Государственный экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие и особенности правового регулирования государственного экологического мониторинга на современном этапе;
2. дать понятие и определить необходимые элементы механизма правового регулирования государственного экологического мониторинга для определения того, какие из них отсутствуют или неэффективны;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные черты правового регулирования государственного экологического мониторинга в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение экологического мониторинга на современном этапе развития России 5
1.2 Основы правового регулирования и задачи экологического мониторинга на современном этапе развития России 12
2. Механизм правового регулирования экологического мониторинга в России 29
2.1 Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне 29
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления 39
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Президентом РФ 21 ноября 2011 г. подписан Федеральный  закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга.

 Это первый  принятый закон из пакета законопроектов, разработанных Минприроды России  в целях совершенствования государственного  управления в области охраны  окружающей среды в соответствии с поручениями Президента РФ, данными по итогам заседаний Президиума Государственного совета в мае 2010 г. и июне 2011 г.

 Законом  решаются накопленные проблемы  обеспечения органов государственной  власти, хозяйствующих субъектов,  общественности и населения исчерпывающей информацией, необходимой для принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды, а также оценки их эффективности, в данном случае – информацией государственного экологического мониторинга. Это такие проблемы, как отсутствие координации деятельности, неопределённость задач и полномочий органов, а также несовместимость, недоступность и разобщённость получаемых данных.

Реализация  Федерального закона позволит создать  информационную основу управления качеством  окружающей среды, при котором фоновые показатели среды будут увязываться с изменениями состояния компонентов среды (воды, воздуха, растительного и животного мира, экосистем), а также с конкретными источниками и видами негативного воздействия, с загрязняющими веществами.

Так же названы  такие уровни мониторинга: глобальный (вся планета, проводится международными экологическими организациями), национальный (в рамках одного государства с целью получения информации и обеспечения национальной экологической безопасности), региональный (для России - в пределах субъекта Федерации) и локальный (в рамках одного города или промышленного объекта).

Мониторинг  проводится специальной наблюдательной сетью, в которую входят: Министерство природных ресурсов и его агентства, Минздрав и его агентства, Минсельхоз и его агентства, Министерство промышленности и энергетики и его агентства и др. На основании данных мониторинга создается система кадастров природных ресурсов.

В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, целесообразность многоступенчатости государственного экологического мониторинга не подлежит сомнению. Так, в настоящее время в Российской Федерации общее количество объектов, подлежащих государственному экологическому мониторингу, составляет около 800 тысяч, из которых только 80 тысяч (10 %) должны быть объектами федерального государственного экологического контроля и мониторинга. Однако в связи с незавершенностью процедуры разграничения в отношении практически всех подконтрольных субъектов государственный экологический мониторинг осуществляется федеральными органами власти. В результате чего, общее количество проверок соблюдений экологических требований проводится лишь в отношении небольшого числа объектов, из тех которые должны быть проверены (примерно около 3 % от их общего числа).

В нашей стране система государственного экологического мониторинга строится на наблюдениях, а порядок организации и осуществления  государственного мониторинга устанавливается  Правительством Российской Федерации. Порядки предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.

В рамках основных направлений деятельности Федеральной  службы по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды главной задачей  до 2013 года является кардинальное техническое переоснащение наблюдательных сетей и информационных технологий.

Как было отмечено на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 30 января 2008 г., главная задача нынешнего этапа развития России - «создать действенную систему экологической  безопасности в стране». Для ее решения необходимо: совершенствовать контроль и надзор в природоохранной сфере, четко разграничить полномочия экологической экспертизы и экологического контроля, исключить дублирование, упорядочить функции федеральных структур, а также завершить процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами в сфере экологии, изменить правовую базу природоохранной деятельности, которая далека от идеала и не стимулирует переход на экологически чистые технологии.

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Содержание

Вредное воздействие  на человека

воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих  поколений

Гигиенический норматив

установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека

Государственный экологический контроль

проверка уполномоченным государственным органом исполнительной власти текущей деятельности организаций и физических лиц на предмет соблюдения и выполнения ими требований, установленных законодательством в целях охраны окружающей среды, составляющих ее компонентов (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и др.) от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия

Государственный экологический мониторинг

комплексная система  наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ

Живая природа

животный и  растительный мир, микроорганизмы и  бактерии, а так же человек

Локальный экологический мониторинг

система непрерывных  наблюдений за воздействием конкретного  объекта хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды

Мониторинг  окружающей среды (экологический мониторинг)

представляет  собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния  окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов

Неживая природа

косные фрагменты  геосферы (атмосфера, литосфера, гидросфера), а также техносфера – искусственно созданная человеком сфера: дома, заводы, сооружения и т. д.

Окружающая  среда

 живая и  неживая природа, окружающая человека  и обеспечивающая ему нормальные условия функционирования

Предмет мониторинга окружающей среды

экологическое обоснование перспектив и усовершенствование системы мониторинга окружающей среды, а также оценка фактического и прогнозированного ее состояния

Природно-антропогенный объект

природный объект, измененный в результате хозяйственной  и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий  рекреационное и защитное значение

Природный объект

естественная  экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное  воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности

Санитарно-эпидемиологическое заключение

документ, выдаваемый в установленных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными  на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств

Социально-гигиенический  мониторинг

государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды (Росгидромет)

федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы

Экологическая экспертиза

установление  соответствия намечаемой хозяйственной  деятельности экологическим требованиям  и определение допустимости реализации объекта

Экологическое лицензирование

выдача разрешений (лицензий или других разрешительных документов) на природопользование или на осуществление других хозяйственных работ специально уполномоченными на то государственными органами


Список  использованных источников

Нормативно-правовые акты

    1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. - ISBN 5-94462-025-0.
    2. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.04.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 23.04.2012.
    3. Федеральный закон от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 07.12.2011г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    4. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (ред. от 21.11.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    5. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 21.11.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    6. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 07.12.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изм. от 06.12.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. от 12.12.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    9. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ред. от 15.06.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.

 

Научная литература

    1. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Текст], 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Волтерс-Клувер, 2009. – 204 с. - ISBN 978-5-9916-10487 – 7.
    2. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Экологическое право России [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 512 с. - ISBN 978-5-9916-1089-6.
    3. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.
    4. Боголюбов С. А. Экологическое (природоресурсное) право [Текст]. – М.: Контракт, 2010. – 528 с. - ISBN 978-5-466-00468-7.
    5. Бринчук, М. М. Экологическое право. -  Воронеж , 2011. - 623 с. - ISBN 978-5-9770-0582-1.
    6. Васильева М.И. Закон субъекта Российской Федерации «Об охране окружающей среды»: опыт правового моделирования [Текст] // Законодательство и экономика. – М.: Юрайт, 2009. – ISSN 564-456, 2011, №11.
    7. Винокуров А. Экологическое право. – М.: Экзаммен, 2011. – 544 с. - ISBN 5-472-00790-9.
    8. Горшков М.В. Экологический мониторинг [Текст]. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. – ISBN 978-5-394-12732-4.
    9. Дмитренко А. В. Экологическое право [Текст]. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 256 с. - ISBN 978-5-394-01782-7.
    10. Дубовик О. Л. Экологическое право. – М.: Просвет, 2011. – 725 с. - ISBN 978-5-392-01336-4.
    11. Духно Н.А. Экологическое право России [Текст]. – М.: Эксмо, 2010. – 446 с. - ISBN 5-472-01563-4.
    12. Ерофеев Б. В. Экологическое право России [Текст]. – М.: Эксмо, 2011. – 528 с. - ISBN 978-5-699-42509-9.
    13. Исмаилова Э. Ю., Трунцевский Ю. В. Экологическое право России. – М.: Юринформ, 2009. – 432 с. - ISBN 978-5-91329-007-6.
    14. Казанцев С.Я. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды [Текст]. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 465 с. - ISBN 978-6-1245-64167-4.
    15. Коробкин, В. И. Экология : учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 603 с. - ISBN 978-5-222-14563-0
    16. Крассов О. И. Экологическое право. – М.: Норма. 2009. – 672 с. - ISBN 978-5-468-00256-8.
    17. Кричевский, С. В. Основы экологической политики [Текст] : учебное пособие . – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 42с. - ISBN 978-4-15792-358-2.
    18. Кузнецова Н. В. Экологическое право. – М.: Юриспруденция, 2010. – 184 с. - ISBN 5-8401-0028-5.
    19. Марьин Е. В. Экологическое право России. – М.: Юстицинформ, 2010. – 488 с. - ISBN 978-5-7205-0890-6.
    20. Мотузова Г. В., О. С. Безуглова. Экологический мониторинг почв [Текст]. – М.: Академический Проект, 2010. – 240 с. - ISBN 978-5-8291-0913-4.
    21. Николаева Е. Ю. Экологическое право. – М.: Юриспруденция, 2010. – 80 с. - ISBN 978-5-369-00552-1.
    22. Радько Т.Н. Основы экологического права. – М.: Проспект, 2012. – 176 с. - ISBN 978-5-4648-00547876-3.

 

Материалы судебной практики

    1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05. 2011 г. № 17254/10 «О признании незаконным решения о привлечении общества к административной ответственности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    2. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2010 по делу № А56-14709/2010 «Деятельность специализированных организаций и не имеет никакого отношения к образованию у компаний отходов,  поэтому требования о внесении платы за размещение отходов, являются необоснованными»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.
    3. Определение Волжского городского суда Волгоградской области от 18.04.2011 № 33-5503 «о необходимости доказывания того обстоятельства, что спорные отходы относятся к 1-4 классам опасности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 23.04.2012.

1 Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Текст], 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Волтерс-Клувер, 2009. – 204 с. - ISBN 978-5-9916-10487 – 7.

2 Боголюбов С. А. Экологическое (природоресурсное) право [Текст]. – М.: Контракт, 2010. – 528 с. - ISBN 978-5-466-00468-7.

3 Горшков М.В. Экологический мониторинг [Текст]. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. – ISBN 978-5-394-12732-4.

4 Ерофеев Б. В. Экологическое право России [Текст]. – М.: Эксмо, 2011. – 528 с. - ISBN 978-5-699-42509-9.

5 Радько Т.Н. Основы экологического права. – М.: Проспект, 2012. – 176 с. - ISBN 978-5-4648-00547876-3.

6 Васильева М.И. Закон субъекта Российской Федерации «Об охране окружающей среды»: опыт правового моделирования [Текст]  // Законодательство и экономика. – М.: Юрайт, 2009. – ISSN 564-456, 2011, №11.

7 Казанцев С.Я. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды [Текст]. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 465 с. - ISBN 978-6-1245-64167-4

8 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.

9 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права[Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9

10 Дмитренко А. В. Экологическое право [Текст]. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 256 с. - ISBN 978-5-394-01782-7.

11 Боголюбов С. А. Экологическое (природоресурсное) право [Текст]. – М.: Контракт, 2010. – 528 с. - ISBN 978-5-466-00468-7.

12 Ерофеев Б. В. Экологическое право России [Текст]. – М.: Эксмо, 2011. – 528 с. - ISBN 978-5-699-42509-9.

13 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.

14 Горшков М.В. Экологический мониторинг [Текст]. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. – ISBN 978-5-394-12732-4.

15 Дмитренко А. В. Экологическое право [Текст]. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 256 с. - ISBN 978-5-394-01782-7.

16 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.

17 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права [Текст]. – М.: Юрайт, 2011. – 608 с. - ISBN 978-5-9916-1413-9.

18 Кричевский, С. В. Основы экологической политики [Текст] : учебное пособие . – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 42с. - ISBN 978-4-15792-358-2.

19 Казанцев С.Я. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды [Текст]. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 465 с. - ISBN 978-6-1245-64167-4.

20 Казанцев С.Я. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды [Текст]. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 465 с. - ISBN 978-6-1245-64167-4.

 


Информация о работе Государственный экологический мониторинг