Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:29, доклад

Описание работы

Сферой взаимодействия общества и природы является биосфера - целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств.
Окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая -- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по экологическому праву.doc

— 944.64 Кб (Скачать файл)

В РФ имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Федеральный закон "Об охране окружающей среды", глава V которого - "Нормирование в области охраны окружающей среды - определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13), Водном кодексе РФ (ст. 35), Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" (ст.ст. 11, 12), Лесном кодексе РФ (ст. 87), Федеральном законе "О животном мире" (ст. 17), Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (ст. 18).

В систему экологических нормативов входят:

- нормативы качества окружающей среды;

- нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др. Согласно статье 22 ФЗ "Об охране окружающей среды" за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

  • проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;
  • проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;
  • установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
  • осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;
  • формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;
  • оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

В связи с тем, что запасы природных ресурсов небезграничны и необходимо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система определенных экологических ограничений в использовании природных ресурсов - лимиты природопользования. 
Лимиты природопользования представляют собой предельные нормы воздействия на окружающую природную среду. Применительно к двум основным формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов: объемы предельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из окружающей среды) и предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов).

Лимиты природопользования устанавливаются специально уполномоченными органами экологического управления конкретным природопользователям по отдельным территориям и на определенные сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки. 

Понятие и содержание управления в сфере охраны окружающей среды. Система органов управления в сфере охраны окружающей  среды.

Управление в сфере охраны окружающей среды - подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной среды, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности.

Функции управления - деятельность по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального природопользования:

1) создание системы органов управления в сфере охраны окружающей среды;

2) подзаконное нормотворчество;

3) распоряжение (управление) природными ресурсами;

4) планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшение состояния природной среды;

5) экологическое нормирование;

6) экологическая экспертиза;

7) экологическое лицензирование;

8) экологическая сертификация;

9) экологический аудит;

10) наблюдение за состоянием окружающей среды;

11) учет состояния и использования природных ресурсов;

12) экологическое образование и воспитание;

13) экологический контроль.

Виды экологического управления:

1) общественное;

2) производственное;

3) отраслевое;

4) государственное.

Общественное управление осуществляется общественными формированиями и гражданами и выражается в участии граждан и общественных формирований в проведении общественной экологической экспертизы, экологического контроля.

Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия, которые с учетом специфики предприятия могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, обращением с производственными отходами.

Отраслевое управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах сферы деятельности, если деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Содержание отраслевого управления определяется спецификой деятельности, характером предприятий, масштабами и видами воздействий на природу.

Государственные органы специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы, деятельность которых требует специальной организации, выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Одним из основных принципов их деятельности является независимость от интересов отдельных организаций и отраслей экономики. К основным комплексным органам управления в России относятся:

  • Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), которое осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, лесной и водный фонды, животный мир и особо охраняемые территории, а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедр и Рослесхоза. По всем видам природных ресурсов организация и осуществление государственного экологического контроля возложена на Министерство природных ресурсов России;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет функции по формированию и работе государственной наблюдательной сети, обеспечению работы противолавинной службы, исследованию гидрометеорологический и геофизических в атмосфере, на поверхности суши, Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космосе, оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды и ее загрязнения с целью обеспечения органов власти и населения информацией о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения, прогнозами погоды, водности, урожая сельхозкультур, изменения климата.
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), организации и функционирования особо охраняемых территорий федерального значения, за использованием и охраной недр, лесов, водных объектов, рациональным использованием минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, организует и проводит Государственную экологическую экспертизу, осуществляет ведение Красной книги РФ.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ведении Минздравсоцразвития РФ и осуществляет государственный санитарно-эпидимиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарно-карантинный контроль, организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность системы санитарно-эпидемиологических служб. Она контролирует выполнение санитарных требований во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные объекты и комплексы, подверженные опасности химического и бактериологического заражения.

Отраслевые органы выполняют функции управления, контроля и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов. К ним относятся:

  • Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), которое организует и осуществляет подготовку и проведение противопаводковых мероприятий, установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, разработку и проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, выдачу лицензий на водопользование, государственный мониторинг водных объектов, разработку и утверждение предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты;
  • Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) организует государственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов геологического изучения недр, проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых, осуществляет обеспечение государственной системы лицензирования пользования недр и выдачу лицензий на пользование недрами, отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным, установление размера ставки платежей за пользование недрами;
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет государственный мониторинг леса и учет лесного фонда, установление групп и категорий лесов, а также перевод их из одной группы или категории в другую, ведение государственного лесного кадастра, организует проведение лесоустройства, деятельность государственной лесной охраны, наземную и авиационную охрану лесов от пожаров и их тушение.

 

Компетенция органов государственной власти в области охраны окружающей среды.

Компетенция специальных органов управления в сфере охраны окружающей  среды.

К полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

  • обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ;
  • разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
  • разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ;
  • объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ;
  • координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
  • установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга  порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
  • определение порядка организации и осуществления государственного экологического надзора;
  • установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;
  • создание и эксплуатация государственного фонда данных;
  • установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
  • установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;
  • установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
  • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
  • установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
  • установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • организация и проведение государственной экологической экспертизы;
  • взаимодействие с субъектами РФ по вопросам охраны окружающей среды;
  • установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
  • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
  • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
  • образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ;
  • ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
  • ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
  • экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
  • установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
  • осуществление международного сотрудничества РФ в области охраны окружающей среды;
  • осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ полномочий;
  • осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • установление перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде;
  • установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  1. Осуществляет контроль и надзор:
  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • за соблюдением законодательства и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
  • за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами;
  • за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции;
  1. Выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

Информация о работе Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе