Государственный экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие и особенности правового регулирования государственного экологического мониторинга на современном этапе;
2. дать понятие и определить необходимые элементы механизма правового регулирования государственного экологического мониторинга для определения того, какие из них отсутствуют или неэффективны;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные черты правового регулирования государственного экологического мониторинга в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение экологического мониторинга на современном этапе развития России 5
1.2 Основы правового регулирования и задачи экологического мониторинга на современном этапе развития России 12
2. Механизм правового регулирования экологического мониторинга в России 29
2.1 Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне 29
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления 39
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

3. наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

4. оценка фактического состояния природной среды;

5. прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов.

Так, например статья 3 Закона г. Москвы от 20 октября 2004 г. № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» определяет следующие цели:

1) соблюдение  установленных нормативов качества  окружающей среды;

2) получение  объективных данных о состоянии  окружающей среды, на основе  которых обеспечивается градостроительное планирование, планирование транспортных систем, землепользования и хозяйственной деятельности;

3) информирование  населения о состоянии окружающей  среды;

4) выявление  источников загрязнения окружающей  среды и определение их вклада  в загрязнение;

5) оценка эффективности  проводимых природоохранных мероприятий,  а также мероприятий в области  градостроительного планирования  и развития транспортного комплекса;

6) получение  объективных данных о состоянии  окружающей среды, на основе  которых осуществляется социально-гигиенический мониторинг;

7) иные цели  в области охраны окружающей  среды.

Согласно Концепции  развития территориальной системы  наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области  до 2015 года, утвержденной Постановлением Главы Администрации Волгоградской области 05.10.2009 г. основными направлениями деятельности (задачами) по развитию территориальной системы мониторинга являются:

повышение эффективности  работы автоматических стационарных постов, в том числе снижение потерь информации и практическое ее использование;

расширение  перечня измеряемых компонентов  в атмосферном воздухе;

расширение  наблюдательной сети до 24 единиц за счет организации стационарных постов в  городских округах, городских поселениях и природных парках, расположенных на территории Волгоградской области;

расширение  наблюдательной сети за счет использования  потенциала организаций, осуществляющих государственный экологический  и экологический мониторинг атмосферного воздуха на территории Волгоградской  области, и использования потенциала ведомственных лабораторий (центров) организаций, обеспечивающих проведение производственного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения источников антропогенного воздействия;

формирование  баз данных результатов ведомственного и территориального наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;

подготовка  информации, необходимой для осуществления  экологического контроля за соблюдением  требований законодательства в сфере  охраны атмосферного воздуха, экологического образования и проведения экологической экспертизы;

использование данных территориальной системы  наблюдения для оценки эффективности  проводимых воздухоохранных мероприятий;

совершенствование методического обеспечения территориальной  системы наблюдения;

создание правовой базы в целях осуществления интегрирования получаемой информации в сфере охраны атмосферного воздуха.

 

 

 

2. Механизм  правового регулирования экологического  мониторинга в России

2.1 Правовое  регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне

 

Правовое обеспечение  охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно - правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

Конституцией России закреплено право каждого гражданина на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституция Российской Федерации  устанавливает, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

К числу важнейших международных  соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.). В соответствии с Законом «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г., Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию13.

Материалы по предупреждению воздействия выбросов автотранспорта, работающего на этилированном бензине, появились почти полвека назад. В 1947 г. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены «Правила по хранению, перевозке и применению этилированного бензина».

Плата за загрязнение взимается  с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных  и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов14.

Базовые нормативы платы  за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения.

В соответствии со ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Мониторинг окружающей среды  осуществляется, прежде всего, за указанными объектами охраны окружающей среды. Этот вывод подтверждается с помощью толкования определений терминов, данных в ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды»: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, естественная экологическая система, природный комплекс, охрана окружающей среды, благоприятная окружающая среда и др15.

Например, природно-антропогенным  объектом считается природный объект, измененный в результате хозяйственной  и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенным объектом признается объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

В федеральных природоресурсных и природоохранных законах предусматриваются соответствующие виды мониторинга: в ст. 67 ЗК РФ – государственный мониторинг земель, в ст. 15 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» – государственный мониторинг объектов животного мира, в ст. 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» – мониторинг атмосферного воздуха и т.п.

В связи с принятием  Водного и Лесного кодексов РФ актуализируются проблемы осуществления  наблюдений в этой сфере – водного мониторинга, лесного мониторинга.

В Единой государственной  системе экологического мониторинга (ЕГСЭМ) мониторинг животного и растительного  мира, мониторинг наземной фауны и  флоры включены в перечень направлений  экологического мониторинга. Действующее в настоящее время Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177, включает мониторинг лесов, мониторинг объектов животного мира, иных природных объектов.

В условиях федеративной и  административной реформ большое значение приобретает то, что законодательством  Российской Федерации определяются координационные функции и порядок  взаимодействия Росгидромета с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными организациями и учреждениями при проведении государственного экологического мониторинга.

Различают следующие виды мониторинга: федеральный, региональный, локальный, которые осуществляются на основе федеральных, региональных и местных программ. Соответственно различаются и нормативно-правовые акты, регламентирующие каждый уровень экологического мониторинга. В данном параграфе речь пойдет о первом виде мониторинга: федеральный мониторинг.

Первым звеном в федеральном  мониторинге является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее Служба). Эта Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Федеральная служба по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды  является одной из 188 национальных метеорологических  и гидрометеорологических служб, которые осуществляют международное сотрудничество в рамках Конвенции Всемирной метеорологической организации. Всемирная метеорологическая организация – это международная организация, которая была учреждена в 1873 году. Ее главная задача: координировать обмен информацией между национальными службами для того, чтобы национальные службы могли выполнять возложенные на них задачи. Службы сотрудничают, обмениваются между собой информацией, чтобы в каждой стране они могли бы выполнять свои задачи.

Первая стратегическая цель Службы заключается в обеспечении  необходимого уровня защищенности населения, собственности, экономики от воздействия  неблагоприятных явлений погоды и климата. Вторая стратегическая цель – обеспечение населения, экономики, отраслей экономики, органов государственной власти для поддержки управленческих решений соответствующей информацией в области погоды, климата, и, конечно, загрязнения окружающей природной среды. Исходя из этого приоритетными задачами являются:

1. развитие, укрепление и модернизация инфраструктуры и системы наблюдений за различными параметрами природной среды;

2. совершенствование прогностической деятельности для того, чтобы прогнозы и предупреждения имели более высокую оправдываемость. Это необходимо для того, чтобы принимать соответствующие решения, и предотвратить негативные последствия.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Росгидромет является единственным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим выпуск экстренной информации - штормовых  предупреждений и оповещений об опасных  природных явлениях в Российской Федерации, а также о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде, а также работы по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы16.

Как уже выше было сказано, вопросы в области охраны окружающей среды, организации государственного экологического мониторинга, проведения оценки воздействия на окружающую среду подробно регламентируются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.

Федеральной службой  по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды принят Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 годы», содержащий информацию о метеорологических, климатических и гидрологических явлениях, негативно воздействующих на жизнь общества и его социально-экономическое развитие, обеспечение гидрометеорологической безопасности российского государства и т.д.

Экологический мониторинг включает как геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении.

Единая государственная  система экологического мониторинга  функционирует и развивается  с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

Основными задачами ЕГСЭМ являются:

1. проведение с определенным пространственным и временным разрешением наблюдений за изменением состояния окружающей природной среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий;

2. проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия;

3. прогнозирование состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России и ее регионов, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов.

Информация о работе Государственный экологический мониторинг