Экологическая экспертиза как один из видов нормирования природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельнее на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В проведении экологической экспертизы участвует широкий круг субъектов. Основной государственный орган, на который возлагается обязанность проведения экспертизы - Главное управление государственной экологической экспертизы и радиационной экологии Министерства экологии и природных ресурсов и его органы на местах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..31. Понятие, основные цели и задачи экологической экспертизы.………....….4
2. Нормативные правовые акты в области экологической экспертизы и нормирования в Казахстане……………………………………………………………………………..16
3. Правовая основа проведения государственной экологической экспертизы в Казахстане………………………………………………………………………………………………………17
3.1 Объекты государственной экологической экспертизы…………………...17
3.2 Схема процесса проведения государственной экологической экспертизы………………………………………………………………………..19
3.3 Гласность государственной экологической экспертизы и доступ
населения к принятию решений………………………………………………..21
3.4 Порядок рассмотрения разногласий при осуществлении государственной экологической экспертизы………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

ekologicheskaya_ekspertiza_kak_odin_iz_vidov_normirovaniya_p.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

В чем отличие государственной экологической экспертизы от общественной экологической экспертизы?

По субъектам:

• Государственная экологическая экспертиза проводится центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделениями на местах. Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется:

а) штатными сотрудниками экспертных служб центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах;

б) экспертными комиссиями, создаваемыми центральными исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделениями на местах с привлечением внештатных экспертов;

в) межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.

• Общественная экологическая экспертиза осуществляется на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций. Органы управления общественных объединений в области экологической экспертизы осуществляют проведение экологической экспертизы согласно уставам и положениям о них в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. По характеру обязательности:

• Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается. Выводы и предложения заключения государственной экологической экспертизы после его принятия центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

·  Общественная экологическая экспертиза может проводиться по усмотрению лица, которое будет осуществлять ту или иную хозяйственную деятельность. Заключение общественной экспертизы носит информационный и рекомендательный характер.

По процедуре проведения:

• Процедура государственной экологической экспертизы включает (ст. 24):

1) регистрацию заявления о проведении государственной экологической экспертизы ;

2)предварительную экспертизу (предэкспертизу), заключающуюся в проверке наличия  и полноты переданных на экспертизу  необходимых материалов, реквизиты, включая оценку воздействия на  окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, и установлении их соответствия действующему законодательству Республики Казахстан и нормативным требованиям;

3)основную стадию экспертизы, предусматривающую  необходимый уровень экспертизы, аналитическую обработку материалов, проведение сравнительного анализа и частных оценок степени экологической опасности планируемой либо осуществляемой деятельности, достаточности и достоверности обоснованной реализации объектов экспертизы;

4)заключительную стадию экспертизы, включающую обобщение отдельных экспертных оценок и результатов экологической экспертизы, подготовку экспертного заключения с выводами о согласовании материалов или их отклонении.

• Процедура общественной экологической экспертизы включает:

1)государственную регистрацию проведения общественной экологической экспертизы;

2)заявление о ее начале в  средствах массовой информации (в  заявлении сообщается инициатор  проведения общественной экологической  экспертизы, сведения о местонахождении  общественного экспертного формирования и объектах экологической экспертизы);

3) подготовку заключения общественной  экологической экспертизы;

сообщение о результатах экологической экспертизы средствам массовой информации.

 

По срокам проведения:

• Для государственной экологической экспертизы установлен срок проведения до трех месяцев с возможным продлением в зависимости от объема и сложности рассматриваемой документации, но не более шести месяцев. Продление срока проведения государственной экологической экспертизы свыше шести месяцев осуществляется только по просьбе заказчика документации и при наличии его гарантий на дополнительную оплату экспертных работ.

• Для проведения общественной экологической экспертизы срок не устанавливается, следовательно, он может быть определен по усмотрению заказчика и экспертной комиссии, которая проводит экологическую экспертизу.

·  По источнику финансирования:

• Государственная экологическая экспертиза финансируется за счет

средств республиканского и местного бюджетов, платежей за проведения экспертных работ, а также предусмотренных на эти цели средств фондов охраны природы. • Общественная экологическая экспертиза финансируется за счет собственных средств общественных экономических объединений и фондов или на общественных началах.

Результаты экспертной комиссии оформляются в виде заключения. Заключение государственной экологической экспертизы - документ, в котором, содержаться выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объектов экологической экспертизы. Выводы и предложения заключения государственной экологической экспертизы после его принятия центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить их доработку в соответствии с предложениями экспертного заключения и в установленный им срок представить все материалы на повторную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой деятельности. Кроме того, в случае если заключение государственной экологической экспертизы является отрицательным, то не может производиться финансирование и реализация проектов финансовыми учреждениями любой формы собственности. В случае если заключение государственной экологической экспертизы является положительным, то оно действительно:

1) для проектной документации - в течении двух лет со дня его выдачи до начала строительства;

2) для документации действующих  и строящихся предприятий - до  пяти лет.

Экологическая экспертиза может быть признана не действительной если:

• нарушена процедура проведения экологической экспертизы;

• не выполнены или искажены экологические нормы и правила, требования экологической безопасности, охраны окружающей среды, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов;

• нарушены права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, другие экологические права и интересы населения, права участников эколого-экспертного процесса;

• установлены иные случаи, нарушающие права сторон, участвующих в экологической экспертизе. Как разрешаются споры в области экологической экспертизы? Разногласия, возникающие между органами государственной экологической экспертизы и заказчиками разрешаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере окружающей среды следующим образом:

1. Оформляется протокол разногласий.

2. Протокол разногласий направляется  в центральный исполнительный  орган Республики Казахстан в  сфере охраны окружающей среды  с приложением необходимых материалов.

3.Разногласия разрешаются с  участием органа государственной экологической экспертизы, выдавшего заключение, а также заказчика в течение одного месяца со дня поступления протокола разногласий и других необходимых материалов. Этот срок может быть продлен по решению центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды, но не более чем до трех месяцев.

4.Решение по разногласиям может  быть обжаловано в суде.

Имущественные споры в области "экологической экспертизы разрешаются в судебном порядке.

Следует отметить, что Законом “Об экологической экспертизе” установлена ответственность за нарушение экологического законодательства (ст.39). В этом перечне указано:

1) нарушение установленного обязательственного  порядка проведения государственной  экологической экспертизы;

2) фальсификация' результатов проведенной  экологической экспертизы;

3)нарушение порядка опубликования  выводов заключений экологической  экспертизы, в том числе до  принятия окончательного заключения;

4)выдача лицензий в сфере  охраны окружающей среды либо осуществление строительства объектов и иной деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

5)нарушение порядка создания  и организации деятельности экспертных  комиссий;

6)осуществление экологической  экспертизы организациями, общественными объединениями и иными формированиями, не имеющими лицензий;

7)нарушение требований экологической  безопасности, охраны окружающей  среды, эффективного использования  и воспроизводства природных  ресурсов при проведении экологической  экспертизы;

8)создание препятствий в организации  и проведении экологической экспертизы  общественными объединениями;

9)уклонение от представления  экспертными органами и формированиями  необходимых материалов, сведений  и данных;

10)принуждение эксперта к проведению необоснованной экологической экспертизы либо подготовке заведомо искаженных и необъективных заключений;

11) невыполнение предусмотренных  законом экспертных функций или  обязательств, возложенных договором  на оказание эколого-экспертных  услуг;

12)необоснованный отказ в регистрации проведения государственной и общественной экологической экспертизы;

13)иные нарушения, установленные  законодательством Республики Казахстан.

С другой стороны, в Уголовном Кодексе и в Кодексе об административных правонарушениях данные составы правонарушений не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативные правовые акты в области экологической экспертизы и нормирования

Экологическая экспертиза и нормирование

Инструкция по соблюдению норм экологической безопасности при проектировании и проведении нефтяных операции в акватории и прибрежных зонах морей и внутренних водоемах Республике Казахстан  

Совместный приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК  №182-11 
  от 09.07.99г. и Министра энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан. 
Включена в Перечень действующих НПА в области ОО, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г. 

Форма заключения государственной экологической экспертизы 

ПМООС РК от 17.04.2007г. № 114-п. 

Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации

ПМООС РК от 28 июня 2007 года  
№204-п.

О внесении изменения в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации»

ПМООС РК от 20 марта 2008 года №62-п. 

Правила проведения государственной экологической экспертизы 

ПМООС РК от 28 июня 2007 года   №207-п. 

О внесении изменений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года N 207-п «Об утверждении Правил проведения государственной экологической экспертизы

ПМООС РК от 9 октября 2007 года 
№296-п.  

Правила проведения общественных слушаний

ПМООС РК № 135-п от 07.05.2007г. 

Нормативы предельно-допустимых концентраций химических веществ в почве (при зонировании и использовании земель сельскохозяйственного назначения)

Приказ и.о. ПМООС РК от 21 мая 2007 года № 157-п. 

Формы заключения об обязательном экологическом аудите 

ПМООС РК от 13 февраля 2007 года №43

Правила доступа к экологической информации, относящейся к процедуре оценки воздействия на окружающую среду.

ПМООС РК от 25 июля 2007 года №238-п. 


 

    

 

 

3.  Правовая основа проведения экологической экспертизы в Казахстане

3.1 Объекты государственной экологической экспертизы

Согласно статье 47 экологического кодекса.

1. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат:  
      1) проекты планируемой хозяйственной и иной деятельности с сопровождающими их материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями, определенными статьей 37 настоящего Кодекса;  
      2) все виды предплановой и предпроектной документации, касающиеся вопросов природопользования, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности государственных органов и организаций, государственные инвестиционные программы, договоры, контракты, в том числе касающиеся изменения форм собственности и приватизации;     

3) проекты реконструкции с материалами  оценки воздействия на окружающую  среду для существующих объектов;     

 4) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду;  
      5) проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;  

6) технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты на размещение, строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, перепрофилирование, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов, зданий и сооружений, биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;

 7) проекты схем организации территорий;

8) проекты генеральных планов  застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных  экономических зон и территорий  с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;  
      9) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;

10) проекты хозяйственной и иной  деятельности, которая может оказывать  воздействие на окружающую среду  сопредельных государств или  для осуществления которой необходимо  использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные международными договорами;  
      11) документация по применению технологий, техники и оборудования, в том числе перемещаемых (ввозимых) в Республику Казахстан;  
      12) документация, обосновывающая выдачу разрешений (лицензий) на использование и (или) изъятие природных ресурсов.     

Информация о работе Экологическая экспертиза как один из видов нормирования природопользования