Примирительная процедура в хозяйственном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2015 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в определении правовой природы, места, роли, значения и возможностей посредничества (примирения) в хозяйственном судопроизводстве, а также разрешении существующих проблем правового регулирования примирительной процедуры, разработке предложений по ее совершенствованию и повышению эффективности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- установление правовой природы примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве Республики Беларусь;
- определение места примирительной процедуры в системе стадий хозяйственного процесса;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…3
1. Правовая природа примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве………………………...……….5
1.1. Сущность, значение и правовая характеристика примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве……………………………….5
1.2. Место примирительной процедуры в системе хозяйственного судопроизводства……………………………………………………….……….11
2. Реализация примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве……………………………..…16
2.1 Принципы примирительной процедуры и их закрепление в хозяйственном процессуальном законодательстве……………………….…..16
2.2 Содержание и порядок осуществления примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве………………………………………………19
2.3 Результаты примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве…………………………………………………...……..24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………….……………………………………………28
Заключение........................................................................................33
Список используемых источников................................

Файлы: 1 файл

Курсовая примирительные дораб.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

В ходе примирительной процедуры стороны раскрывают информацию в той степени, которую сочтут необходимой для успешного урегулирования спора.

Любая информация, полученная сторонами, медиатором, а также всеми лицами, допущенными по соглашению сторон к участию в процедуре, является конфиденциальной и разглашению не подлежит, за исключением случаев, когда на это имеется согласие всех сторон спора или это установлено законодательством Республики Беларусь.

Все записи, документы, а также иные информационные носители, сделанные или полученные в ходе примирительной процедуры, не подлежат разглашению или распространению без специального взаимного соглашения сторон.

Медиатор при завершении примирительной процедуры  должен провести со сторонами  беседу и получить их ясно выраженное согласие на любое действие, связанное с разглашением или использованием конфиденциальной информации.

Стороны не могут использовать в судебном процессе в качестве доказательств или свидетельств  мнения и предложения сторон, сделанные в примирительной  процедуре, в том числе: предложение одной из сторон обратиться к медиатору или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре;  предложения, высказанные одной  стороной  об условиях  примирении; признания, сделанные одной стороной в ходе примирительной процедуры; проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной; сведения, содержащиеся в документах, подготовленных исключительно для целей примирительной процедуры.

Медиатор  не может выступать в качестве адвоката, представителя сторон, свидетеля, эксперта или в ином другом качестве в судебном разбирательстве по спору, в котором он участвовал в качестве примирителя. Медиатор может разглашать конфиденциальную информацию, если  полагает, что неразглашение такой информации повлечет возникновение серьезного риска угрозы жизни или безопасности  человека или риска совершения любого другого преступления, или риска уголовного преследования  медиатора. [10, С. 242-245]

Не может быть признана  конфиденциальной информация, которая в любом случае   была бы  использована в качестве доказательства в ходе судебного  разбирательства или исполнительного производства. Медиатор может с согласия сторон  использовать  информацию для исследовательских или образовательных целей при условии сохранения анонимности сторон [21].

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о совместимости принципов примирительной процедуры, медиации и принципов хозяйственного судопроизводства. Указанный вывод позволяет утверждать о возможности включения в ХПК отдельных принципов примирительной процедуры и необходимость дополнения существующих принципами независимости и добросовестности сторон.

 

2.2 Содержание и порядок осуществления примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве

 

Представляется необходимым рассмотреть, как поэтапно проходит примирительная процедура в хозяйственном судопроизводстве.

Первый этап: открытие примирительной процедуры (вступительное слово примирителя).

Согласно пункту 24 Регламента проведения примирительной процедуры в хозяйственных судах Республики Беларусь примирительная процедура проводится после вынесения хозяйственным судом определения о назначении примирителя из числа медиаторов Центра. [21]

Примиритель в назначенные день, время и место открывает примирительную процедуру, представляется и предлагает представиться лицам, участвующим и переговорах, проверяет их полномочия, выясняет наличие обстоятельств, препятствующих проведению переговоров. Также он разъясняет сторонам задачи, цели проводимой процедуры, свою роль в ней и предлагает согласовать порядок ведения переговоров и их продолжительность, правила поведения сторон на переговорах, их права и обязанности, выясняет необходимость участия в процедуре иных лиц, создает атмосферу доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, согласовывает со сторонами форму соглашения об урегулировании спора в порядке примирительной процедуры.

Второй этап: представление сторон (исследование обстоятельств спора и интересов сторон).

В ходе второй стадии переговоров участники спора и примиритель определяют наиболее существенные проблемы, вызвавшие невозможность исполнения договорных обязательств. Основная цель переговоров - предоставить возможность сторонам изложить свой взгляд на причину возникновения спора, пути её разрешения и желаемый результат переговоров. Основная задача примирителя на данной стадии - способствовать созданию атмосферы сотрудничества между сторонами, активно и внимательно слушать позиции сторон, акцентировать внимание на фактах спорной ситуации и их оценки сторонами, уточнять у сторон правильность понимания полученной информации о сути спора, целях сторон и желаемом результате переговоров.

Третий этап: дискуссии сторон по выработке вопросов для обсуждения.

Основная цель переговоров третьей стадии - определить и сформулировать круг спорных вопросов, требующих рассмотрения и обсуждения. Основная задача примирителя - контролировать переговорный процесс, предоставить сторонам возможность выразить своё мнение по поводу возникшей спорной ситуации и т.п.

Четвертый этап: индивидуальная беседа примирителя с представителями каждой из сторон.

Цель индивидуальной беседы - подготовить стороны к дальнейшим конструктивным переговорам. Основная задача примирителя на этой стадии - выявить истинные интересы сторон, наличие конфиденциальной информации, преобразовать позиции исходя из интересов стороны, подготовить формулировки возможных предложений для урегулирования спора, проверить выдвинутые предложения на реалистичность. Индивидуальные беседы примиритель может проводить по своей инициативе или по ходатайству сторон (стороны) продолжительностью, как правило, до 20 минут.

В соответствии со статьей 155 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь примиритель вправе:

проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон.

Согласно статье 1551 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь стороны имеют право:

задавать другой стороне и примирителю уточняющие вопросы;

участвовать в проведении индивидуальной беседы с примирителем.

Пятый этап: выработка предложений по урегулированию спора.

Цель указанной стадии - выработка и обсуждение вариантов предложений для урегулирования спора, моделирование действий сторон способствующих прекращению спора. Основная задача примирителя - мотивировать стороны на выработку вариантов урегулирования спора, сбор и фиксация предложений сторон по урегулированию спора, акцентирование внимания на вопросах, по которым достигнуто соглашение, и вопросах, требующих дополнительного обсуждения. На данном этапе переговоров сторонами анализируются и оцениваются предложенные варианты и способы урегулирования спора с точки зрения приемлемости, конструктивности и реалистичности. Также предусмотрена возможность предоставления сторонам дополнительного времени для обдумывания предложенных вариантов урегулирования спора и (или) проведения индивидуальных переговоров со сторонами.

Согласно статье 1551 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь стороны имеют право вносить предложения об урегулировании спора.

Шестой этап: завершение примирительной процедуры.

Примирительная процедура завершается при достижении сторонами соглашения, влекущего прекращение спора полностью либо в части. В соглашении об урегулировании спора в порядке примирительной процедуры отражаются результаты достигнутых сторонами договоренностей (например, в каком объеме ответчиком признан иск, полностью либо частично истец отказался от иска, заключен ли сторонами новый договор, использованы ли сторонами институты новации, отступного и т.п.)

В соответствии со статьей 155 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь примиритель вправе инициировать завершение примирительной процедуры.

Согласно статье 1551 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь стороны имеют право заключать соглашения по фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о возможности наделения правом инициативы примирителя на прекращение примирительной процедуры. Видится возможным расширение сферы применения примирительной процедуры на дела из административно-публичных отношений, а также необходимым установление сроков проведения примирительной процедуры на каждой из стадий хозяйственного процесса. Нами утверждается рациональным разделение полномочий по содействию примирению сторон между судьей и примирителем, а также наделение процессуальными правами примирителя, обеспечивающими проведение примирительной процедуры. Выделены следующие права: разъяснение сторонам прав и обязанностей, которыми они обладают в примирительной процедуре; заявление самоотвода по основаниям, предусмотренным ст.ст. 34, 35 ХПК; проверка полномочий сторон на участие и заключение соглашения о примирении; назначение даты примирительной процедуры; вызов сторон и иных участников для участия в примирительной процедуре; привлечение специалиста; назначение экспертизы; утверждение соглашения о примирении; прекращение процедуры в случае ее неэффективности либо злоупотреблений сторон; передача дела для рассмотрения по существу в случае недостижения соглашения о примирении. Назначение на должности примирителей предложено производить с учетом результатов психологического тестирования личности кандидата, обязательной специальной подготовки в качестве медиатора и сдачи квалификационного экзамена. Выделены следующие квалификационные требования к примирителю: высшее юридическое образование, стаж правовой работы не менее трех лет, обязательная специальная подготовка в качестве медиатора, знание судебной практики, высокие моральные качества.

Видится необходимой четкая регламентации полномочий сторон. Стороны имеют право: выбирать примирителя; отказаться от назначенной хозяйственным судом примирительной процедуры в течение 7 рабочий дней, а также отказаться в любое время от дальнейшего ее проведения путем подачи письменного заявления; вносить предложения о порядке проведения примирительной процедуры; заявлять о необходимости участия в примирительной процедуре иных лиц (третьих лиц по делу, экономистов, бухгалтеров, аудиторов, других специалистов, экспертов и т.д.); представлять доказательства, информацию, необходимую для прояснения позиции и достижения урегулирования спора; задавать уточняющие вопросы другой стороне и примирителю; ходатайствовать о проведении индивидуальной беседы с примирителем; вносить предложения по урегулированию спора; заключать соглашения по фактическим обстоятельствам дела; участвовать в выработке условий соглашения о примирении; в случае истечения срока примирительной процедуры ходатайствовать о его продлении. Стороны обязаны: представить примирителю документы, подтверждающие их полномочия на участие в примирительной процедуре и заключение соглашения о примирении; являться по вызову примирителя для участия в примирительной процедуре; соблюдать согласованный сторонами порядок проведения примирительной процедуры; соблюдать принципы примирительной процедуры; не допускать своими действиями некорректного отношения к другой стороне и примирителю; вырабатывать реалистичные условия соглашения о примирении; добровольно исполнять соглашение о примирении; не разглашать информацию, полученную в ходе примирительной процедуры, без согласия другой стороны; не допускать необоснованного затягивания примирительной процедуры; не оказывать силовое, моральное или любое иное давление на другую сторону, примирителя, иных участников примирительной процедуры.

Анализ возможности заключения мирового соглашения по спорам, возникающим из административно-публичных правоотношений позволяет утверждать о возможности расширения сферы использования процедуры на указанные дела.

Видится обоснованным для целей повышения качества примирительной процедуры и обеспечения права сторон на выбор примирителя в суде принятие Закона «О медиации».

 

2.3 Результаты примирительной процедуры в хозяйственном судопроизводстве

 

В теории хозяйственного процессуального права определения, которыми дело завершается без рассмотрения по существу, сегодня подразделяют на две группы.

Первая группа - это "пресекательные" определения, которые выносятся в случае отсутствия оснований для возбуждения процесса и судебного разбирательства (например, если дело не подлежит рассмотрению в суде; имеется вступивший в законную силу судебный акт, принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям и т.д.).

Вторая - это "заключительные" определения, которые выносятся в том случае, если спора о праве как такового уже не существует (в случае отказа истца от иска, утверждения мирового соглашения, смерти гражданина или ликвидации организации - сторон спора).

Таким образом, собственно определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства в связи с утверждением мирового соглашения:

  • выступает необходимым юридическим фактом, в силу которого мировое соглашение считается заключенным (соблюдение формы судебной мировой сделки) и вступает в действие;
  • порождает только процессуальные последствия (в частности, суд прекращает производство по делу и решает вопрос распределения судебных расходов (при отсутствии соглашения сторон о распределении судебных расходов суд решает этот вопрос в общем порядке));
  • само по себе не влечет материально-правовых последствий для сторон.

Согласно статье 157 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь примирительная процедура завершается при:

  • достижении примирения и заключении соглашения о примирении;
  • недостижении примирения по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя;
  • истечении срока примирительной процедуры [25].

При достижении примирения по всем или отдельным требованиям стороны заключают соглашение о примирении, в котором фиксируются согласованные позиции сторон.

Информация о работе Примирительная процедура в хозяйственном процессе