджмента
2.2. Ключевые понятия экологического менеджмента
2.3. Основы экологического управления и экологического менеджмента
3. Система управления окружающей средой в ОАО «РЖД»

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

‐  от  передвижных  источников  (тепловозов)  ‐  121  пунктом  экологического  контроля.  Все 

тепловозы  после  ремонта  двигателей  проходили  обязательное  тестирование  на  указанных 

пунктах  по  экологическим  показателям.  Этот  контроль  прошли  6488  секций  тепловозов.  На 

узловых  автобазах  контроль  за  выбросами  вредных  веществ  от  автомобилей  производился  на 

имеющихся пунктах экологического контроля. 

В целом в Компании в области природоохранной деятельности занято немногим более 500 

чел., включая персонал экологических лабораторий. 

Одним  из  весомых  результатов  природоохранной  деятельности  в  ОАО  "РЖД"  является 

снижение  удельных  показателей  негативного  воздействия  Компании  на  окружающую  среду.  В 

2007  г.  при  росте  грузооборота  на  7,0%  по  сравнению  с  2006  г.  в  пересчете  на  единицу 

перевозочной  работы  показатели  выброса  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух 

сократились  на  6,0%,  сброса  загрязненных  сточных  вод  в  поверхностные  водные  объекты  ‐  на 

14,0%, использования воды на производственные нужды ‐ на 7,0%. 

Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, наличие в структурных подразделениях ОАО 

"РЖД"  малоэффективного  природоохранного  оборудования  (а  на  ряде  объектов  и  его 

фактическое  отсутствие)  приводит  к  тому,  что  нормативы  предельно‐допустимых  выбросов  и 

сбросов не соблюдаются. Доля сверхнормативных платежей в 2007  г. по ОАО "РЖД" была равна 

17% от общего объема экологических платежей. 

3.5.  Программы  ресурсосбережения  и  технического  перевооружения  Компании, 

обеспечивающие охрану окружающей среды 

Техническое  перевооружение  ОАО  "РЖД",  проводимое  по  замене  подвижного  состава, 

реконструкции  инфраструктуры,  обеспечивает  снижение  техногенного  воздействия  на 

окружающую среду. 

При  капитальном  ремонте  тепловозов  осуществляется  замена  устаревших  двигателей  на 

современные,  более  экологичные  двигатели  отечественного  производства,  которые  повышают 

топливную  экономичность  отремонтированных  тепловозов  на  15%,  улучшают  экологические 

показатели на 30%. В 2007 г. произведена замена старых дизелей на новые в количестве 257 ед. 

В полосе отвода железных дорог ежегодно создаются новые защитные лесонасаждения. В 

2007 г. создано 38 га таких лесонасаждений. 

При  капитальном  ремонте  пути  заменяются  деревянные  шпалы,  пропитанные 

антисептиками,  на  экологически  чистые железобетонные шпалы.  В 2007  г.  заменено 5,3  тыс.  км 

пути  с  деревянными  шпалами  на  путь  с  железобетонными  шпалами.  Шпалопропиточными 

заводами  в  2007  г.  пропитано  антисептиками  более  5  млн.  шт.  деревянных  шпал.  Больше 

половины объема шпал пропитано более экологичными антисептиками 4 класса опасности. 

С 2001  г.  ведутся  работы  по  оснащению  пассажирского  подвижного  состава  экологически 

чистыми  туалетами  закрытого  типа  с  баками‐сборниками  (ЭЧТ),  которые  исключают 

бактериальное  загрязнение  железнодорожного  полотна  и  прилегающих  территорий.  В  2007  г. 

было введено в эксплуатацию 865 вагонов с ЭЧТ. Всего по состоянию на 01.01.2008 г. на железных 

дорогах эксплуатируется более 4 тыс. вагонов с ЭЧТ. 

В  Компании  ежегодно  реализуется  программа  ресурсосбережения.  В  2007  г.  на  эту 

программу израсходовано 3,7 млрд. руб., на 2008 г. предусмотрено почти 5 млрд. руб. С 2008 г. в рамках этой программы выполняются следующие проекты: 

‐ электрификация участка Сызрань ‐ Сенная Куйбышевской и Приволжской железных дорог. 

Стоимость проекта ‐ 11,5 млрд. руб. Срок реализации ‐ 2008 г.; 

‐ реконструкция и строительство объектов технологического и коммунального назначения, в 

том  числе  обновление  объектов  стационарной  теплоэнергетики,  водоснабжения  и 

водоотведения. Стоимость проекта ‐ 4,3 млрд. руб. Срок реализации ‐ 2008‐2010 гг. 

Эти  проекты  имеют  прямое  влияние  на  снижение  негативного  воздействия ОАО "РЖД"  на 

окружающую среду. 

Внедряемые  по  Программе  ресурсосбережения  технические  средства  и  технологии 

позволяют  снизить  расход  топлива  в  тяговой  и  стационарной  энергетике.  В  частности,  в  тяговой 

энергетике  при  использовании  на  тепловозах  систем  подогрева  дизеля  на 10‐16%  сокращается 

расход топлива при простое в "горячем" состоянии. Внедрение по программе ресурсосбережения 

модульных  котельных,  работающих  на  газе,  взамен  котельных,  работавших  на  угле  и  мазуте, 

существенно сокращает количество вредных выбросов в атмосферу. 

В  результате  применения  технических  средств  и  технологий,  внедренных  по  Программе 

ресурсосбережения,  планируется  сэкономить  за 2008  г.  более 5 000  т дизельного  топлива, 650  т 

угля, что позволит сократить выброс в атмосферу оксида углерода, оксида азота, диоксида серы и 

других  вредных  веществ  более  чем  на  100  т.  В 2009  г.  планируется  сэкономить  более  9 000  т 

дизельного топлива, что соответственно уменьшит выброс в атмосферу вредных веществ на 180 т. 

Кроме  того,  ОАО  "РЖД"  активно  ведет  работы  по  внедрению  новых  экономичных, 

экологически  чистых  отопительных  систем:  газовых  инфракрасных  излучателей,  систем 

инфракрасного  электрического  обогрева,  тепловых  насосов  и  др.  экологически  чистых 

технических средств для обогрева помещений. 

Одной  из  причин  негативного  воздействия  филиалов  Компании  на  окружающую  среду 

является  наличие  устаревшего  парка  подвижного  состава,  который  загрязняет  атмосферный 

воздух, землю и требует более частого текущего и капитального ремонта. В результате заводы по 

ремонту  подвижного  состава,  локомотивные  и  вагонные  депо  также  увеличивают  нагрузку  на 

окружающую среду. 

Компанией  уделяется  большое  внимание  обновлению  парка  подвижного  состава  и, 

соответственно,  повышению  его  экологичности.  Количество  приобретаемого  ОАО  "РЖД" 

подвижного состава ежегодно увеличивается. Так, в 2007 г. закуплено 313 локомотивов, 15,4 тыс. 

грузовых вагонов, 912 пассажирских вагонов, 760 ед. моторвагонного подвижного состава.  

 

5. Охрана атмосферного воздуха   

 

Цели: 

‐ к 2015 г. снизить на 30% уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 

всех типов источников загрязнения; 

‐  обеспечить  к  2030  г.  на  всех  стационарных  и  подвижных  объектах  железнодорожного 

транспорта  соответствие  уровня  выбросов  загрязняющих  веществ  установленным  предельно‐

допустимым нормативам; 

‐ к 2030  г. снизить уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от всех 

типов  источников  загрязнения  на 50%  по  минимальному  варианту  и  на 70%  по  максимальному 

варианту. 

Основные  выбросы  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  на  железнодорожном  транспорте 

происходят  вследствие  сжигания  органического  топлива  котельными,  тепловозами, 

автотранспортными  средствами,  самоходной  дорожно‐строительной  техникой,  специальным 

подвижным составом. Существующие проблемы: наличие большого числа объектов, не отвечающих современным 

экологическим  нормативам;  недостаточный  уровень  финансирования,  который  не  позволяет 

проводить  полноценное  перевооружение  и  модернизацию  объектов  с  использованием 

современного  экономичного  и  экологичного  оборудования;  невозможность  использования  на 

значительной части объектов (особенно в сибирских и восточных регионах) экологически чистых 

видов топлива; необходимость значительных инвестиций в экологические мероприятия на многих 

объектах. 

Введение  новой  редакции  санитарно‐эпидемиологических  правил  и  нормативов 

"Санитарно‐защитные  зоны  и  санитарная  классификация  предприятий,  сооружений  и  иных 

объектов"  ставит  перед  ОАО  "РЖД"  задачу  обеспечения  соответствия  шума  и  вибрации  от 

подвижного состава новым нормативам. 

Действующие  и  потенциальные  риски:  повышение  экологических  платежей  и  штрафов  за 

превышение  предельно  допустимых  норм  выбросов,  особенно  в  связи  с  ужесточением 

требований  экологического  законодательства;  ухудшение  имиджа  железнодорожного 

транспорта;  снижение  инвестиционной  привлекательности  железнодорожной  отрасли; 

повышение социальной напряженности в связи с неблагоприятными условиями жизни и труда на 

территориях, прилегающих к экологически "грязным" объектам ОАО "РЖД". 

Пути решения: 

Для стационарных источников: 

‐ внедрение современных экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; 

‐ широкое использование экологически чистых видов топлива; 

‐  применение  модульных  котельных  контейнерного  типа  с  автоматизированными 

процессами  горения  в  зависимости  от  температуры  наружного  воздуха,  что  дает  значительную 

экономию топлива и сокращение вредных выбросов в атмосферу; 

‐ внедрение современных котельных агрегатов, использующих вторичные энергоресурсы; 

‐ повышение эффективности сжигания топлива за счет внедрения технологии сжигания угля 

в "псевдокипящем слое", применение экономичных акустических горелок для сжигания жидкого 

топлива, использование водо‐мазутной эмульсии для сжигания жидкого топлива; 

‐ разработка и применение альтернативных источников тепло‐ и электроснабжения; 

‐ использование возобновляемых источников энергии. 

Для передвижных транспортных средств: 

‐ расширение использования электротяги; 

‐  разработка  и внедрение  новых  экономически  и  экологически  эффективных  двигательных 

установок; 

‐  разработка  тепловозов,  использующих  альтернативные  углеводородному  источники 

топлива (газотурбовозы); 

‐  разработка  и  внедрение  новых  технологий  по  очистке  продуктов  горения  от  вредных 

веществ (катализаторы, фильтры, нейтрализаторы); 

‐  применение  новых  технологий  покраски  вагонов,  обеспечивающих  снижение  расхода 

лакокрасочных материалов и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; 

‐  использование  подвижного  состава,  не  имеющего  испарений  или  утечек  при  перевозке 

опасных грузов, пылеобразования при перевозке сыпучих грузов, проливов на железнодорожное 

полотно нефтепродуктов; 

‐ завершение перехода с печного отопления пассажирских вагонов на электроотопление; 

‐  определение  и  использование  наиболее  эффективных  технологий  защиты  от  шума 

(использование рельефа местности, шумозащитные экраны и т.д.). 

В  качестве  первоочередных  мер  до  2015  г.  необходимо  проведение  следующих 

мероприятий: 

‐ ускорение программы перевооружения тепловозов новыми двигательными установками и 

закупка новых современных типов тепловозов со сниженным на 30% выбросом вредных веществ; 

‐ замена изношенного пылегазоулавливающего оборудования на стационарных источниках 

вредных выбросов, в первую очередь, в котельных. 

Основная  сложность  в  сокращении  вредных  выбросов  от  стационарных  источников 

загрязнения  ‐ снижение выбросов газообразных вредных веществ. Мероприятия по сокращению газообразных  вредных  выбросов  являются  чрезвычайно  дорогостоящими,  тогда  как  основной 

объем вредных выбросов приходится именно на газообразные вещества.   

 

6. Рациональное использование и охрана водных ресурсов   

 

Цели: 

к 2015 г.: 

‐  ликвидировать  сброс  сточных  вод  без  очистки  в  поверхностные  водные  объекты  и  на 

рельеф местности; 

‐  снизить  на  35%  сброс  недостаточно  очищенных  сточных  вод  в  поверхностные  водные 

объекты, муниципальные системы канализации и на рельеф местности. 

к 2030 г.: 

‐  не  допускать  сброса  сточных  вод  без  очистки  в  поверхностные  водные  объекты  и  на 

рельеф местности; 

‐  снизить  сброс  недостаточно  очищенных  сточных  вод  в  поверхностные  водные  объекты, 

муниципальные системы канализации и на рельеф местности на 65% по минимальному варианту 

Информация о работе Экологическая стратегия ОАО "Российские железные дороги"