Виды хозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью в настоящее время в условиях рыночной экономики создания и поддержания рациональных и стабильных хозяйственных связей, необходимых для успешной работы предприятий и производящих и потребляющих товары или услуги. Развитие рынка страны опирается на многочисленные хозяйственные связи, которые устанавливаются между предприятиями, объединениями отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
В процессе доведения товаров, производимых в промышленности и сельском хозяйстве, до потребителя возникают взаимоотношения, которые называются хозяйственными связями. Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров – широкое понятие. Сюда входят экономические, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы хозяйственных связей предприятий…………6
1.1. Сущность и классификация хозяйственных связей………………………..6
1.2. Роль хозяйственных связей в реализации продукции……………………12
Глава 2. Виды хозяйственных связей ОАО « Чувашская автотранспортная компания»………………………………………………………………………...17
2.1. Общая характеристика ОАО « Чувашская автотранспортная компания»17
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО « Чувашская автотранспортная компания»……………...20
2.3. Анализ хозяйственных связей ОАО « Чувашская автотранспортная компания»………………………………………………………………………..29
Глава 3. Пути повышения эффективности хозяйственных связей ОАО « Чувашская автотранспортная компания» ……………………………………..32
Заключение............................................................................................................33
Список использованной литературы...................................................................36

Файлы: 1 файл

Виды хозяйственных связей.docx

— 73.46 Кб (Скачать файл)

     При выборе определенного вида хозяйственных связей предприятия должны руководствоваться совокупностью различных факторов, рассматривая каждый фактор отдельно и во взаимосвязи с другими. В частности такими факторами являются:

     объем потребления конкретного вида продукции;

     степень применяемости данного вида продукции на предприятии;

     устойчивость потребления данного вида продукции на предприятии;

     количество и размещение изготовителей данного вида продукции;

     зависимость качества продукции от места ее изготовления;

     надежность работы изготовителей данного вида продукции, их возможности в быстром реагировании на изменения спроса и требования к режиму поставок, их периодичности;

     период, в течение которого сохраняются потребительские свойства данного вида продукции;

     наличие и размещение складов – посредников и другое.

     В каждом конкретном случае, определяющая роль принадлежит, как правило, двум – трем факторам, но должны учитываться и остальные.

     Например, хозяйственные связи между изготовителями и покупателями продукции могут формироваться одновременно как прямые и длительные.

     Как правило, прямые длительные связи должны устанавливаться между крупными предприятиями – потребителями с устойчивой структурой и объемами потребления продукции, нуждающимся в специальных условиях материального обеспечения производства, и предприятиями – изготовителями, обладающими производственными возможностями для полного и точного удовлетворения требования таких потребителей, представляющих ведущие отрасли.

     Каждое предприятие должно решать вопрос о выборе наиболее рациональной формы поставок – транзитной или складской.

     При транзитной форме товародвижения материальные ресурсы поставляются предприятием – производителем непосредственно потребителю, минуя склады и базы посредников.

     Использование транзитной формы товародвижения зависит от объема потребления каждого вида материальных ресурсов, и установленной для него транзитной нормы отгрузки. При этом транзитной нормой отгрузки является минимальное допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием-поставщиком в адрес предприятия-потребителя по одному заказу.

     Преимущества транзитной формы поставок при закупке материальных ресурсов заключаются в:

     ускорении сроков доставки ресурсов потребителям;

     снижении издержек обращения.

     Однако поставка только транзитом может привести к образованию у предприятия-потребителя излишних запасов материалов, если потребность в них ниже установленных транзитных норм. Экономически неоправданное применение транзитной формы товародвижения при закупке материальных ресурсов приводит к некомплектности потребляемых материалов, к неэффективному использованию материальных ресурсов, повышению сроков нахождения ресурсов в производственных запасах.

     Указанные недостатки транзита устраняются при использовании складской формы товародвижения, при которой средства производства поставляются предприятиям-потребителям через базы, склады и магазины торговых, посреднических организаций. Использование складской формы поставок позволяет предприятию-потребителю заказывать необходимые материальные ресурсы в объеме их действительной потребности; способствует снижению производственных запасов, так как завоз их с баз и складов посреднических организаций может осуществляться чаще, чем при транзитной форме товародвижения. Однако, при складской форме поставок предприятие-потребитель несет дополнительные расходы за складскую переработку, хранение, доставку материалов с баз и складов предприятий-посредников.

     Установление оптимального соотношения между транзитной и складской формами товародвижения – важная проблема для каждого предприятия.

     Наиболее рациональной и эффективной формой поставок является такая, которая обеспечивает непрерывность производственного процесса и при прочих равных условиях, наименьшие товарно-заготовительные расходы, а также минимальный уровень производственных запасов.

     Таким образом, от структуры хозяйственных связей во многом зависит степень удовлетворения потребности предприятия в продукции определенного качества и в сроки.

     Структура хозяйственных связей непосредственно влияет на рациональное использование материальных ресурсов, и применение в производстве экономичных материалов, на уровень и скорость оборота совокупных запасов продукции. Она во многом определяет затраты на перевозку продукции, ее хранение и другие расходы, относящиеся к издержкам обращения. В конечном счете от системы хозяйственных связей в той или иной мере зависит рентабельность производства. Для организации рациональной системы хозяйственных связей необходимо правильно определить форму поставок (товародвижения), длительность связей и выбор способа товародвижения.

     Функцию по вопросу правильного способа товародвижения, которая является важнейшей задачей при определении рациональной структуры хозяйственных связей хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов выполняет служба МТО. В связи с этим, актуальным вопросом является содержание деятельности службы материально-технического обеспечения в процессе установления хозяйственных связей. 

1.2. Роль хозяйственных связей в реализации продукции 

     На основе изучения рынка (спроса и предложения) предприятия самостоятельно или с помощью специализированных снабженческо-сбытовых организаций формируют портфель заказов товаров, а также размещают заказы на необходимые материальные ресурсы. Эти два направления деятельности определяют суть и характер коммерческих связей предприятия с потребителями продукции и хозяйственных связей с поставщиками материальных ресурсов. Важнейшими требованиями к развитию хозяйственных и торгово-коммерческих связей предприятия являются рациональность, надежность и стабильность.

     «До 1990 г. (частично и до 1992 г.) на практике действовали два основных вида движения товаров: один – через государственную торговлю для товаров народного потребления, другой – через организации общегосударственной и ведомственной систем материально-технического обеспечения. Эти виды представляли собой жесткое фондовое распределение и поставки продукции по плановым актам. В системе материально-технического снабжения в пределах бывшего СССР действовало более 11 тыс. предприятий и организаций. Из них к началу 90-х гг. менее 10% представляли общегосударственную систему и принадлежали Госснабу СССР, а 90% входили в различные министерства и ведомства, исполкомы местных Советов народных депутатов. Переход к рынку сломал систему централизованного материально-технического обеспечения предприятий».

     Организации и предприятия материально-технического обеспечения превратились в торговых и коммерческих агентов, оказывающих услуги предприятиям на хозрасчетных и взаимовыгодных условиях. Все они имеют готовую сеть складов, баз, магазинов, производственных участков. В сочетании с разнообразием выполняемых ими функций (универсальная, оптовая и розничная торговля) это в итоге снижает производственные и товарные запасы на обслуживаемых ими предприятиях, способствуя экономии на издержках обращения, ускоряя оборачиваемость средств и поддерживая ритмичность производства. Иными словами, организации и предприятия материально-технического обеспечения способствуют достижению рациональности хозяйственных связей по поставкам продукции производственно-технического назначения.

     Опыт стран с развитой системой рыночных отношений показывает, что существуют различные виды специализированных снабженческо-сбытовых организаций. Они различаются между собой набором услуг, оказываемых клиентам, товарной специализацией, обслуживанием определенных категорий заказчиков и др. В целом общее представление о действующей системе сбыта дает схема, представленная на рисунке.

     Несколько сложнее организованы каналы сбыта потребительских товаров, здесь он состоит из ряда коммерческих посредников, которые занимаются транспортировкой, хранением и продажей товаров на пути от производителя до потребителя.

     Для рядового потребителя товаров непосредственным коммерческим посредником выступает розничная торговля в лице миллионов небольших магазинов и гигантских супермаркетов. В США существует примерно 2,3 млн. предприятий розничной торговли, реализующих весь ассортимент потребительских товаров – от булки до автомобиля. В них занято более 11 млн. человек.

     «Зарубежная и российская практика выработала определенную классификацию розничной торговли. Среди них следует выделить следующие: универмаги, осуществляющие торговлю комплексом товаров, в частности, товарами для дома, одеждой и бытовой техникой; специализированные магазины, торгующие одним видом товаров, например фотоаппаратами, компьютерами, цветами, книгами и т.п.; супермаркеты – крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным набором непродовольственных товаров (в ряде случаев в них расположены бары и закусочные); универсамы – магазины, осуществляющие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами; магазины товаров повседневного спроса – булочные, кондитерские и т.п.; магазины, торгующие по каталогам (по ним выбирается товар и поставляется со склада); розничная торговля по почте».

     Таким образом, можно отметить, что розничная торговля предоставляет самые разные возможности доведения товара до потребителя. Отсюда важнейшей задачей сбытовика-производителя является принятие решения о выборе форм доведения своей продукции до покупателя.

     Стратегия организации сбыта товаров через розничную торговлю, как показывает опыт США, может строиться по трем основным схемам: интенсивной, селективной и с исключительными правами.

     «Интенсивная схема предполагает как можно более широкий охват товарами предприятий розничной торговли. Как правило, это товары массового спроса: кондитерские изделия, крупы, некоторые виды мясной продукции и т.д. Селективная схема предполагает привлечение к реализации товара лишь отдельных предприятий розничной торговли, т.е. отдается предпочтение тем структурам, которые обладают возможностями по высококачественному обслуживанию покупателей. Эту схему следует использовать для таких товаров, как бытовая техника, телевизоры, мебель, одежда, поскольку при продаже требуется знание их характеристик и умение довести до потребителя и характеристики товара. Схема сбыта с предоставлением исключительных прав применяется обычно при продаже высокотехнологичных товаров (автомобилей, компьютерной техники), что требует хороших знаний от продавцов».

     Производители, конечно, могут работать напрямую с потребителями, но в этом случае они должны выполнять все маркетинговые функции, связанные не только с установлением спроса, но и транспортировкой, хранением, проведением рекламы и торговли. Однако это для них будет накладно и менее продуктивно, так как посреднические организации выполняют вышеназванные функции более эффективно. Ведь всегда доставку товаров клиентам, особенно когда покупателей много, лучше осуществлять с помощью посредников, а не самому. Преимущество использования посредников проявляется прежде всего в уменьшении количества связей, а следовательно, в снижении расходов на транспорт и хранение.

     Вместе с тем при решении вопроса о том, выходить ли производителю в сбыте своих товаров непосредственно на покупателя или действовать с помощью посредников, необходимо учитывать, что более половины конечной цены товаров, приобретаемых покупателями через посредников, представляют собой торговые наценки, оплачивающие стоимость услуг последних. Иными словами, значительная часть конечной стоимости товара образуется за счет посредников.

     Посреднические организации лучше и эффективнее выполняют маркетинговые функции, чем производители товаров.

     Конечная цена товара повышается в результате деятельности посредников, но это увеличение компенсируется создаваемо ими полезностью.

     Условия, обеспечивающие надежность хозяйственных связей

     Надежность хозяйственных связей по материально-техническому обеспечению функционирования предприятий зависит, с одной стороны, от правильности составления хозяйственного договора, регулирующего взаимоотношения партнеров по поставке продукции, а с другой – от совпадения экономических интересов поставщика и получателя.

     Хозяйственный договор – это соглашение между юридическими лицами о взаимных правах, обязанностях и ответственности за выполнение принятых обязательств. Существуют разные формы хозяйственных договоров: на куплю-продажу (поставку продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления), перевозки грузов, оказание услуг, подряд, аренду (лизинг), проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поручения, комиссии и др. Все они имеют свое содержание и условия осуществления.

     Хозяйственные договоры подписываются руководителями предприятий, вступающими в те или иные производственно-хозяйственные связи, или уполномоченными представителями на основании доверенности. Действенность договора во многом зависит от полноты освещения в нем всех аспектов, обусловливающих его выполнение. К обязательным условиям относят сведения о сторонах договора с указанием продавца (поставщика) и покупателя (получателя) и о полномочиях лиц, подписывающих договор.

Информация о работе Виды хозяйственных связей