Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:29, доклад

Описание работы

Сферой взаимодействия общества и природы является биосфера - целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств.
Окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая -- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по экологическому праву.doc

— 944.64 Кб (Скачать файл)

По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные. Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений ("Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях").

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды (Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы).

По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты ("Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах").

Систему источников экологического права образуют:  Конституция РФ, федеративные договоры, международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты,  судебные решения.

 

Конституционные основы экологического права.

При анализе Конституции как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и чисто экологические.

При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные - экологические нормы. Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей.

Ст. 9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.

Ст. 58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В совместном ведении находятся:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- природопользование;

- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

- особо охраняемые природные территории;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

 

Федеральный закон от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» как головной законодательный акт экологического права.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Закон состоит из 16 глав:

- глава I. Общие положения;

- глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;

- глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

- глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

- глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

- глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

- глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

- глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

- глава X. Государственный мониторинг окружающей среды;

- глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

- глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды;

- глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

- глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;

- глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

ФЗ "Об охране окружающей среды" как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма - экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие - служат достижению целей как охраны окружающей среды целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.

 

Особенности объектов экологического права.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:

- на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы;

- объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ;

- объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

 

Право природопользования, его характеристика.

Природопользование - это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Право природопользования подразделяется на следующие виды по объектам природопользования:

* право землепользования,

* право недропользования,

* право водопользования,

* право пользования атмосферным воздухом,

* право лесопользования,

* право пользования растительным миром вне лесов,

* право пользования животным миром

По срокам: бессрочное (постоянное), срочное (временное) - краткосрочное, долгосрочное.

Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра. Нормы, которые регулируют природопользование, составляют отдельный институт экологического права.

Право природопользования - институт, определяющий порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность.

Статьи Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Принципы природопользования:

1) общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);

2) принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

Наиболее широко применяется следующая классификация видов права природопользования:

1) по видам эксплуатируемых природных объектов;

2) по сферам человеческой деятельности;

3) по субъективному и объективному составу.

 

Лицензия на природопользование: понятие и виды.

Лицензия - это разрешение компетентного государственного органа на осуществление указанного в нем вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Экологическая лицензия - разрешение на выемку, использование, потребление природных ресурсов, выбросы, сбросы, размещение вредных веществ с указанием способов контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

Выделяют две формы экологических лицензий: комплексные; специальные.

Лицензия на комплексное природопользование представляет собой разрешение, которое выдается природопользователю специально уполномоченными на то органами РФ в области охраны окружающей среды.

Лицензия выдается на каждый вид лицензируемой деятельности. ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещена.

Информация о работе Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе