Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:29, доклад

Описание работы

Сферой взаимодействия общества и природы является биосфера - целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств.
Окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая -- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по экологическому праву.doc

— 944.64 Кб (Скачать файл)

Для объективной стороны экологического правонарушения характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виней правонарушителя. Возможны две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным правонарушение считается тогда, когда нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий и желает или допускает их. Неосторожность делится на: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место, когда лицо, нарушающее экологические требования, предвидит общественно вредные последствия, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность имеет место, когда лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

 

Понятие, виды вреда природной среде и их характеристика.

Вред природной среде - это количественные и качественные потери в окружающей естественной среде обитания, которые выражаются в загрязнении окружающей среды, повреждении, уничтожении природных объектов и экосистем.

Указанный вред имеет две формы проявления - экономический вред (посягающий на экономические интересы природопользователя) и экологический вред (посягающий на интересы человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде).

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе, а это значит:

- невозможность восполнить в деньгах ущерб, причиненный природной среде;

- возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. возмещение вреда носит условный характер, т.к. объекты природной среды не имеют стоимости (относительно восполнимый вред);

- в деньгах оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактически восполнимый вред).

Виды экологического вреда:

  1. Антропогенный - окружающей природной среде
  2. Физиологический - здоровью человека
  3. Генетический - будущим поколениям

Экологический вред -- экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь в виде:

  • расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т.д.;
  • потери товарной продукции (имущества);
  • упущенной выгоды, недополученных доходов.

Способы (случаи) возникновения вреда:

  • негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;
  • негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

Порядок возмещения экологического вреда имеет следующие формы:

  • судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);
  • добровольный и принудительный;
  • установленным способом (по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);
  • смешанный (комбинированный).

 

 

Экологические функции правоохранительных органов.

Экологическая функция правоохранительных органов состоит в их деятельности по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений, а также планировании мероприятий по их предупреждению и устранению.

Экологическая функция прокуратуры сводится к деятельности по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, соблюдения правил природопользования. 
Предметом надзора при этом служат:

  • нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорным прокуратуре органом (не противоречит ли он закону);
  • действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта.

Прокуратура осуществляет экологический надзор посредством вынесения протеста, возбуждения уголовного дела, возбуждения производства об административном правонарушении, предъявления иска о возмещении вреда, причиненного экологическим 
правонарушением.

Министерство внутренних дел России выполняет широкий спектр экологических функций, в том числе:

  • охрана общественного порядка;
  • борьба с правонарушениями и преступностью;
  • противопожарная безопасность;
  • безопасность движения;
  • охрана определенных объектов экологического значения.

Задачи органов внутренних дел в области охраны окружающей природной среды: 
обеспечение экологических прав граждан;

  • предупреждение и пресечение экологических преступлений и административных правонарушений;
  • раскрытие экологических преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности;
  • помощь предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в процессе осуществления таможенного дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции.

Основные проблемы охраны окружающей среды в промышленности.

  1. Отсутствует база для производственного экологического контроля.
  2. Отсутствует система очистных сооружений и система контроля сброса и выброса.
  3. Службы по контролю существует не на всех предприятиях. Низкий уровень кадров.
  4. Предприятия малого бизнеса практически не привлекаются к ответственности.
  5. Предприятия участвуют в лицензировании и в получении разрешений на сброс и выброс - оформление документации является главной проблемой.

 

Экологические требования к планировке и застройке городов.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Генеральные планы поселений и городских округов служат основой градостроительного зонирования земель поселений. Документы зонирования территорий утверждаются нормативно-правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки). 
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-дедовым;

3) сельскохозяйственного использования;

4) рекреационным;

5) занятые лесами;

6) специального назначения;

7) производственным;

8) военных объектов.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1.основные виды разрешенного использования;

2.условно разрешенные виды использования;

3.вспомогательные виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношение к основным.

Понятие особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» последними признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения). Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг;

- национальные парки (федерального значения);

- природные парки (субъектов РФ);

- государственные природные заказники (федерального и регионального значения);

- памятники природы (федерального и регионального значения);

- дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

- лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения).

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники).

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды.

В отношении особо охраняемых территорий регионального значения и субъектов РФ осуществляется управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

Информация о работе Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе