Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:29, доклад

Описание работы

Сферой взаимодействия общества и природы является биосфера - целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств.
Окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая -- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по экологическому праву.doc

— 944.64 Кб (Скачать файл)

 

Причины возникновения чрезвычайных экологических ситуаций.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Признаками зоны чрезвычайной экологической ситуации являются:

1) устойчивые отрицательные изменения окружающей среды;

2) угроза здоровью населения (увеличение частоты обратимых нарушений здоровья);

3) устойчивые отрицательные изменения состояния естественных экосистем (уменьшение видового разнообразия, исчезновение отдельных видов растений и животных, деградация генофонда).

Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия определяется законодательством РФ.

Причины:

1.ЧС, связанные с изменением состояния суши: просадка, оползни, обвалы из-за выработки недр; наличие тяжелых металлов в почве (более 50 ПДК); деградация почв из-за эрозии, засоления; критические ситуации из-за переполнения хранилищ отходами.

2. ЧС из-за изменения состава атмосферы: резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности; превышение ПДК вредных примесей в атмосфере; температурные инверсии над городами; "кислородный" голод в городах; значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума; образование обширной зоны кислотных осадков; разрушение озонового слоя атмосферы; значительные изменения прозрачности атмосферы.

3. ЧС из-за изменения состояния гидросферы (водной среды): недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения; истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно - бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов; нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.  

4. Чрезвычайные ситуации в биосфере.  В каждом конкретном случае ЧС можно рассматривать как случайное событие, имея в виду неожиданность во времени и месте его появления (например, техногенные аварии и катастрофы).

 

Понятие зон повышенного экологического риска.

Разделение зон на виды осуществляется, по трем классифицирующим признакам:

1) санитарно-гигиеническому (характеризует уровень загрязнения среды и степень ее опасности для здоровья человека);

2) экологическому (характеризует состояние естественных экологических систем, их способность к обмену веществ и энергии);

3) природно-ресурсному (указывает на ресурсный потенциал, его способность обеспечивать жизнедеятельность человека, животного и растительного мира).  
Законодательством определены разные по уровню экологических аномалий зоны:

-- зона повышенного экологического риска характеризуется высоким уровнем загрязнения всех видов, устойчивой антропогенной нагрузкой по всем параметрам, реальной угрозой дефицита флоры и фауны, стабильной картиной заболеваемости населения;

-- зона чрезвычайной экологической ситуации -- это официально объявленная часть территории РФ, где четко обозначены процессы разрушения большинства экологических подсистем, присутствуют признаки общенационального загрязнения, существует частичное истощение флоры и фауны, отмечено резкое увеличение заболеваемости и смертности населения всех возрастных групп;

-- зона экологического бедствия -- это официально признанная государством часть территории РФ, где присутствуют признаки полного разрушения экосистем природы, общенациональное загрязнение, факты истощения флоры и фауны, уровень заболеваемости и смертности населения значительно выше среднестатистического по стране.

Характерными признаками зоны критической экологической ситуации являются:

- хронически повышенный уровень загрязнения природной среды;

- устойчивая антропогенная нагрузка на среду;

- угроза дефицита пресной воды;

- снижение плодородия почв;

- оскудение растительного покрова и исчезновение многообразия видов животных;

- оскудение рыбных запасов;

- повышенный уровень заболеваемости людей.

Лишь некоторые территории признаны зонами экологического риска:

  • районы, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС,
  • город Чапаевск,
  • Восточно-Уральский радиоактивный след - зона аварии на комбинате "Маяк" в Челябинской области;
  • зоны загрязнения, образовавшиеся в результате испытаний атомного оружия на Семипалатинском, Новоземельском, Тоцком полигонах и проведения подземных взрывов в мирных целях.

 

Правовые основы экологического лицензирования.

Лицензирование является одним из основных и широко распространенных административно-правовых инструментов в области природопользования и охраны окружающей среды. Под лицензированием вообще в законодательстве понимается совокупность мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В свою очередь, лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. 30) устанавливает, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, причем перечень этих видов деятельности устанавливается федеральными законами.

В зависимости от объекта лицензирования различают лицензии на использование природных ресурсов (природоресурсные лицензии), лицензии, дающие право их владельцам на оказание вредного воздействия на окружающую среду (выбросы, сбросы вредных веществ в окружающую среду) и лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды (напр., экологический аудит) либо непосредственно не связанных с воздействием на окружающую среду, но могущих причинить ей вред (такие как транспортировка опасных отходов, деятельность по хранению нефти)

Общие положения, регламентирующие порядок выдачи лицензий, приостановления их действия и аннулирования установлены Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". По общему правилу, срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, причем этот срок может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения

- фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, для индивидуального предпринимателя;

- лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

- копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица

- копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя

- копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом;

- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Наконец, соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

 

Правовые основы экологического мониторинга.

Мониторинг - система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменения.

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством РФ, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Единая система государственного экологического мониторинга создается в целях обеспечения охраны окружающей среды. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга являются:

  • регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
  • хранение, обработка информации о состоянии окружающей среды;
  • анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
  • обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Единая система государственного экологического мониторинга включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории РФ;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря РФ;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны РФ;
  • государственного мониторинга континентального шельфа РФ;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, в соответствии с федеральными законами осуществляются:

  • поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
  • поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
  • оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
  • определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
  • выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
  • направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
  • направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
  • выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
  • оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
  • создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
  • хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Информация о работе Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе