Государственный экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение правового регулирования экологического мониторинга в РФ, а также выявление направлений совершенствования законодательства в данной области.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. определить понятие и особенности правового регулирования государственного экологического мониторинга на современном этапе;
2. дать понятие и определить необходимые элементы механизма правового регулирования государственного экологического мониторинга для определения того, какие из них отсутствуют или неэффективны;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные черты правового регулирования государственного экологического мониторинга в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение экологического мониторинга на современном этапе развития России 5
1.2 Основы правового регулирования и задачи экологического мониторинга на современном этапе развития России 12
2. Механизм правового регулирования экологического мониторинга в России 29
2.1 Правовое регулирование экологического мониторинга на федеральном уровне 29
2.2 Правовое регулирование экологического мониторинга на региональном уровне и уровне местного самоуправления 39
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

В единую систему  государственного экологического мониторинга  также входят подсистемы государственного мониторинга состояния недр, водных объектов, водных биологических ресурсов, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и уникальной экологической системы озера Байкал.

Ведение подсистем  единой государственной системы  экологического мониторинга возлагается на уполномоченные правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти. Правительство Российской Федерации также определяет федеральный орган исполнительной власти по подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды, порядок его подготовки и распространения.

Федеральный закон  также вносит изменения в федеральные  законы «Об использовании атомной энергии» и «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», определяющие порядок организации и функционирования единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также порядок и периодичность предоставления получаемой в результате информации.

 Организация  и осуществление государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации возлагаются на уполномоченные правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». Остальные изменения, вносимые указанным федеральным законом в 22 законодательных акта, служат согласованию их правовых норм с вышеуказанными изменениями7.

В 2010 году утверждена структура проекта Основ государственной  экологической политики Российской Федерации до 2030 г. Проект Указа Президента РФ «Об основах экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года» разрабатывался Минприроды России во исполнение поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета РФ по экологии 27 мая 2010 г.

Правительство РФ 20.02.2012  г. одобрило проект Указа  Президента «Об основах государственной  политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», подготовленный Минприроды России

Документ отражает основные глобальные и национальные экологические проблемы, устанавливает стратегические цели, учитывающие национальный и международный опыт охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет задачи и механизмы их реализации.

Целями государственной политики в области экологического развития являются:

экологически  ориентированный рост экономики;

сохранение  благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего  и будущих поколений;

реализация  права граждан на благоприятную  окружающую среду;

укрепление  правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности.

Это первый стратегический документ в современной России в  области экологии, создающий баланс между интересами развития экономики и сохранения экологии. Над его созданием работали все заинтересованные стороны – от органов государственной власти до природоохранных организаций, научные сообщества и бизнес-объединения8.

За последнее  десятилетие при многократном росте ВВП основные показатели объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов в целом стабильны. В то же время ранее накопленные проблемы сохраняются.

Для решения  этих проблем государство создаст  эффективную систему управления и правового обеспечения в сфере охраны окружающей среды, новую систему регулирования деятельности промышленных предприятий и экономические стимулы их модернизации, повысит ответственность за экологические правонарушения. Будут созданы прозрачные условия работы надзорных органов и усовершенствованы механизмы сбора информации о состоянии окружающей среды.

Отдельное внимание в Основах уделено вопросам экологически безопасного обращения с отходами. В этих целях предполагается организовать раздельный сбор мусора, ввести жесткие санкции за его складирование в неустановленных местах и дополнительные экологические сборы в случае, если покупатель приобретает товар, требующий экологически безопасного захоронения.

Указанные меры вместе с предлагаемым запретом захоронения отдельных видов отходов, которые могут быть вторично использованы, приведут к сокращению числа несанкционированных свалок, созданию отрасли по переработке отходов.

К другим задачам, заявленным в документе, относятся  создание системы механизмов возмещения вреда и ликвидации прошлого экологического ущерба, восстановление нарушенных естественных систем, сохранение биоразнообразия. Большое внимание уделяется вопросам экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры в обществе, развитию международного сотрудничества и другим.

Государственная политика в области экологического развития ориентирована на  активное участие граждан в обсуждении решений, затрагивающих их право  на благоприятную окружающую среду.

План действий по реализации государственной политики в области экологического развития будет разработан после подписания соответствующего Проекта Указа Президента Российской Федерации.

Мероприятия будут  финансироваться за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

Ожидается, что  по итогам мероприятий количество городов  с высоким и очень высоким  уровнем загрязнения атмосферного воздуха в Российской Федерации снизится со 128 в 2012 году до 50 в 2020-м.  Соответственно снизится и численность населения, проживающего в таких в городах: с 54 до 21 млн человек. Прирост инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды к 2020 году составит 110%.

Проект Основ  экологической политики согласован с Минфином России, Минэкономразвития  России, Минобрнауки России, Минюстом России. 47 субъектов Российской Федерации  его одобрили без замечаний, 31 субъект  внес предложения, которые учтены в документе9.

Проект Указа  Президента РФ полностью гармонизирован со всеми международными обязательствами  Российской Федерации, соответствует  Плану действий по присоединению  России к Организации экономического сотрудничества.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья.

Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти.

Однако закон  исходит также из того, что обеспечение  санитарно- эпидемиологического благополучия населения - составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений.

Закон возлагает  на предприятия обязанность осуществления  производственного, санитарного и  экологического контроля с целью предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др10.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. предоставляет потребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 19 июля 1995 г. направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Закон Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г. устанавливает целенаправленную деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения и предусматривает основные направления градостроительной деятельности: ее организацию с учетом состояния окружающей среды; экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; рациональное землепользование, охрану природы, ресурсосбережение, защиту территории от опасных техногенных процессов.

Основным законодательным  актом, регулирующим отношения по водопользованию  и сохранению водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 г.

В Российской Федерации  до сих пор действует Закон  РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля 1982 г., который во многом противоречит новому российскому природоохранному законодательству, и не может явиться средством, применяемым для разрешения проблем загрязнения атмосферного воздуха в России.

Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей  задачей регулирование земельных  отношений в целях рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие «охрана земель» включает в себя, в том числе, и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.

Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения отражены в федеральных законах Российской Федерации «Основы лесного законодательства Российской Федерации», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О мелиорации земель», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»11.

Административным  кодексом Российской Федерации установлена  административная ответственность  за различные нарушения в области  охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г., предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

К числу важнейших  международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о  трансграничном загрязнении воздуха  на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.). В соответствии с Законом «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г., Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

Материалы по предупреждению воздействия выбросов автотранспорта, работающего на этилированном бензине, появились почти полвека назад. В 1947 г. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены «Правила по хранению, перевозке и применению этилированного бензина»12.

Плата за загрязнение  взимается с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

1. выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

2. сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

3. размещение отходов.

Базовые нормативы  платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы платы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности на показатели, учитывающие класс токсичности отходов.

Итак, в соответствии с законодательством, регламентирующим вопросы осуществления мониторинга состояния окружающей среды можно выделить следующие задачи экологического мониторинга:

1. наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

2. наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

Информация о работе Государственный экологический мониторинг