Государственный экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие и особенности правового регулирования государственного экологического мониторинга на современном этапе;
2. дать понятие и определить необходимые элементы механизма правового регулирования государственного экологического мониторинга для определения того, какие из них отсутствуют или неэффективны;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные черты правового регулирования государственного экологического мониторинга в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение экологического мониторинга на современном этапе развития России 5
1.2 Основы правового регулирования и задачи экологического мониторинга на современном этапе развития России 12
2. Механизм правового регулирования экологического мониторинга в России 29
2.1 Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне 29
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления 39
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

2) Гласность,  полнота, точность и достоверность  информации о состоянии окружающей  среды, его изменении;

3) Совместимость данных экологического мониторинга, осуществляемого на территории РФ, с данными других информационных систем;

4) Единство и  сопоставимость методов измерений  (наблюдений), сбора, хранения, оценки, анализа данных экологического  мониторинга и прогноза состояния окружающей среды;

5) Научная обоснованность, системность и комплексность  подхода к осуществлению экологического  мониторинга;

6) Презумпция  экологической опасности планируемой  хозяйственной и иной деятельности;

7) Непрерывность  и оперативность осуществления экологического мониторинга;

8) Несовместимость  функций осуществления государственного  экологического мониторинга и  функций хозяйственного использования  природных ресурсов.

Система мониторинга  реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

 • импактном  (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);

 • региональном (проявление проблем миграции  и трансформации загрязняющих  веществ, совместного воздействия  различных факторов, характерных  для экономики региона);

 • фоновом  (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная  деятельность).

 Программа  импактного мониторинга может  быть направлена, например, на изучение  сбросов или выбросов конкретного  предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы Человек и биосфера, имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия5.

 Программы  наблюдений формируются по принципу  выбора загрязняющих веществ  и соответствующим им характеристикам.  Определение этих загрязнений  при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека, возможность организации измерений и другие факторы.

В 1975г. была организована Глобальная система  мониторинга  окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только  в последнее  время.  Эта  система состоит из  5  взаимосвязанных подсистем: изучение  климатических  изменений,  дальнего  переноса  загрязняющих  среду веществ,  гигиенических  аспектов  среды,  исследования  Мирового  океана  и ресурсов суши. Существуют 22 сети действующих  станций  системы  глобального мониторинга, а также международные и национальные системы мониторинга.

Одна из  главных  идей  мониторинга  –  выход  на  принципиально  новый   уровень компетентности  во  время  принятия  решений  локального,  регионального   и глобального масштабов.

 

1.2 Основы  правового регулирования и задачи  экологического мониторинга на  современном этапе развития России

 

Мониторинг  окружающей среды можно рассматривать  в трех качествах: как одну из мер  охраны окружающей среды, как функцию государственного управления и как правовой институт общей части экологического права.

Информация  о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении  государственного экологического мониторинга, используется органами государственной  власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

Правовое обеспечение  охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно - правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.

Конституцией  России закреплено право каждого  гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением.

Надо особо  подчеркнуть, что в настоящий момент скорректирована правовая основа государственного экологического мониторинга. На заседании Совета Федерации в 9 ноября 2011 г., одобрен федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ». Данный нормативно-правовой акт вносит изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году. Закон направлен на совершенствование правовых основ организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга.

Федеральный закон  уточняет понятие «государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)», как комплексного наблюдения за состоянием окружающей среды, компонентов природной среды и естественных экологических систем, за происходящими в них процессами и явлениями для оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды.

В федеральном  законе определен порядок ведения  единого государственного фонда  данных государственного экологического мониторинга, состав включаемой в него информации и порядок ее использования.

Глава X Федерального закона «Об охране окружающей среды» дополнена статьей 63.1, вступившей в силу с 1 января 2012 г.

Статья 63.1. гласит «Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга  окружающей среды) являются:

регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния  окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных  факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов  государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Единая система  государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

1.государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

2.государственного мониторинга атмосферного воздуха;

3.государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

4.государственного мониторинга земель;

5.государственного мониторинга объектов животного мира;

6.государственного лесопатологического мониторинга;

7.государственного мониторинга состояния недр;

8.государственного мониторинга водных объектов;

9.государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

10.государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

11.государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

12.государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

13.государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал».

Федеральными  органами исполнительной власти, осуществляющими  государственное управление в области  охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

оценка состояния  окружающей среды и прогнозирование  его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния  окружающей среды;

выработка предложений  о предотвращении негативного воздействия  на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

направление в  органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

направление в  органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

оценка эффективности  проводимых природоохранных мероприятий;

создание и  эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

результаты  производственного контроля в области  охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а  также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных6.

Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области  экологического мониторинга будет  обеспечивать:

- координацию  разработки и выполнения программ  наблюдений за состоянием окружающей среды;

- регламентацию  и контроль сбора и обработки  достоверных и сопоставимых данных;

- хранение информации, ведение специальных банков данных  и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с  международными эколого-информационными  системами;

- деятельность  по оценке и прогнозу состояния  объектов окружающей природной  среды, природных ресурсов, откликов  экосистем и здоровья населения  на антропогенное воздействие;

- доступность  интегрированной экологической  информации широкому кругу потребителей.

Климатические изменения и возрастающая на окружающую среду нагрузка производственной, сельскохозяйственной, лесопромышленной и рекреационной  деятельности придают особо важное значение единой системе государственного экологического мониторинга, как информационной основе для выработки управленческих решений на всех уровнях государственного управления.

В законе прописаны  принципы и задачи единой системы  государственного экологического мониторинга, основы и содержание информационного  обеспечения ее функционирования. Определен состав единой системы государственного экологического мониторинга. В нее включены подсистемы государственного мониторинга атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, охотничьих ресурсов и среды их обитания и лесопатологический мониторинг.

Информация о работе Государственный экологический мониторинг