Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Для написания курсовой работы по теме «Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы» нами были изучены следующие вопросы:
1. Ценности кооперативов, принятые МКА в 1995 году
2. Современные кооперативные принципы
3. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов

Файлы: 1 файл

курсовая Ценности кооперативов приняты.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Потребительская кооперация – это система потребительских  обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих  членов.

Основу системы потребительской  кооперации образуют потребительские  общества. Потребительские общества объединяют разные социальные слои населения на добровольных началах.

Потребительская кооперация является социально-ориентированной  системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов.

Кооперативные ценности отражают общественные ценности, разделяемые  членами кооперативов, работниками  кооперативов и лицами, заинтересованными  в развитии кооперативов.

Основу системы потребительской  кооперации составляют потребительские  общества. В соответствии с Гражданским  кодексом (часть 1) организационно-правовой формой потребительского общества  является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики являются социальной основой потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.

Реализация прав и  обязанностей пайщиков способствует укреплению демократии, повышению эффективности социально-экономической деятельности и выполнению социальной миссии потребительской кооперации.

Для написания курсовой работы по теме «Преимущества потребительской  кооперации как кооперативной системы» нами были изучены следующие вопросы:

  1. Ценности кооперативов, принятые МКА в 1995 году
  2. Современные кооперативные принципы
  3. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов
  4. Пайщики – социальная основа потребительской кооперации

Структура работы представлена введением, 4 вопросами содержащими теоретический характер, заключением, списком использованных источников и 2 приложениями.

Объем курсовой работы составляет 34 листа и содержит 14 источников литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ценности кооперативов принятые МКА в 1995 году

 

Кооперативы отличаются от других некооперативных форм организаций  тем, что при создании и деятельности кооперативов во всех странах мира применяются общие кооперативные ценности и принципы. Общие для всех кооперативов мира принципы и ценности принимаются высшим органом Международного кооперативного альянса (МКА). При изменении условий, в которых развиваются кооперативы, меняются их ценности и принципы. Современные кооперативные ценности и принципы были приняты в 1995 году на XXXI конгрессе МКА и записаны в Декларации о кооперативной идентичности.

Кооперативные ценности и принципы придают одинаковость (идентичность) кооперативам как специфическим  организациям рыночной экономики, формируют  идеологию кооперативного движения.

Ценности и принципы определяют нравственную основу кооперативного сообщества, социальную ориентацию хозяйственной деятельности кооперативов – ориентацию на удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей членов кооперативов.

Кооперативы, их союзы  и система в целом, реализуя кооперативные ценности и принципы в своей социально-экономической деятельности, выступают как социально-ориентированные организации и социально-ориентированные системы рыночной экономики.

Потребительские общества, их союзы и система потребительской кооперации является социально-ориентированной системой, так как осуществляют все виды социально экономической деятельности (торговлю, общественное питание, закупки, производство, услуги) на основе кооперативных ценностей и принципов.

Рассматривая понятие «ценности», исходят из того, что кооператив – это коллектив индивидуумов, общественно значимые ориентации которых совпадают. Поэтому можно дать следующее определение понятию «кооперативные ценности».

Кооперативные ценности – это общественные ценности, разделяемые членами кооперативов и применяемые в совместной социально – экономической деятельности, осуществляемой с целью удовлетворения своих материальных, социальных и культурных потребностей.

Значение кооперативных  ценностей, придающих кооперативам характер социально-ориентированного субъекта рынка, состоит в следующем.

Во-первых, кооперативные  ценности регулируют внутренние членские и трудовые отношения, то есть нравственные отношения между членами и  работниками кооператива.

Во-вторых, кооперативные  ценности поддерживают моральный престиж кооперативов и их объединений в обществе, то есть регулируют отношения кооперативов с внешней средой. Кооперативные ценности вызывают доверие общества к кооперативам, обеспечивают им благоприятные нравственные предпосылки для развития.

Кооперативные ценности утверждают основы гуманизма в межличностных  отношениях внутри кооператива и  вносят гуманные начала в отношения  между субъектами рыночных отношений: между кооперативами и гражданами; кооперативами и юридическими лицами; кооперативами и политическими и общественными институтами.

В декларации «О кооперативной идентичности» МКА (1995 г.) указано, что кооперативы основаны на следующих основных ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность.

Взаимопомощь – ценность, которая определяет взаимоотношения  кооператива (как коллективной организации) с членами кооператива (индивидами).

Кооперативы это организации взаимопомощи, которые помогают гражданам – членам кооперативов улучшить:

  1. материальное положение путем экономии средств на приобретение товаров и услуг (потребительские кооперативы и кооперативы услуг);
  2. производственную деятельность своих частных предприятий путем успешного сбыта товаров (сбытовые кооперативы) и получения дешевых заемных средств (кредитные кооперативы);
  3. свои жилищные условия за счет приобретения более дешевого и качественного жилья (жилищно-строительные кооперативы).

Кооперативы способствуют удовлетворению и иных материальных, социальных и культурных потребностей своих членов.

В рыночной экономике  человеку-одиночке приходиться все  труднее. Кооперативы, оказывая коллективное влияние на рынок и на правительство, совместно создают лучшие условия  для деятельности индивида и кооператива.

Взаимная ответственность – ценность, которая означает ответственность кооператива за интересы своих членов и ответственность членов за общие интересы кооператива.

Кооператив должен обеспечить своим членам удовлетворение экономических, социальных и культурных потребностей.

В то же время члены кооператива должны активно участвовать в деятельности кооператива, чтобы содействовать его лучшему социально-экономическому развитию. Как коллективные собственники члены кооператива отвечают по обязательствам кооператива.

Демократия в переводе на русский язык означает «власть народа»,а в кооперативной организации – власть членов кооператива, которую они осуществляют через органы управления путем принятия решений по важнейшим социально-экономическим вопросам деятельности кооператива. Члены кооператива участвуют в таких органах управления, как собрания, советы, ревизионные комиссии, а также в других органах управления.

Члены кооператива имеют  право избирать и быть избранными в органы управления и контроля кооператива. Выборные органы управления и контроля кооператива должны отчитываться о своей работе перед теми органами управления, которыми они избраны. Так, совет и ревизионная комиссия избираются общим собранием кооператива и должны не реже 1 раза в год отчитываться за свою работу перед общим собранием кооператива.

Кооператив – школа управления для граждан – членов кооператива, каждый из которых, принимая участие в экономической и социальной деятельности кооператива, а также в его органах управления и контроля, вникая во взаимоотношения с органами государственной власти, приобретает необходимые знания и уверенность в самостоятельной деятельности.

Равенство – ценность, определяющая равноправное участие членов в деятельности кооператива. Каждый член кооператива имеет равное право на участие в органах управления и контроля по принципу: 1член – 1голос; равное право на получение информации о деятельности кооператива; равное право на участие в экономической деятельности кооператива.

Справедливость –  ценность, которая вытекает из единства интересов каждого кооператива и его членов; кооперативов любого региона и членов всех кооперативов региона; кооперативов всех стран мира и их членов, то есть солидарность означает, что интересы кооперативов и их членов едины.

Единство интересов  подтверждается созданием объединений кооперативов (союзов, ассоциаций) на местном, региональном, федеральном и международном уровнях; развитием сотрудничества, направленного на обеспечение экономически эффективной работы кооперативов для достижения целей по удовлетворению экономических, социальных и культурных потребностей своих членов и других граждан.

Солидарность способствует взаимодействию национальных кооперативных  движений с общественными и политическими  движениями, с правительствами и  международными организациями.

В солидарности воплощены такие ценности, как социальная ответственность, забота о других, взаимопомощь.

Поэтому солидарность является универсальной кооперативной ценностью, раскрывающей философию кооперативного движения.

В Декларации о кооперативной  идентичности МКА подчеркивается, что члены кооперативов придерживаются следующих этических ценностей: честность, открытость, социальная ответственность и забота о других.

Честность. Среди правил, регулирующих социально–экономическую  деятельность кооперативов, есть особые, которые основаны на понятии чести. Эти правила показывают как должны вести себя члены и работники кооператива, чтобы не запятнать честь кооператива и его хорошую репутацию. Первые кооперативы особо дорожили честностью кооператива, принимали кодекс чести.

Честность – главная нравственная основа кооперативная предпринимательства, предусматривающего производство высококачественных продуктов; продажу товаров чистым весом, полной мерой; доверие и гласность во взаимоотношениях между лицами, управляющими кооперативом и его членами.

Открытость кооперативов означает, что кооперативы должны быть открыты для всех жителей тех населенных пунктов, в которых они осуществляют свою деятельность. Открытость кооперативов не допускает дискриминации граждан. Все граждане могут вступать в члены кооперативов, пользоваться услугами кооперативных предприятий.

Открытость предполагает такие отношения кооператива  со своими членами и обществом, которые  обеспечили бы доверие к деятельности кооператива и совместное участие  в решении возникающих проблем. Поэтому кооперативы должны регулярно информировать своих членов, общественность, органы государственной власти о своей социально-экономической деятельности.

Социальная ответственность  означает стремление кооператива к  повышению уровня жизни, улучшению обслуживания своих членов и всех желающих пользоваться услугами кооператива без ущерба для других членов кооператива и общества.

Забота о других –  ценность, которая отражает заботу кооператива об окружающих. Коммерческая деятельность кооператива имеет сильно выраженную социальную ориентацию – заботу о тех, кто находиться «вне» кооператива и остро нуждается в социальной защите и помощи. Кооперативы распределяют часть доходов от хозяйственной деятельности между нуждающимися.

Многие кооперативы  вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие местности, в которой они расположены; многие кооперативы оказывают помощь кооперативам в слаборазвитых и развивающихся странах.

На основе кооперативных  ценностей разрабатываются кооперативные  принципы, которые реализуются в социально-экономической деятельности кооперативов и способствуют сохранению идентичности кооперативов и социальной направленности его деятельности.

Кооперативные принципы – это основные положения, правила, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, руководители и специалисты в повседневной социально-экономической деятельности.

Многие люди понимают принципы как заповеди. Однако принципы больше чем заповеди, так как они  являются путеводителем, с помощью  которого кооперативы внедряют кооперативные ценности в жизнь.

Кооператив может служить  надлежащим образом своим членам и обществу, если он соблюдает кооперативные  принципы. Ежедневно, принимая решения, нужно руководствоваться кооперативными принципами, чтобы обеспечить демократический характер хозяйственной деятельности кооператива, социальную ориентацию на удовлетворение потребностей членов кооператива.

Информация о работе Преимущества потребительской кооперации как кооперативной системы