Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Для написания курсовой работы по теме «Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы» нами были изучены следующие вопросы:
1. Ценности кооперативов, принятые МКА в 1995 году
2. Современные кооперативные принципы
3. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов

Файлы: 1 файл

курсовая Ценности кооперативов приняты.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

- городское потребительское  общество – горпо;

- районное потребительское  общество – райпо.

б) по социальному или  профессиональному составу членов:

- рабочее потребительское  общество (рабочий кооператив) –  рабкооп;

- рыболовецкое потребительское  общество (рыболовецкий кооператив) – рыбкооп;

- студенческое потребительское  общество – студпо;

- ученическое потребительское  общество – учпо.

Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим  лицом и в соответствии со статьей 5 закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» обладает правомочиями, а именно потребительскому обществу разрешено:

- заниматься деятельностью,  направленной на удовлетворение  потребностей пайщиков;

- осуществлять предпринимательскую  деятельность постольку, постольку  это служит достижению целей,  ради которых оно создано;

- иметь свои представительства,  филиалы, создавать хозяйственные  общества, учреждения и осуществлять  свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- участвовать в хозяйственных  обществах, кооперативах, быть вкладчиком  в товариществах на вере;

- создавать предусмотренные  настоящим Законом фонды потребительского  общества;

- распределять доходы  между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

- привлекать заемные  средства от пайщиков и других  граждан;

- осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;

- осуществлять внешнеэкономическую  деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- обжаловать в судебном  порядке акты государственных  органов, акты органов местного  самоуправления, действия их должностных  лиц, нарушающие права потребительского  общества;

- осуществлять иные  права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

Потребительские общества – первичные основные организации  системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают  союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.

Союзы потребительских  обществ, как и потребительские  общества, являются юридическими лицами.

В соответствии со статьей 32 закона «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов) в российской Федерации» учредителями союза могут быть только потребительские общества. Поэтому в статье 1 выше названного закона дано следующее понятие союза:

«Районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ».

Члены союза (потребительские  общества) сохраняют самостоятельность  и права юридического лица.

В законе «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (статья 1) изложено назначение союзов потребительских обществ:

Районный союз потребительских  обществ – союз потребительских  обществ района, созданный потребительскими обществами для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг.

Областной, краевой или  республиканский союз потребительских обществ – союз потребительских обществ области, края или республики, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.

Центральный союз потребительских  обществ России – союз потребительских  обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.

Союз, как и потребительское  общество, являясь некоммерческой организацией, может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создан.

Объединение потребительских  обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение  в регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становиться организованной и более защищенной в условиях рыночных отношений.

По организационному построению система потребительской  кооперации России представляет собой многоуровневую вертикальную организационную структуру.

Традиционно в потребительской кооперации сложилась четырехуровневая организационная структура (прил 1).

Конечно, в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности организационного построения потребительской кооперации. Так, в  областном (краевом, республиканском) потребсоюзе могут создаваться городские потребительские общества (горпо), которые являются членами областного союза потребительских обществ.

В то же время наблюдается  общая тенденция – преобразование четырехуровневой организационной  структуры и формирование трехуровневой структуры организационного построения системы потребительской кооперации. В связи с переходом с 4-х уровневой структуры на 3-х уровневую организационную структуру большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы и продолжаются преобразовываться в районные потребительские общества – райпо.

Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений заключается в том, что на основе концентрации капитала создается крупное потребительское общество.

Райпо объединяет пайщиков как любое потребительское общество, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.

Образование райпо способствует формированию трехуровневого организационного построения системы потребительской кооперации (прил 2).

Переход с четырехуровневого  на трехуровневое организационное  построение системы способствует сокращению количества потребительских обществ  и их укрупнению.

В настоящее время  следует рассматривать наряду с  положительными и отрицательными стороны  процесса реорганизации районных потребительских союзов и их потребительских обществ как юридических лиц и образование одного юридического лица – райпо. Практика показывает, что в настоящее время востребованы небольшие по объему капитала юридические лица. Поэтому в райпо и их союзах создаются новые малые юридические лица, к сожалению, не в форме потребительских кооперативов, а в форме некооперативных организаций. Так, в 2006 году по данным Центросоюза РФ в системе потребительской кооперации функционировало 3385 потребительских обществ, 159 районных и окружных союзов потребительских обществ с ограниченной ответственностью, созданные на базе предприятий потребительской кооперации.

Таким образом, система  потребительской кооперации представляет собой многоуровневую структуру, состоящую  из потребительских обществ и  их союзов. Организационное построение системы потребительской кооперации постоянно совершенствуется.

Следует отметить, что потребительские общества не всех субъектов России входят в систему Центросоюза. В тоже время система потребительской кооперации Центросоюза – крупная система, членами которой являются более 3 тысяч потребительских обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Пайщики – социальная основа потребительской кооперации

 

Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики  являются социальной основой потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.

В соответствии с законом о потребительской кооперации:

Пайщик – это гражданин (или юридическое лицо), внесший  вступительный и паевой взносы и  принятый в члены потребительского общества.

И граждане, и юридические  лица могут стать пайщиками: при  создании или при вступлении в действующее потребительское общество.

При создании потребительского общества граждане или юридические  лица выступают учредителями потребительского общества, то есть они сами его создают. Потребительское общество считается  созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации, то есть включения потребительского общества в Государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками.

При вступлении в действующее  потребительское общество гражданин (или юридическое лицо), желающий стать пайщиком, подает в совет  потребительского общества заявление  в письменной форме. В заявлении  гражданина должны быть указаны его  фамилия, имя, отчество и место жительства. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, получающие государственные пособия или пенсию, сообщают об этом в заявлении.

В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты.

Совет потребительского общества обязан в течении 30 дней рассмотреть поступившее заявление и вынести решение.

Вступающий признается пайщиком с момента вынесения  положительного решения советом  потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.

Лица, принятые в потребительское  общество, получают документ, удостоверяющий их членство – книжку пайщика.

Как при создании потребительского общества, так и при вступлении в действующее потребительское общество пайщик уплачивает два вида взносов: вступительный и паевой.

Вступительный взнос  – денежная сумма, направляемая, в  основном, на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество;

Паевой взнос –  имущественный взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд потребительского общества. На паевой взнос начисляются дивиденды. Этот взнос и дивиденды на него возвращаются пайщику при его выбытие из потребительского общества или передаются наследнику пайщика (в случае смерти). Однако, право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков по наследству не передаются.

При ликвидации потребительского общества имущество, оставшееся после  требований кредиторов, за исключением  имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

Если имущества на покрытие долгов потребительского общества недостаточно, то пайщики несут субсидиарную ответственность по обязательствам своего общества за тот хозяйственный год, в котором он состоял пайщиком.

В соответствии с законом  о потребительской кооперации пайщики  имеют право быть принятыми на работу в потребительское общество в первоочередном порядке по сравнению  с гражданами, не являющимися пайщиками.

По признаку трудового  участия в потребительском обществе  пайщики делятся на две группы:

- пайщики, работающие  в организациях потребительской  кооперации;

- пайщики, не работающие  в организациях потребительской  кооперации.

В соответствии с законом о потребительской кооперации минимальное число пайщиков – учредителей ограничено и должно быть не менее пяти граждан или трех юридических лиц. Максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено. Поэтому большинство пайщиков в потребительском обществе – это пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации. Так, в 1999 году в потребительской кооперации общая численность пайщиков составляла около 12 млн. человек, а работников – около 450 тыс. человек. Численность пайщиков за годы реформ значительно изменилась.

Уменьшение численности  пайщиков объясняется неблагоприятными объективными и субъективными факторами, влияющими на деятельность потребительских  обществ, которые привели к оттоку пайщиков из потребительских обществ.

Информация о работе Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы