Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Для написания курсовой работы по теме «Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы» нами были изучены следующие вопросы:
1. Ценности кооперативов, принятые МКА в 1995 году
2. Современные кооперативные принципы
3. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов

Файлы: 1 файл

курсовая Ценности кооперативов приняты.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, потребительское  общество – членская организация. Члены  потребительского общества – пайщики  образуют потребительское общество и составляют социальную основу потребительского общества. Потребительские общества являются членами потребительских союзов, причем коллективными членами, состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно утверждать, что пайщики являются социальной основой и потребительских обществ, и потребительских союзов, а значит и всей системы потребительской кооперации.

Пайщики потребительского общества наделены законом о потребительской  кооперации определенными правами  и обязанностями.

Пайщики потребительского общества имеют следующие права:

  1. вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;
  2. участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;
  3. получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;
  4. приобретать (получать) преимущественно пред другими гражданами товары и услуги в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;
  5. пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности потребительского общества;
  6. сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;
  7. быть принятым в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии;
  8. получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
  9. пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;
  10. получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;
  11. обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;
  12. обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы;

Общее собрание потребительского общества может устанавливать и  иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Пайщики потребительского общества имеют следующие обязанности:

  1. соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения органов управления потребительского общества и потребительского союза;
  2. принимать участие в органах управления и контроля потребительского общества и потребительского союза;
  3. выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности: по пользованию услугами потребительского общества, поставке сельскохозяйственной продукции потребительскому обществу, другое участие;
  4. нести субсидиарную, материальную ответственность по обязательствам потребительского общества.

Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин перед обществом своих обязанностей, установленных законом о потребительской кооперации или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.

Реализация прав и обязанностей пайщиков способствует укреплению демократии, повышению эффективности социально-экономической деятельности и выполнению социальной миссии потребительской кооперации.

Заключение

 

В декларации «О кооперативной идентичности» МКА (1995 г.) изложены кооперативные ценности и принципы, которые являются надежным ориентиром для развития кооперативов и кооперативного движения в третьем тысячелетии.

Ценности и принципы придают кооперативам характер социально-ориентированных  организаций рыночной экономики. Функционирование кооперативов в системе субъектов рынка способствует формированию гуманных отношений между участниками рынка.

Применение кооперативных  принципов в хозяйственной практике организаций потребительской кооперации обеспечивает им социальную направленность деятельности, направленной на удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей пайщиков.

Система потребительской  кооперации представляет собой многоуровневую структуру, состоящую из потребительских  обществ и их союзов. Организационное построение системы потребительской кооперации постоянно совершенствуется.

Следует отметить, что  потребительские общества не всех субъектов  России входят в систему Центросоюза.

В тоже время система  потребительской кооперации Центросоюза  – крупная система, членами которой являются более 3 тысяч потребительских обществ.

Потребительское общество – членская организация. Члены потребительского общества – пайщики образуют потребительское  общество и составляют социальную основу потребительского общества.

Потребительские общества являются членами потребительских  союзов, причем коллективными членами, состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно утверждать, что пайщики являются социальной основой и потребительских  обществ, и потребительских союзов, а значит и всей системы потребительской кооперации.

Реализация прав и  обязанностей пайщиков способствует укреплению демократии, повышению эффективности  социально-экономической деятельности и выполнению социальной миссии потребительской  кооперации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Введена в действие с 25 декабря 1993 г.
  2. Бланк Г. Я. Основы теории и история потребительской кооперации. – М.: Центросоюз, 1963.-220 с.
  3. Бондаренко Н. В., Кущетеров Р. М., Кочкарова З. Р. История и теория кооперации: Учебник для студентов кооперативных вузов/Под общ. ред. Кущетерова Р. М.- Ставрополь: Ставропольский кооперативный институт, 1998-312 с.
  4. Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-400 с.
  5. Клименко О. И. Эффективность социального управления в системе потребительской кооперации: Монография. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2000.-185 с.
  6. Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 1998.-163 с.
  7. Коряков И. А. Принципы кооперативного движения. – Чита: Издательство ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998-235 с.
  8. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.-328 с.
  9. Манферсон Я. Принципы кооперации для XXI века/ Я. Манферсон, - Белгород: БУПК, 1997. – 57 с.
  10. Теплов В. И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 1999.
  11. Уколова Л. В. Кооперативы современной России: Учебное пособие.–Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2007.-184 с.
  12. Уколова Л. В. Потребительские общества и их союзы в потребительской кооперации Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 1999.-102 с.
  13. Манферсон Я. Принципы кооперации для XXI века/ Я. Манферсон, - Белгород: БУПК, 1997. – 57 с.
  14. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. – М.: Кооперативное издательство, 1925.

Информация о работе Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы