Участие прокурора в хозяйственном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

На основании анализа хозяйственно-процессуального законодательства, можно сделать вывод, что одним из участников хозяйственного судопроизводства является прокурор, на основании этого, представляется важным определить роль, место и права прокурора в хозяйственном судопроизводстве.
Круг прав, которыми наделен прокурор в хозяйственном процессе, определен Хозяйственно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), постановлениями Пленума Высшего Хозяйственного суда и некоторыми иными нормативными правовыми актами.

Файлы: 1 файл

хозяйственный процесс.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 7

  1. Участие прокурора в хозяйственном процессе.

На основании  анализа хозяйственно-процессуального  законодательства, можно сделать  вывод, что одним из участников хозяйственного судопроизводства является прокурор, на основании этого, представляется важным определить роль, место и права прокурора в хозяйственном судопроизводстве.

Круг прав, которыми наделен прокурор в хозяйственном процессе, определен Хозяйственно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), постановлениями Пленума Высшего Хозяйственного суда и некоторыми иными нормативными правовыми актами.

Следует отметить, что, как правило, в хозяйственном, как и в гражданском судопроизводстве, прокурор от своего имени защищает государственный и общественный интерес, путем защиты прав государственных органов, юридических лиц и иных участников, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены. Правомочия прокурора в хозяйственном процессе детально прописаны в ст. 66 ХПК [15].

В пределах своей компетенции, прокурор имеет право обращаться с иском в хозяйственный суд для защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, однако реализовать данное право прокурор может лишь с согласия указанных лиц.

Таким образом, в вышеуказанным нами случаях прокурор обращается с исковым заявлением в любе звено системы хозяйственных судов Республики Беларусь.

Говоря о  процессуальном положении прокурора в хозяйственном процессе, следует отметить, что прокурор выступает с позиции истца и пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности данного участника процесса. Однако, правом на заключение мирового соглашения прокурор воспользоваться не может, ввиду прямого указание на это в нормах ХПК.

Стоит обратить внимание на то, если исковое заявление предъявлено прокурором в целях защиты государственных интересов, то истцом являются Республика Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов.

Ввиду особого  положения, прокурор может отказаться от предъявленного им иска, что в свою очередь не лишает истца права повторного предъявления иска и рассмотрения дела по существу.

В случае, если хозяйственный суд принимает отказ истца от иска, который был предъявлен в целях защиты его интересов прокурором, это влечет за собой прекращение производства по делу. За исключение дел, когда прокурор защищает государственные и общественные интересы, в таких случаях производства по делу не прекращается [2, с. 65].

Участие прокурора  в рассмотрении дела, возбужденного по его иску обязательно [15].

Таким образом, ст. 66 ХПК подробно определяет компетенцию прокурора в хозяйственном процессе. Основной целью его участия является защита государственных и общественных интересов. Причем в этом случае на инициирование прокурором судебного процесса не требуется согласия лица, в интересах которого прокурор выступает [14, c. 103].

Ч. 4 ст. 159 ХПК предусматривает, правило, согласно которому, в заявлении прокурора, обратившегося в хозяйственный суд в защиту государственных или общественных интересов, а также в защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, должно содержаться обоснование того, в чем заключается этот интерес.

Ч.4 ст. 6 ХПК указывает, что прокурор не обязан соблюдать досудебного порядка урегулирования спора.

На прокурора  не распространяются требования уплаты государственной пошлины [8]. В хозяйственных делах, возбужденных по заявлению прокурора, государственную пошлину обязан уплатить ответчик, в размерах определенных законодательными актами Республики Беларусь, за исключение следующих случаев:

- прямого указания  об этом в законодательных  актах;

- хозяйственный  суд отказал от удовлетворения  такого иска.

Следует отметить, если прокурор отказался от дальнейшего поддержания  предъявленного им иска, уплата государственной пошлины осуществляется по общим правилам.

После предъявления иска прокурором и  принятия его хозяйственным судом, прокурор извещается о времени и месте рассмотрения дела, возбужденного по его исковому заявлению [7].

 

 

  1. Виды исков. Соединение, разъединение исковых требований.

Иск является важнейшим  процессуальным средством защиты нарушенного  или оспариваемого права участников судопроизводства. Форма, в которой происходит защита этого права, называется исковой формой [2, c. 167].

Иск в хозяйственном  процессе - это спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения строго в определенном процессуальном порядке.

На сегодняшний день мнения авторов, на вопрос классификации  исков расходится [2, c. 166]. На наш взгляд целесообразно иски разделить на следующие категории:

1.В зависимости от предмета иска:

- иски о признании;

- иски о присуждении.

2. От рода правоотношений:

- личные иски;

- иски, направленные в  защиту государственного и общественного  интереса.

Стоит отметить, что иски можно классифицировать по субъектному  составу, то есть в зависимости от лица предъявляемого исковое заявление  в хозяйственный суд, то есть иски предъявляемые прокурором, представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем и иными субъектами, которые могут осуществлять указанное право.

Следует отметить, что  основными распорядительными правами  истца в хозяйственном процессе являются права на соединение и разъединение исковых требований.

Основное преимущество для хозяйственного суда в соединении нескольких исковых требований заключается  в более быстром и правильном рассмотрении хозяйственного дело, которое, в свою очередь, способствует реализации принципа процессуальной экономии и уменьшению судебных расходов, а также в случае реализации права на соединение исковых требований, исключается возможность вынесение противоречащих друг другу судебных постановлений по связанным делам [3].

Следует обратить внимание, что, как правило, соединение нескольких требований осуществляется в первую очередь в исковом производства, однако, в неисковом производстве реализация данного правило не исключается. На наш взгляд стоит отметить, что соединение требований, относящихся к различным видам производства, представляется невозможным, а также в случае  если в несколько требований вытекают из различных отраслей права, такие исковые требования не соединяются в одно исковое заявление.

Как ранее отмечалось, соединение нескольких исковых требований представляет собой право, предоставленное  ч.1 ст. 165 ХПК истцу. Данное право, носит диспозитивный характер, однако в случае если хозяйственный суд решит, что исковые требования истцом соединены неправильно, то им возвращается исковое заявление истцу. В случае, если такая ситуация произойдет на практике, это не лишит истца права разъединить требования и вновь предъявить в хозяйственный суд эти требования, но уже в качестве отдельных исковых заявлений либо иных документов, к примеру жалоб [3].

В одном исковом заявлении  могут быть соединены как требования, предъявляемые к одному, так и  к нескольким ответчикам.

Ст.165 ХПК определены основания, при наличии которых истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований. Такими основаниями являются:

а) связь требований по основаниям возникновения;

б) связь требований по доказательствам, представляемым в обоснование каждого  из требований [3].

По основаниям возникновения  связаны исковые требования, в основание каждого из которых входят одни и те же юридические факты. Как правило, такие исковые требования вытекают из одного и того же материального правоотношения.

Взаимосвязь требований по представленным доказательствам имеет  место в случаях, когда эти требования основаны на одних и тех же доказательствах, которые могут свидетельствовать о наличии нескольких искомых юридических фактов.

Однако одно только совпадение участвующих в деле лиц, внешнее  сходство или близость заявленных требований, сходство предлагаемой истцом правовой квалификации правоотношений не свидетельствуют о взаимосвязи заявленных требований.

При предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны  хозяйственному, а другие - общему суду, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства (ч. 2 ст. 38 ГПК).

Следует обратить внимание, что в ст. 165 ХПК не дано прямое указание на то, что в одном заявлении могут быть соединены требования нескольких лиц. Однако такое соединение при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 165 ХПК, возможно [3].

Таким образом, при наличии  оснований, указанных в ч. 1 ст. 165, в одном исковом заявлении могут быть соединены требования, предъявляемые одним истцом к одному ответчику, истцом - к нескольким ответчикам, несколькими истцами - к одному ответчику, а также требования нескольких истцов - к нескольким ответчикам. Таким образом, при возникновении одного из указанных случаев, это приводит к возникновении процессуального соучастия, предусмотренного ст. 60 ХПК Республики Беларусь [2, c. 178].

Важно отметить, что вышеуказанные  правила о соединении исковых требований распространяются также на прокурора и иных лиц, имеющих право, на основании хозяйственно-процессуального законодательства обращаться в хозяйственный суд для защиты от своего имени государственных и общественных интересов.

Представляется важным отметить, что основной целью объединения хозяйственным судом нескольких дел для совместного рассмотрения  должна являться реализации принципа процессуальной экономии, более быстрого и правильного рассмотрения дел.

Говоря о разъединение нескольких исковых требований, то стоит отметить, что хозяйственный суд имеет право на это право, если придет к выводу, что рассмотрение в одном производстве указанных требование не представляется возможным. Однако, законодателем не определены специальных оснований для такого выделения исковых требований.

Таким образом, хозяйственный суд вправе выделить одно или несколько требований в отдельное дело, если будут учтены следующие условия:

- требования не связаны между собой;

- выделение одного или нескольких из них в отдельное дело позволит более оперативно разрешить возникшие споры [3].

Выделение одного или нескольких требований в отдельное дело может  быть произведено как в случаях, когда они были соединены истцом, так и в тех случаях, когда они были объединены для совместного рассмотрения самим хозяйственным судом.

Объединение дел и выделение  одного или нескольких требований в отдельное дело хозяйственный суд может произвести как по ходатайству участвующих в деле лиц, так и по своей инициативе. Эти действия могут быть совершены только судом первой инстанции и только после возбуждения производства по делу и до вынесения решения или определения, которым оканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции [15].

Объединение или  разъединение  требований может  быть произведено по указанию кассационной или надзорной инстанции после  отмены ими ранее состоявшегося  решения с направлением дела на новое  рассмотрение.

Об объединении  дел и о выделении одного или  нескольких требований в отдельное дело хозяйственный суд выносит определение в виде отдельного судебного постановления, которое направляется или вручается участвующим в деле лицам не позднее пяти дней со дня вынесения, которое, в последствии,  может быть обжаловано либо опротестовано в апелляционном или кассационном порядке отдельно от решения [15].

 

Задачи

  1. Определите размер государственной пошлины, подлежащий оплате в следующем случае: ООО «Р» подает заявление об исполнении решения, вынесенного Международным Коммерческим Арбитражным судом при ТПП Украины о взыскании с ООО «К» в пользу ООО «Р» 1 000 000 руб. за поставленную продукцию.

Ответ:

Государственная пошлина рассчитывается на основании  Закона Республики Беларусь «О государственной  пошлине», Налогового кодекса,  постановлений Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь и некоторых иных законодательных актов Республики Беларусь.

На основании  законодательства, для того чтобы исковое или иное заявление было рассмотрено хозяйственным судом, до обращения в суд необходимо уплатить госпошлину, размер которой установлен Налоговым кодексом исходя из характера заявленных требований.

Для уплаты госпошлины необходимо выполнить ряд действий.

Информация о работе Участие прокурора в хозяйственном процессе